Водь
Водь
Водь
Самоназвание:
вадьялайн. На рубеже XIX - ХХ вв. населяли западную часть современной Ленинградской
области (Кингисеппский район) - окрестности деревни Котлы и нижнее течение реки
Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях реки
Луги.
По
материалам П.И. Кeппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. В
настоящее время по приблизительным оценкам - менее 100 человек. Современное
водское население является потомками северо-западной группы води. Водь
относится к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы.
Водский
язык относится к финно-угорской группе Уральской языковой семьи. Водский язык
наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время
водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный.
Археологические
находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к
I тыс. н.э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен.
Территория води являлась частью Новгородских земель в составе которого
выделялась Водская пятина как административно-территориальная единица. В конце
XV в. территория расселения води вошла в состав Русского централизованного
государства. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории,
оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращении в
СССР в 1944-45 г. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на
расселение в местах прежнего проживания.
В
связи с малочисленностью води на территории Ленинградской области не
существовало водских национальных сельсоветов. Также не было школ с обучением
на водском языке.
Хозяйство
водских крестьян в XVIII - ХХ вв. в целом было схоже с хозяйством других
этнических общностей региона (русские, ижора, ингерманландские финны).
Земледелие
являлось основой хозяйства. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овоши
(репа, капуста), с XIXв. картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец,
свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях
близ Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный
лов. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Крестьяне
уходили на заработки в Санкт-Петербург или Нарву.
Древним
жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке
жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были
объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища
указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой
дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей - ижоры,
ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба.
Мужская
одежда утратила этноспецифические черты уже к началу XIX в. Лишь источники
XVIII в. отмечают ношение шапки с красным верхом, отороченной мехом как
особенность костюма водских мужчин. В комплексе женской одежды четко
различались одежда девушек, молодок и женщин. Девушки носили, глухой сарафан из
белого холста без рукавов - "амы", поверх которого надевали короткую
кофту - "ихад". После выхода замуж женщине коротко стригли, а в
прошлом (до второй половины XIX в.) брили волосы и одевали высокий головной
убор из белого полотна - "пайкас".
Значительную
часть традиционного рациона питания составлял кислый ржаной хлеб, различные каши
(ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. v картофель. Из овса
готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты
(простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, плоские ячменные
лепешки ("иивакко"), мясные блюда. Наиболее распространенным напитком
являлось пиво.
Водь
- православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI в.
относятся сведения о распространении в Водской земле идолопоклонничества и о
жрецах, которых называли арбуи. Еще на рубеже XIX-XX вв. сохранялись пережитки
почитания природных объектов: деревьев, камней.
Для
води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими
молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа v собственно сватовство,
когда жених и невеста обменивались залогами и табаки ("табакад"),
когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой
табак, пироги ("чиима-пиирага"). Курение табака всеми участниками
церемонии было непременным элементом этого этапа.
Были
широко распространены свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой
невестой и ее подружками. Накануне свадьбы как невеста, так и жених совершали
ритуальное мытье в бане.
В
похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое
время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать
камнями.
Основной
формой семьи в ХХ в. стала малая семья.
В
водских деревнях в XIX v начале ХХ вв. фольклористами были записаны свадебные и
лирические песни, исполнение которых могло сопровождаться игрой на кантеле.
Были широко распространены свадебные причитания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|