Умозрительная география и Южный океан
Умозрительная география и Южный океан
Умозрительная география и Южный океан
В.И.
Евдокимов канд. геогр. наук, доцент Московского городского педагогического
университета, учитель Земской гимназии г. Балашиха (Московская обл.)
1. Путь назад
Последний
великий географ нашего отечества, Вен.П. Семенов-Тян-Шанский (1870—1942), в 1915 г. выпустил в Петрограде этапную для отечественной географии книгу — «О могущественном
территориальном владении применительно к России. Очерк политической географии».
В ней, в частности, определялся рост могущества России путем создания на ее
территории культурно-экономических колонизационных баз. В советское время этот
путь стал главным путем освоения территории СССР: Хибины, Курская магнитная
аномалия, Магнитка, Турксиб, Кузбасс, Норильск, месторождения, каналы, ГЭС, водохранилища…
Достаточно взять любой школьный Атлас СССР для 9-го класса и открыть в нем
карту «Стройки …надцатой пятилетки», и эти колонизационные базы окажутся как на
ладони. В основе таких баз были либо месторождения полезных ископаемых (нефть и
газ Западной Сибири), либо стратегические оборонные заводы (Комсомольск-на-Амуре),
либо транспортные пути (Северный морской путь). В СССР все планировалось, в том
числе и такие базы. Нужда в упорядоченных геолого-географических исследованиях
была колоссальной, следствием чего и стало в нашей стране мощное развитие географии,
как экономической (просчитать и соразмерить размещение), так и физической
(охарактеризовать территорию и дать прогноз).
Вся
научная мысль и все порождаемые ею географические концепции появлялись из
практических нужд страны. Например, в морской (береговой) геоморфологии
плодотворные идеи вещественно-энергетических потоков в 1970—1980-е годы
развивались как реакция на необходимость остановить разрушение морских берегов,
в первую очередь — Черного и Балтийского морей. Основой этих идей стало
разработанное Ф. Энгельсом в книге «Диалектика природы» положение о движении
материи как направленном потоке вещества, энергии и информации, а необходимость
диктовало государство, оно же и финансировало географические исследования.
Практическим результатом стало создание специализированных производственных
организаций: Укрморберегозащита, Росморберегозащита и Латвморберегозащита, и их
успешная деятельность.
В
1991 г. возникла РФ, было упразднено планирование, создание колонизационных
баз прекратилось, практические нужды государства не обнародованы до сих пор, требования
его к географии неизвестны. Географы оказались в положении людей, от которых
ничего не требуют, но могут им помочь, если они, географы, предложат что-нибудь
интересное. Пришлось географам заняться теорией.
Вот
так и возникла естественная, часто неосознаваемая тяга к самому простому, понятному,
доступному и всеохватному направлению теоретической географии — к умозрительной
географии. В средние века это направление было весьма авторитетным. Так, английский
географ А. Дальримпль умозрительно подсчитал, например, население неведомой
Южной земли и получил цифру 50 млн человек. (В начале ХХ в. В.Я. Брюсов
использовал ее при работе над фантастическим рассказом о событиях будущего в
Антарктиде.) Да ведь и сама Terra Australis Incognita появилась на мировых
картах в результате умозрения: поскольку в северном полушарии много суши, а в
южном мало, а земной шар должен быть уравновешен, то, следовательно, на юге, вокруг
полюса, расположена обширная неведомая земля.
Достижения
умозрительной географии зафиксированы и на многочисленных картах средних веков,
на которых можно найти, например, полуостров Сахалин, остров Калифорнию, полуостров
Новая Земля. «Что-то там есть, надо показывать, покажем предположительно» — так
рассуждали картографы. Это оправданно, т.к. умозрительное положение этих
областей впоследствии, при уточнении истинного положения вещей, исправлялось.
Но
главные успехи умозрительной географии оказались в литературе и с блеском проявляются
там до сих пор. Это и остров Утопия Томаса Мора, и город Солнца Томазо
Кампанеллы, и остров сокровищ Роберта Стивенсона, и материк Большого Зуба Льва
Кассиля. От легкого приключения до глубоких социальных проектов — диапазон
очень широк.
И
в нынешние времена такие, например, явления географии, как суггестивные и
когнитивные карты, обнаруживают хотя и отдаленное, но достоверное родство с
умозрительной географией.
И
все бы ничего — ну пришлось географам перестраиваться, пришлось вспомнить
историю теоретической мысли, лишь бы на пользу пошло! Но проявляется эта тяга к
умозрительной географии опасным для географии образом.
В
новых школьных географических атласах на картах появились остров Кергелен на
юге Атлантики, Сарагосово море вместо Саргассово. В исторических атласах войска
Наполеона движутся в Россию в 1812 г. мимо городов Каунас (надо Ковно), Елгава
(Митава), Вильнюс (Вильно), Лиепая (Либава), Даугавпилс (Динабург); в средние
века ремесла развиваются в Таллине (надо Колывань) и в Тарту (надо Юрьев, затем
Дерпт). Карта, как жесткая система координат, закладываемая в голову ученика
средней школы, а значит, на всю жизнь (станет ученик политиком, так и продолжит
считать, что Тарту — исконно эстонский город, хотя основал его Ярослав Мудрый, в
крещении Юрий, в 1030 г. и назвал в честь себя — Юрьев), приобретает
умозрительную вариативность. Ничего хорошего для географии в таком развитии
событий нет.
2. Мировой океан и его составные части
Общепринятым
в отечественной педагогической (как вузовской, так и школьной) географической
литературе является деление единого Мирового океана (общей площадью 461, 22 млн
км2) на 4 составные части: Тихий океан (178, 7 млн км2), Атлантический (91, 6),
Индийский (76, 17) и Северный Ледовитый (14, 75 млн км2). Это настолько
устоялось, настолько прижилось, что в русском языке появилось и утвердилось
понятие «пятый океан», под которым подразумевается воздушный — его бороздят
воздушные суда или даже лайнеры. И все знают, что «Титаник» затонул в северной
части Атлантического океана, что Тихий океан — самый теплый и большой, что в
Северном Ледовитом океане водятся белые медведи, а в северной части Индийского
океана в 2004?г. прошла катастрофическая волна-цунами. Имеются разнообразные
карты, определены пути морских сообщений, намечены театры будущих военных
действий, установились географические названия (Приатлантическая низменность, Тихоокеанское
вулканическое кольцо…).
Всегда
ли была такая упорядоченность? Нет. В эпоху Великих географических открытий, когда
путешественники открывали и называли моря и океаны, при становлении картографии
и издании большого количества независимых карт, названия океанов были более
многочисленны и разнообразны, да и сами океаны определялись по-иному.
Тихий
океан. Великий, Восточный, Южный, Великое Южное море. Северная часть — море
Гессово, Черное, Калифорнийское; южная — море Судово или Иринеа, море Сур или
Цур; юго-восточная часть — Тихое море, Перуанский океан.
Атлантический
океан. Западный, Великий, море Мрака. Северная часть — Атлантический, Северный,
Каледонский; южная часть — Эфиопский океан.
Северный
Ледовитый океан. Гиперборейский, Северный, Скифский, Ледовое, Студеное, Полярное
море. Индийский океан. Тут «не повезло», всегда именовался Индийским. Есть в
истории особенный Южный океан, занимавший южную часть Атлантики и юго-западную
часть Индийского океана. Еще один особенный океан, Магелланов, объединял
юго-восточную часть Тихого и юго-западную Атлантического.
Океаны
накладываются друг на друга, меняют названия, не имеют ясных границ — в
современных условиях всеобщей стандартизации и компьютеризации, когда малейшее
несоответствие останавливает любой процесс, такая неразбериха просто
недопустима. Однако в географии она началась. Имя ей — Южный океан.
Появился
он еще в СССР, в знаменитом Атласе Антарктики (1966–1969): советские ученые
объединили южные акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов в одну и
назвали ее Южным океаном. Успехом этот океан в научно-образовательных кругах не
пользовался, особенно если учесть, где он находится. Но вот в последние годы
понятие «Южный океан» активно внедряется в школьные атласы, о нем пишут в
учебниках для педагогических вузов, о нем спрашивают на экзаменах, его ставят в
один ряд с другими океанами, о нем говорят как о само собой разумеющемся
объекте — части Мирового океана (а это значит, что в Индийском океане
отсутствует ледовый режим, и попробуй скажи что-нибудь об айсбергах, сползающих
с шельфового ледника Эймери в Индийский океан!), о невнимании к нему упрекают в
рецензиях…
3. Что такое Южный океан?
Советские
полярники выделили Южный океан в 1966 г. исключительно из эгоистических
побуждений — так удобнее для исследования Антарктики. (Это как если бы
ученые-исследователи Сицилии для удобства изучения острова объединили
прилегающие акватории Средиземного, Тирренского и Ионического морей в одну и
назвали ее Сицилийским морем.) Правда, эгоистические объяснения выдаются за
очевидные и понятные. И в самом деле: 1 — характеристики антарктических
акваторий Атлантического, Тихого и Индийского океанов между собой гораздо более
сходны, нежели, например, характеристики приантарктической и приэкваториальной
Атлантики (иногда говорят проще — объединяющее своеобразие гидрологического и
ледового режимов); 2 — легче один раз написать Южный океан, нежели три раза
написать южная часть Атлантического (или другого) океана; 3 — существуют вечные
соображения симметрии — есть Северный Ледовитый океан, значит, должен быть и
Южный.
Но
это — с первого взгляда. Со второго — нет.
Приэкваториальные
акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов тоже сходны между собой, но
выделять Экваториальный океан охотников нет. Сама же эта фантастическая мысль
показывает нелепость акватории Южного океана в плане — по пространственному
охвату это кольцо, а таких акваторий человек на Земле не выделяет. Крупные
массивы суши в центре акватории не располагаются, наоборот — именно массивами
суши и отделяются акватории одна от другой. Это хорошо заметно в Российском
секторе Арктики, в Средиземном море или в Юго-Восточной Азии.
Насчет
надписей на карте — они несут громадную смысловую нагрузку, а три надписи эту
нагрузку увеличивают более чем в три раза.
Симметрия
северной и южной частей Земли как геоида, похожего таки на шар, конечно, есть.
Но она уже отражена на картах мира, а именно: Арктика и анти-Арктика, Антарктика.
Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и прилегающие территории
Евразии и Северной Америки, Антарктика включает в себя материк Антарктиду и
прилегающие акватории трех океанов.
Итак,
очевидного-то нет. Но, может быть, прежде чем назвать океан, его определили, т.е.
буквально зафиксировали его пределы — географически ясно и бесспорно выраженные,
легко запоминаемые?
С
внутренней границей океана-кольца нет проблем — это берега Антарктиды. С
внешними не так: есть варианты.
Вариант
1. Южный полярный круг, а там, где круг пересекает сушу, граница сдвигается на
север.
Вариант
2. Линия, соединяющая южные точки Австралии, Африки и Южной Америки.
Вариант
3. Зона южной субтропической конвергенции (полоса схождений поверхностных
течений). Это примерно по 40° ю.ш. — близко к северной границе Антарктического
циркумополярного течения. (Прежде чем объяснить это семикласснику, учитель, наверное,
и сам должен как-то мысленно представить себе эту границу? А учитель, и даже
преподаватель вуза, часто представляют ее себе как стену застывшей воды, вдоль
которой со скоростью 3, 5 км/ч движется жидкая вода — ну, как, к примеру, вода
реки Невы движется вдоль гранитной Адмиралтейской набережной.)
Вариант
4. Южная периферия антарктической конвергенции, примерно 55° ю.ш. (48°—60°).
Вариант
4 замыкает акваторию площадью 36 млн км2. Называется и другая цифра, 86 млн км2.
Она относится к варианту 3, хотя и представляется сомнительной — уж очень
велика. Таким образом, площадь Южного океана принимается от 36 до 86 (!) млн
км2. При этом обе цифры приблизительны, так как определяемые ими границы
меняются в связи с пространственно-временными смещениями зоны субтропической
конвергенции.
4. Физикогеографическое районирование
Необходимо
напомнить о том, что физико-географическое районирование осуществляется
усилиями серьезных специалистов на основе анализа многочисленных условий, в том
числе и физико-географических. Последний по времени пример. После распада СССР
длительное время географы не знали, к каким районам отнести территории бывших
республик СССР при изучении курса «Физической географии материков и океанов».
Проще оказалось с Закавказьем — оно изучается теперь как часть субконтинента
Переднеазиатские нагорья. Сложнее было со Средней Азией и Казахстаном. Теперь
эта область за пределами России, и физико-географически ее включают в
субконтинент Центральная Азия, но не целиком, а в состав трех
физико-географических стран: 1) равнины Туранской плиты и Прибалхашья, 2) горы
и котловины Северо-Западного Китая и Средней Азии, 3) Гиндукуш-Каракорум-Памир.
Понятие «Средняя Азия», таким образом, из физико-географического превратилось в
исключительно страноведческое.
Так
вот, такое районирование осуществляется на карте непосредственно географом, чаще
— группой географов. Как правило, это маститые ученые, имеющие давно
устоявшиеся взгляды и уверенные в своем праве определять и называть. Но кроме
групп географов есть еще и географические школы. В группы географы объединяются
явно, а вот в школы — неявно, даже не зная друг друга, и даже не зная друг о
друге. Но достаточно географам при встрече обменяться несколькими
фразами-суждениями, и они безошибочно узнают сторонников своей или чужой школы.
Это как в авиации — «свой — чужой». В структурированной науке (а она сейчас
именно такая) это опознание очень важно, так как обязательно имеет результат —
от радушной улыбки и режима наибольшего благоприятствования до холодного
равнодушия и даже административных мер.
Существуют
ли в географической научной дисциплине «физическая география материков и
океанов» школы? Да, существуют. Их две. Условно их можно назвать так:
планетарники и сухопутники. Дело тут в исходной позиции, точке наблюдения.
Планетарники рассматривают планету Земля раВновнимательно, выделяя как
природно-территориальные комплексы, крупнейшими из которых являются материки, так
и природно-аквальные комплексы, крупнейшими из которых являются океаны. Для них
вся Земля — единый природный комплекс, в котором все находится на своих местах,
и никаких пропусков или перекрытий быть не должно. Сухопутники рассматривают
планету Земля раЗновнимательно, выделяя природно-территориальные комплексы и
окружающие их природно-аквальные. И для них Земля — единый природный комплекс, в
котором все находится на своих местах, но опорными в нем являются ядра
консолидации — материки и острова, суша, а океаны располагаются вокруг. На
практике это выглядит так: планетарники изучают острова Океании в разделе
«Тихий океан», так как эти острова (за исключением Новой Гвинеи) океанического
происхождения, а остров Исландию — в разделе «Атлантический океан», так как
этот остров является надводной частью срединно-океанического хребта; сухопутники
изучают острова Океании в разделе «Австралия и Океания», а остров Исландию — в
разделе «Евразия», так как эти острова — суша.
Сложились
школы во второй половине ХХ в., это хорошо заметно по корректировке названия
дисциплины: 1960-е годы — Физическая география частей света; 1980-е годы —
Физическая география материков (с прилегающими частями океанов); 2000-е годы —
Физическая география материков и океанов.
Корректировка
названия отразила повышение интенсивности использования Мирового океана, накопление
о нем большого количества сведений и переосмысление его роли в жизни
человечества. Отношение к этим переменам географов было неодинаковым.
Планетарники — это по большей части представители педагогических вузов, они
вынуждены постоянно следить за изменениями в образовательных стандартах, обновлять
курсы в соответствии с практическими требованиями к подготовке учителей, готовиться
к проверкам. «Над ними» много структур, «под ними» школа, они быстрее реагируют
на новое. А новое — это постоянное изучение океанов, однако же, и строгое
следование ГОСТам, программам, инструкциям и прочим нормативам. Для
планетарников Южный океан — искусственное, условное образование. Раз уж надо —
можно упомянуть, непременно при этом указав на проблемы выделения. Сухопутники,
как правило, представители университетов, они более теоретики, нежели практики,
они опираются не на нормативы, а на концепции и авторитеты. Они недоверчивы, консервативны,
а поэтому не торопятся, сохраняя взгляд на океаны как нечто вторичное, дополнительное,
имеющее смысл лишь как вода вокруг суши. Для них Южный океан — нормальный океан,
омывающий сушу, — почему бы и нет?
Понятно,
что идеи умозрительной географии изначально милее сухопутникам.
(Еще
есть преподаватели, которые не думают, а, увидев в атласе надпись Южный океан, повторяют
ее, исходя из соображений демонстрации собственной эрудиции, — в статье речь не
о них.)
5. Что делать?
Когда
же все-таки и по каким причинам так активно стал внедряться в умы и атласы
Южный океан? Не в 1970-е и не в 1980-е. Вот примеры. На карте Антарктиды, приложенной
к хорошо известному учебнику для 6-го класса В.А. Коринской, Л.Д. Прозорова, В.А.
Щенева «География материков» (1980 г.), Южный океан не показан. В Географическом
энциклопедическом словаре (географические названия), изданном в 1983 г., Южный океан определяется так: «условное назв. прилегающих к Антарктиде юж. частей Атлантич.,
Индийского и Тихого океанов, встречающееся в лит-ре; выделен в самостоят. океан
в сов. Атласе Антарктики (1969)». И более о нем ни слова. В авторитетном
справочнике Л.Д. Долгушина и Г.Б. Осиповой «Ледники» (1989) в разделе «Ледники
Антарктики» Южный океан не фиксируется. В не менее авторитетном справочнике
«Берега» (П.А. Каплин, О.К. Леонтьев, С.А. Лукьянова, Л.Г. Никифоров), вышедшем
в 1991 г., Южный океан один раз появился, но как! Это глава VI «Берега Южного
океана»: авторы свели в одно место описание берегов Антарктиды, а так как книга
структурно состоит из глав, посвященных берегам океанов, то и назвали берега
Антарктиды берегами Южного океана. Налицо уже отмеченные эгоистические
побуждения — так удобнее для описания берегов Антарктиды.
Таким
образом, рубежным для выделения Южного океана следует признать вовсе не 1969 г., а 1991-й: развал СССР и внедрение в умы лозунга «Всё можно!». Именно после 1991 г. вместе с ненужными фотографиями местности, людей и животных, виноградных гроздей и теплоходов,
портретами ученых, диаграммами, климатограммами и изображениями старинных
оптических приборов название Южный океан стало проникать в школьные атласы:
возникли тяга к умозрениям и нужда проявлять научную предприимчивость, а с ней
и торопливость.
Предприимчиво,
доказательно и авторитетно сторонники выделения Южного океана продвигают свою
идею в систему географического образования. Однако они старательно обходят два
очевидных и серьезных препятствия, делая при этом вид, что их не существует:
1.
Если Южный океан есть и является равноправным с другими океанами, то он должен
входить в состав Мирового океана. Это значит, что за счет Южного океана площади
остальных океанов уменьшатся. Это — суровая арифметика. Как решать эту задачу?
Сначала выделить Южный океан, т.е. провести границы. Затем посчитать площадь
оставшихся фрагментов: Атлантического, Индийского и Тихоокеанского. И вычесть
площадь каждого фрагмента из соответствующей площади каждого океана. Результаты
сложить. Задача довольно сложная, вдобавок должна решаться в 4-х вариантах. А
сколько промежуточных вариантов можно получить? Подменить сложение и вычитание
интегрированием? Видимо, на сегодняшний день это препятствие следует признать
непреодолимым.
2.
В нашей стране Мировой океан подразделен на четыре составляющих его океана:
Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, не просто так, а
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1935 г. Это — закон нашего государства, он действует. Его можно заменить, приняв новый, в котором и
разделить Мировой океан на пять океанов. Для этого необходимо выйти в
Государственную думу с проектом закона, в котором будет преодолено препятствие
1. Такой выход, на мой взгляд, просто невозможен, уже хотя бы потому, что
первый вопрос к инициаторам нового закона будет: «Зачем?». Ни прямого ответа, ни
толковых вариантов ответа не найдется.
Как
быть? Если не делать ничего, то вслед за Южным океаном на географические карты
тихой сапой проберутся и другие баснословные объекты умозрительной географии:
остров Туле, Земля Санникова, Винланд, Хеллуланд, Беловодское царство, остров
Буян, гора Алатырь и т.п.
Терпеливо,
аргументированно объяснять ненужность Южного океана трудно и даже опасно:
культура научной дискуссии в преподавательской среде не развита, и последствия
личного характера проявятся немедленно.
Наверное,
нужно действовать наоборот — деликатно помогать сторонникам выделения Южного
океана плавно перевести его в разряд плодотворных достижений умозрительной
географии (вроде Атлантиды или Эльдорадо). Пингвины, ледяные дороги, китобойная
флотилия «Слава», буксировка айсбергов из Южного океана в Персидский залив, поиски
таинственного входа внутрь полой Земли, загадочная антарктическая база
дисколетов Третьего рейха — вот некоторые элементы такого перевода.
Думаю,
что таким путем, приравняв Южный океан к умозрительно образованным
географическим объектам, постепенно удастся вывести понятие «Южный океан» из
обихода образовательной географии. Это надо сделать обязательно, иначе реальное
описание Земли смешается с умозрительным, карты окончательно превратятся в
произведения искусства: от комиксов до высоких шедевров, и наступит крах
географии вообще.
***
Что
же касается возможностей умозрительной географии, то они всё же с наибольшим
успехом реализуются вне реальных географических карт. Так, умозрительная
трансформация «полуостров-остров» эффектно использована в известном романе
Василия Аксенова «Остров Крым», а умозрительная африканская страна Нагония — в
повести Юлина Семенова «ТАСС уполномочен заявить». Правда, здесь необходим
талант, воображение, художественное чувство, ну так что ж с того? Сумел же А.С.
Грин придумать, описать и населить вполне живыми образами большую страну?
Исследователи его творчества дали ей название «Гринландия», но в школьные
атласы помещать не стали.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://geo.1september.ru
|