Телеуты
Телеуты
Телеуты
Численность
- около 2594 человека. Язык - тюркская ветвь алтайской семьи языков. Расселение
- Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Живут в южной Сибири.
Самоназвание - теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность - на русской
графической основе.
Древнейшие
предки телеутов - древнетюркские племена теле, расселившиеся в Центральной
Азии, впервые упоминаются в литературных источниках в 1601 г. Их тогда называли
"белыми калмыками". В XVII в. телеуты представляли крупное
объединение кочевников Верхнего Приобья v улус. В начале XVIII в. большая их
часть была уведена западными монголами в Джунгарию, где кочевала свыше 50 лет.
В
XIX - начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные
группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также
хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом
отношении остается бачатская группа.
У
телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы
горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию
русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое
земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес,
ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда)
перешли к сложным сохам. В XIX - начале ХХ вв. на севере Горного Алтая
разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В
наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили
тавром (меткой типа тамги).
Традиционным
промыслом была охота: верхом v на зайцев, лисиц, волков и на лыжах - на
медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей.
Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток,
куликов, из мелких зверьков v кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков,
барсуков. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства.
Занимались пасечным пчеловодством. Из домашних ремесел широкое развитие
получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.
Характерными
типами жилища в это время были аланчык - наземная каркасная коническая
постройка из жердей и коры или бересты. Внутри жилище делилось на мужскую и
женскую части.
В
отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ в. почти не сохранилась,
хотя отдельные элементы костюма: кафтан, теплый стеганый халат, шубы, кожаная
обувь типа поршней бытовали вплоть до 1960-х гг. Шаровары из ситца или холста,
длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником,
легкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые
праздничные халаты принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая
верхняя одежда - стеганый халат и шубы. Украшения - накосники, серьги, кольца,
перстни, браслеты, броши из меди и серебра.
К
блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста,
луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или
чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и
т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков,
барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие
пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у
русских. Традиционными напитками и продуктами из молока можно назвать айран,
чегень, аракы (молочную водку), сыры, варенец, сметану и др.
Общественным
укладом телеутов до их вхождения в состав России служила кочевая улусная
организация. Улусы XVII-XVIII вв. представляли объединения родов (сеоков).
Власть в улусе наследовалась в рамках одного "княжеского" рода, при
котором существовали особые привилегированные кланы (укту - "лучшие
люди"), отличавшиеся от различных категорий населения.
Шаманизм,
основой которого является анимизм, - традиционная религия народа. По
представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет
16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени).
В
приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная
миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а
в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники,
учителя, краеведы.
Среди
национальных обычаев интересны две формы брака v сговор (сватовство) и умыкание
(похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних:
взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии,
как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир
(той).
Телеуты
считают покровительницей детей Май-эне - молодую, красивую, добрую женщину.
Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии
только старых людей. Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX v
начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме
телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали
покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день
смерти.
С
конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники.
Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай
коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до
середины ХХ в.
Одним
из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания
"Алтай Куучун", "Козийка И Баян-Слу" и др.), исполняемый
сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с
резонатором из жеребячьей шкуры. Распространены также исторические предания и
песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами
подданства России и пр.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|