Союзная Республика Югославия: время перемен
Союзная Республика Югославия: время перемен
Союзная Республика Югославия: время перемен
Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах
взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях
действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический
потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает играть активную роль в
региональном экономическом сотрудничестве. В январе 1994 г. руководство СРЮ
приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было положено
стремление стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении
постепенного роста производства и уровня жизни.
Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического
восстановления стал новый динар, курс которого был приравнен к немецкой марке,
имел золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим и
реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович, многие годы
отдавший работе в международных финансовых организациях, - управляющий
Национального банка Югославии.
Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре,
управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде
других отраслей. Иностранные компании получили право вкладывать капитал в
практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть
единственным владельцем, вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в
югославскую экономику.
С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении
финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое восстановление
страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая
была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее
значительные размеры в условиях галопирующей инфляции.
Решительному сокращению были подвергнуты расходы на
здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование
этих отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей
экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах
государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за
предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного
управления.
Путем принятия федеральных законов о преобразовании отношений
собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены
возможности экономического развития, достигнуто значительное приближение норм
отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате,
несмотря на все политические сложности, в последние несколько лет в СРЮ
отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового
национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия оказалась в
числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом
году.
СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных условиях,
порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и
инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития и
интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил
в последние годы малый и средний бизнес.
Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще
недавно были практически невозможны из-за международных санкций. Экономическому
росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными,
традиционными иностранными партнерами. С ослаблением эмбарго новый интерес к
югославской экономике был проявлен в сопредельных странах, Российской Федерации,
Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока.
Особую привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные
отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его
продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны
свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово,
Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.
В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных инвестиций более
чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В
этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых
долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда
долларов США.
Особую роль для югославской экономики играет развитие
сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны,
эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку, реально
оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних
санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3
ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета
Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также
Центральной Азии.
СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и
средиземноморская страна очень заинтересована в развитии международных
контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их в
контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского
Союза.
На состоявшемся недавно втором саммите стран Юго-Восточной Европы
в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации
процесса заключения этими государствами двусторонних соглашений по свободной
торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем
регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области
транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное
значение созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления
экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в
целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского
бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования транспортных
возможностей Дуная.
Европейское измерение внешней политики Югославии реализуется в
полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности,
воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии и соглашениях
Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:
добрососедство, т.е. развитие всестороннего сотрудничества с
государствами-соседями и интенсификация регионального сотрудничества;
поддержание равноправного сотрудничества со всеми другими
европейскими странами, нормализация отношений и налаживание сотрудничества с
Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;
восстановление и активизация полноправного участия во всех
европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.
Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах
– принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах Югославии, и в
интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем
государствам нашего континента нельзя ожидать эффективных результатов
политического и экономического сотрудничества.
Восстановление достойного места Югославии в европейских
интеграционных процессах будет зависеть как от использования национального и
регионального политико-экономического потенциала, так и от непосредственной ее
поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею традиционные
дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ
открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на
укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные
препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и
блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным
экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных
государств.
Экспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года
|
 |
|