![]() ![]() |
Главная страница > Северный Экономический Регион РФ | Северный Экономический Регион РФ |
|
![]() |
Глава 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении , рыбной промышленности. На его долю приходится 1/3 производства бумаги в стране, 1/5 - картона, около 1/5 - улова рыбы, значительная часть производства алюминия, никеля, фосфорных удобрений и добычи фосфорного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей промышленности. Важной особенностью Северного района является формирование на его территории Тимано-Печорского территориально-производственного комплекса -крупной топливно-энергетической базы европейской части страны. Глава 5. РАЗМЕЩЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РАЙОНА. ИХ РОЛЬ В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ. Структура промышленного производства отличается преобладающим развитием добывающих отраслей. Основными отраслями специализации являются топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, химическая, лесная и лесоперерабатывающая а также некоторые отрасли машиностроения. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ сосредоточена главным образом в республике Коми и представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями. На фоне острого дефицита топливных ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны. Ведущей базой угольной промышленности является Печорский бассейн. Его геологические запасы оцениваются в 214 млрд. т. Значительны запасы коксующихся углей - этого ценного сырья для металлургии и энергетики. Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля. Значительны запасы нефти и газа на континентальной части района, здесь открыто более 20 месторождений нефти и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья. Ежегодно здесь добывают более 20 млн.т. нефти и кол о 20 млрд.м. кубических газа. Ведутся поиски новых месторождений как на материковой части района, так и на шельфе. Гидроэнергетические ресурсы района обеспечивают (главным образом в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми) благоприятные условия для развития ЭНЕРГЕТИКИ. Широко используются для строительства гидроузел реки. Достаточное количество воды, наличие свободных земельных площадей, низкая степень заселенности - все это создает предпосылки для размещения атомных станций. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове. Следует сказать, что в комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения трудоемкости производства и повышения уровня жизни населения. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Северного района представлена одной из четырех главных металлургических баз страны, включающей Череповецкий металлургический завод и его сырьевую базу - Оленегорское и Ковдорское месторождения железной руды. Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассейна. Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно наращивает мощности. В 1982 г. введен в действие Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный совместно с Финляндией. Его продукция - железорудный концентрат и окатыши - будет поставляться на Череповецкий завод и на экспорт. Развита ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ, особенно медно-никелевая промышленность, представленная объединением "Никель" в Мурманской области, использующим сырьевую базу в пределах района и лишь частично перерабатывающим норильское сырье. По масштабам производства оно занимает одно из ведущих мест в стране. В районе расположены также два алюминиевых завода, продукция которых вывозится в другие районы страны. Территория Северного района обладает крупными ресурсами руд, содержащих алюминий, которые рассматриваются как наиболее эффективный источник перспективного развития глиноземного производства. Это Северо-Онежское и Вежаю-Ворыквинское месторождения бокситов и апатито-нефелиновые руды Хибинского массива. В настоящее время частично используются нефелины и североонежские бокситы. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ включает крупнейшее в стране предприятие по добычи фосфатных руд - производственное объединение "Апатит" в Мурманской области, поставляющее около 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, направляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в настоящее время интенсивно используется. Достаточно сказать, что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработано 300 млн.т. апатитового концентрата. Отрасль представлена также крупным азотно-туковым комбинатом в Череповце, небольшими предприятиями по производству пластических масс и газоперерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными предпосылками для развития химической промышленности прежде всего производства полимеров, располагает республика Коми на основе полного использования попутного газа, а также конденсата. МАШИНОСТРОЕНИЕ представлено рядом крупных специализированных предприятий, обслуживающих потребности народного хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по производству бумагоделательных машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных тракторов в Петрозаводске, предприятия судостроения и ремонта судов в Мурманске, Архангельске, Котласе. Значительное развитие получили металлообработка и ремонт горной техники, тракторного парка лесозаготовительной промышленности. ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ отросли промышленности являются одними из важнейших отраслей хозяйства района. Резервами их дальнейшего развития является вовлечение а эксплуатацию нетронутых лесных массивов на северо-востоке Архангельской области и в центральной части республики Коми, а также полное использование лиственной низкосортной хвойной древесины. Северный район - основной район целлюлозно-бумажной промышленности страны. На территории района расположен целый ряд крупных предприятий отрасли. Почти половину бумаги производит Карелия, где наиболее крупными центрами целлюлозно-бумажной промышленности являются Сегежа и Кондопога. Дальнейшее развитие отрасли возможно за счет расширения и реконструкции действующих предприятий и строительства новых комбинатов. Важной задачей является расширение использования лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расширение деревообрабатывающих производств, в том числе использующих древесные отходы. Особое место среди отраслей специализации промышленности занимает РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, представленная океаническим ловом рыбы, опирающаяся на Мурманский и частично Архангельский порты, а также морским рыболовством в Белом море и производством рыбных консервов (порты Беломорск и Кандалакша). СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Важное место в комплексном развитии Северного района, прежде всего с позиции удовлетворения потребностей его населения в продуктах питания, занимает сельское хозяйство. Для района в целом характерна низкая сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1 процента площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей, распределении по его территории, 95 процентов всех сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской области, где сельское хозяйство получило наибольшее развитие и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства. На остальной территории Северного района, в Мурманской области, Карельской республике и республике Коми, отрасль представлена местным сельским хозяйством с ограниченной структурой, главным образом овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства. Развитие этих подотраслей сельского хозяйства определяется необходимостью удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и скоропортящихся продуктах питания. Создание, например, близ Мурманска крупного тепличного хозяйства при высокой урожайности выращиваемой продукции позволяет обеспечивать население этого крупного промышленного центра свежими овощами местного производства круглый год. РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного района представлено производством зерновых и технических культур, картофеля, овощей в основном на территории Вологодской и Архангельской областей. Из общей посевной площади района, составляющей около 1,3 млн.га., кормовыми культурами занято немногим менее 60 процентов, зерновыми (рожь, ячмень, овес) - 1/3, картофелем и овощами - около 5 процентов и техническими культурами (главным образом льном-долгунцом) - 3 процента. Низкое естественное плодородие почв, сложные климатические условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур, в то время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает средне широтным районам страны. ЖИВОТНОВОДСТВО является ведущей отраслью сельского хозяйства района и обеспечивает более 80 процентов производства валовой сельскохозяйственной продукцией. Отрасль представлена молочным животноводством, развиты свиноводство и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской областей, республике Коми развито оленеводство. В сельской местности южной части района, главным образом Вологодской области, широкое развитие получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой продуктивностью и рентабельностью. Современный уровень развития сельского хозяйства Северного района обеспечивает некоторое увеличение производства основных продуктов питания: мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых культур. Однако удовлетворение потребностей населения в соответствии с рациональными нормами питания вызывает необходимость завоза сельскохозяйственной продукции из других районов страны. Из средне широтных и южных районов страны сюда завозят зерно, мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее молоко и молочные продукты. Таблица 2. РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВЕРНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отрасль промышленности |
Административно-территориальная единица |
Наименование промышленного центра |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черная металлургия |
Вологодская обл. |
Череповец |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цветная металлургия |
Мурманская обл. |
Мончегорск, Кандалакша. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
республика Карелия |
Надвоицы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Машиностроение |
Вологодская обл. |
Череповец,Вологда. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архангельская обл. |
Архангельск. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
республика Коми |
Инта,Воркута,Сык-тывкар,Щельяюр |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мурманская обл. |
Мурманск |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
республика Карелия |
Петрозаводск |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нефтеперерабатывающая |
республика Коми |
Ухта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Химическая |
Вологодская обл. |
Череповец |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
республика Коми |
Сосногорск |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лесная и древо-обрабатывающая |
Мурманская обл. |
Мурманск, Канда-лакша, Умба. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
республика Карелия |
Петрозаводск, Южкозеро,Кестеньга, Кемь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вологодская обл. |
Белозерск, Сокол, Великий Устюг. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архангельская обл. |
Архангельск.Онега Карпогоры,Котлас, Коноша. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
республика Коми |
Сыктывкар,Воркута Нарьян-Мар. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целлюлозно -бумажная |
республика Карелия |
Суоярви,Кондопога Питкяранта. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архангельская обл. |
Кодино,Новодвинск Коряжма. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыбная |
Мурманская обл. |
Мурманск |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
республика Карелия |
Беломорск, Петрозаводск. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Архангельская обл. |
Архангельск.Мезень,Шойна,Индига |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта:
железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда -Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.
Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов, железной руды), так и других районов страны.
Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути. Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.
Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).
Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.
Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.
Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск
- Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров - Ярославль
Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно.
Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕГИОНЕ.
Северный экономический регион России очень не благоприятен с экологической точки зрения. Архангельская область, например, уже сегодня сталкивается с серьезными экологическими проблемами. Лесоперерабатывающие предприятия загрязняют землю, воздух и реки. Уменьшились запасы питьевой воды, леса, рыбы. Ядерный полигон на Новой Земле представляет серьезную угрозу как очаг радиации. В акватории Баренцева и Белого морей проводились захоронения токсичных веществ. Ущерб природе наносит и деятельность Плесецкого космодрома.
В Вологодской области особенно резко стоит проблема загрязнения воздуха и воды. Предприятия одного только Череповца ежегодно выбрасывают в атмосферу 500 тыс. т вредных веществ; большая часть жилых кварталов города Загрязнена ядовитыми выбросами. А из-за малой мощности очистных сооружений весь речной и озерный край, в том числе Вологда, часто испытывает нехватку питьевой воды.
Но все-таки особенно экологически неблагоприятным районом не только Северного региона, но и всей России является Мурманская область. Выбросы предприятий цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения, отходы военных баз, деятельность многочисленных ГЭС на горных реках и Кольской атомной электростанции тяжёлым бременем ложатся на природу Мурманской области. В реки и озёра попадают промышленные и бытовые стоки, содержащие тяжёлые металлы, в том числе никель (с комбинатов «Североникель» и «Печенганикель» в городах Мончегорск, Никель и Заполярный), и фтор (с предприятия «Апатит» в Кировске). Стоки с рудников, свалок, нефтехранилищ, крупных животноводческих ферм просачиваются в грунт и загрязняют подземные воды. Например, 1 подземных водоносных горизонтах в районе комбината «Печенганикель» содержание загрязняющих веществ превышает ПДК в 24—25 раз. Из-за наличия в воздухе и почвах тяжёлых металлов и соединений, серы уже погибло 1000 га леса. Вместе с потоками воздуха загрязняющие вещества попадают на территорию Норвегии и Финляндии. От атмосферных загрязнений страдает и Лапландский биосферный заповедник, расположенный на Кольском полуострове.
Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Казанский Н.Н. и др. Экономическая география транспорта.
- М.: Транспорт, 1991.
2. Данилов А.Д. и др. Экономическая география СССР.
-М.: Высшая Школа, 1983.
3. Данилов С.К. Экономическая география транспорта СССР.
-М.: Транспорт, 1977.
4. Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник.
-М.: Статистика, 1990.
5. Казанский Н.Н. География путей сообщения.
-М.: Транспорт, 1977.
6. Морозова В.М. Знание – на службу нуждам севера
САПИ-Торг-Книга, Якутск, 1997.
7. Энциклопедия для детей. Том 12. Россия: природа, население, экономика
-М.: Аванта+, 1998.
8. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология
-М.: Аванта+, 2001.
9. Алексеева А.И. и др. География России
М.: Дрофа, 2002.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………….1
Физико-географическое положение региона. Природа региона………………………………………………………2
Экономико-географическое положение региона………3
Население и трудовые ресурсы…………………………..4
Общая характеристика размещения производительных сил Северного экономического региона………………..5
Размещение важнейших отраслей промышленного производства района. Их роль в общероссийском производственном потенциале…………………………..6
Характеристика транспортной системы Северного экономического региона…………………………………11
Экологическая обстановка в регионе…………………..13
Заключение………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………..15
Новости |
---|
Copyright © 2006-2012 |