Рутульцы
Рутульцы
Рутульцы
Рутульцы,
рутулы, самоназв.: мыхадбыр, мюхадар, народ в Российской Федерации (19,5 тыс.
чел.). Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане (Рутульский и
Ахтынский районы, основное селение - Рутул) - 14,95 тыс. чел. Живут также в
Азербайджане (Нухинский р-н). Общая численность - 20,4 тыс. чел.
Говорят
па рутульском (или мухадском) языке нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский.
Разрабатывается письменность на русской графической основе. Верующие -
мусульмане-сунниты.
Основные
занятия - животноводство и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - яровая
и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы -
сукноделие, ковроткачество, произ-во войлока, шерстяной вязаной обуви,
узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра
и др.
Преобладающей
формой семьи у Рутульцев была малая. Наиболее крупной родственной группой был
тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума
решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т.д. Селения
строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились
крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.
Одежда
мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и
прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду),
слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с
газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь -
вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы
(келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг; в пограничных с
Азербайджаном селениях - короткая, до бeдер, распашная кофта и длинная широкая
юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный
треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком.
В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.
Основная
пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб из пресного и кислого теста.
Наиболее распространeнные блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная и
толоконная каши, пироги. Среди национальных праздников самый большой годовой
праздник - эр - знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным
маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце зимы. Развиты
разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы,
поговорки, ашугская поэзия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|