Развитие сельского хозяйства современного Алжира
Развитие сельского хозяйства современного Алжира
землевладение реформа сельский алжир
Реферат: Развитие сельского хозяйства современного
Алжира
Современные социально-экономические структуры в
сельском хозяйстве Алжира сложились в результате сложного и подчас
противоречивого исторического процесса, на который оказали влияние традиционная
система землевладения и землепользования, аграрная политика колониальных
властей, а также реформы и преобразования, проведенные в сельском хозяйстве
страны после завоевания независимости в 1962 г.
В первые годы независимого развития основой новых
аграрных структур в Алжире стал самоуправляемый сектор, созданный после бегства
иностранных колонистов на основе национализированной иностранной земельной
собственности и унаследовавший в силу этого и присущую колонистским фермам
экспортную направленность. Самоуправляемым фермам были присущи черты как
государственных, так и кооперативных хозяйств.
После 1971 г. в ходе аграрной реформы, целью которой
была перестройка отсталых традиционных структур, был создан кооперативный
сектор. Аграрная реформа предусматривала ограничение собственности крупных
землевладельцев-абсентеистов, ликвидацию архаичных пережитков, мешавших росту
производства, повышение эффективности использования земельного фонда. При этом
сохранялись рентабельные современные частные фермы.
Распределение земли между безземельными и
малоземельными крестьянами в ходе аграрной реформы сочеталось с обязательным
вступлением крестьян в кооперативы различных типов, из которых около 75%
приходилось на производственные. Реформа проходила поэтапно и продолжалась
вплоть до начала 80-х годов, несмотря на объявленные правительством более
ранние сроки завершения. Основным направлением хозяйственной деятельности
кооперативного сектора стало производство зерна для внутреннего потребления.
В результате аграрной реформы к 1981 г. между 92,2
тыс. крестьян было распределено 1303 тыс. га земли. Согласно оценке
специалистов, землю получили лишь 25,4% нуждавшихся в ней феллахов. Путем
всевозможных уловок крупным землевладельцам и абсентеистам удалось сохранить у
себя около 1/3 всей пахотной земли. Площадь земель, не подвергшихся изъятию по
условиям закона об аграрной реформе, почти в два раза превысила площадь изъятых
земель. По подсчетам алжирских специалистов, за счет этого фонда можно было бы
дополнительно наделить землей 120-150 тысяч безземельных семей, что улучшило бы
положение в частном секторе, снизив число безработных.
В результате проведенных преобразований в сельском
хозяйстве Алжира к началу 80-х годов сложилось три сектора: самоуправляемый,
кооперативный и частный. В 1982 г. на долю сельскохозяйственных предприятий
обобществленного сектора (включавшего 2 тыс. самоуправляемых и 5,8 тыс.
кооперативных хозяйств) приходился 41% обрабатываемых земель и 40% экономически
активного населения в сельском хозяйстве. Они давали 46,2% продукции
растениеводства в целом, 40-50% зерна. Их доля в валовой сельскохозяйственной
продукции страны доходила до 30%. В этих хозяйствах использовалась основная
часть сельскохозяйственной техники, в том числе 76% тракторов, 100% других
сельскохозяйственных машин и орудий, более 60% минеральных удобрений, 75%
гербицидов и пестицидов. Самоуправляемый сектор, например, имел возможность
использовать и научные достижения в области семеноводства: уже в середине 70-х
годов на этот сектор приходилось 73% всех селекционных семян, использовавшихся
для посевов. К началу 80-х годов в хозяйствах обобществленного сектора
значительно возросло применение высокоурожайных и засухоустойчивых семян
мексиканской пшеницы.
Создание самоуправляемого и кооперативного секторов
под контролем государства имело целью формирование в сельском хозяйстве страны
современной индустриальной системы производительных сил и решение на этой
основе задач быстрого развития сельскохозяйственного производства для
удовлетворения внутренних потребностей страны и повышения его эффективности. В
основополагающих документах революционно-демократического режима тех лет
(Хартии аграрной революции, Законе об аграрной революции, Национальной хартии,
в большей или меньшей степени касавшихся аграрных структур, подчеркивалась
необходимость первоочередного развития общественного сектора (самоуправляемого
и кооперативного), провозглашался принцип ликвидации эксплуатации чужого труда,
хотя принцип частной собственности также поддерживался.
Поэтому в развитие самоуправляемого и кооперативного
секторов государство вкладывало основную часть выделяемых для сельского
хозяйства материальных и финансовых средств. Алжирские власти сознавали и
социальное значение этих секторов, поскольку они обеспечивали занятость
значительному числу сельскохозяйственных рабочих и мелких крестьян, зачастую в
ущерб собственной рентабельности, поскольку многие хозяйства были просто
перегружены рабочей силой.
Однако, несмотря на крупный производственный и
людской потенциал, роль обобществленного сектора в производстве
сельскохозяйственной продукции была явно неадекватной и не соответствовала
существовавшим возможностям. В особенности это касалось сектора самоуправления,
которому принадлежали самые плодородные в стране земли. Достаточно сказать, что
к 1980 г. его доля в валовой сельскохозяйственной продукции страны снизилась до
24,3%, в то время как высокодоходный колонистский сектор до независимости
обеспечивал до 60% всего объема сельскохозяйственного производства.
Несмотря на приоритетное положение обобществленного
сектора в 60-е - 70-е годы, по сравнению с частным, в деле финансирования и
снабжения современными технологическими средствами, решающего сдвига в
производстве сельскохозяйственной продукции в эти годы не произошло. Некоторое
улучшение наблюдалось лишь в производстве кормов, технических культур (сахарной
свеклы, томатов для переработки). Несколько возросло производство фруктов,
включая цитрусовые. В производстве же зерна и зернобобовых, являющихся
важнейшей составной частью продовольственного рациона населения, наблюдался
застой.
Основную часть сельскохозяйственной продукции давал
частный сектор. В нем в середине 80-х годов насчитывалось около 700 тысяч
индивидуальных хозяйств. В производстве он играл ведущую роль, обеспечивая 70%
валовой продукции аграрного сектора. На его долю приходилось 50-60%
производства зерна, 60% огородных культур, 80% молока, 90% мяса.
Несмотря на наличие некоторой части рентабельных
хозяйств (занимавшихся преимущественно производством высокотоварных культур на
экспорт), обобществленный сектор в целом оставался малоэффективным.
Неоднократно предпринимавшиеся правительством специальные меры с целью
исправить положение положительных результатов не приносили. Причины такого
положения в целом были общими как для самоуправляемого, так и для
кооперативного секторов. К ним, в первую очередь, можно отнести жесткую
централизацию управления и контроль государства практически над всеми сторонами
хозяйственной деятельности, порождавший фактический отрыв работников от земли и
как следствие безинициативность и апатию работников, бюрократизм администрации,
неотлаженность системы поставок и сбыта, большой разрыв в ценах на поставляемые
государством сельскохозяйственные машины и оборудование и получаемую в аграрном
секторе продукцию, нехватку специалистов, стремившихся из-за низкой зарплаты
перейти в другие отрасли, низкий общеобразовательный уровень и старение
работников. Так, например, в середине 70-х годов доля неграмотных в хозяйствах
самоуправляемого сектора составляла 77-81%, а более 75% постоянных работников
здесь составляли лица старше 50 лет. Среди причин, содействовавших снижению
эффективности производства в кооперативном и самоуправляемом секторах, следует
отметить и постоянные задержки с финансированием, что не позволяло полностью
использовать производственный потенциал хозяйств, новые технологические
средства. Все это усугубляло положение в аграрном секторе.
В начале 80-х годов в экономическую политику Алжира
были внесены значительные коррективы, что объективно было обусловлено
углублением отраслевых и региональных диспропорций, возникших в результате
проводившейся в 70-е годы форсированной индустриализации, снижением
эффективности капитальных вложений, застоем в сельском хозяйстве, нарастанием
экономических и социальных трудностей.
Основные изменения в стратегии экономического развития
были сформулированы на внеочередном съезде партии ФНО в июне 1980 г. и отражены
в его резолюциях и планах развития на 1980-1984 и 1985-1989 гг., а также в
новой редакции Национальной хартии, принятой в 1986 г. Они в основном касались
перенесения акцентов с наращивания мощностей на достижение эффективности и
рентабельности производства, повышение роли частного сектора, усиление внимания
к нуждам сельского хозяйства и социальной сферы. В результате в планах развития
произошло некоторое перераспределение инвестиций в пользу аграрного сектора и
социальной инфраструктуры.
Эти изменения объяснялись тем, что недостаточные
темпы развития сельскохозяйственного производства, отстававшие от роста
населения, привели к серьезному обострению продовольственной ситуации. Уровень
самообеспеченности Алжира продовольствием снизился с 93% в 1963 г. до 35% в
1985 г. Напряженное экономическое положение и необходимость скорейшего решения
продовольственной проблемы остро поставили перед алжирским руководством вопрос
о повышении эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения
рентабельности хозяйств, реорганизации системы управления аграрным сектором.
Было ясно, что жесткое государственное регулирование в агросфере не может
решить этих сложных насущных задач, что оно изжило себя.
С начала 80-х годов развитие аграрного сектора и
повышение его эффективности в целях решения продовольственной проблемы было
выдвинуто руководством страны в качестве важнейшей стратегической задачи, что
нашло отражение в решениях внеочередного съезда партии ФНО 1980 г., съезда 1983
г. и последующих пленумов ЦК ФНО. В процессе реализации этой задачи важное
значение в аграрной политике придавалось преобразованием в области
социально-экономических структур, в том числе реорганизации обобществленного
сектора, наделению крестьян землей, развитию частного предпринимательства на
селе, созданию семейных ферм.
Необходимость перестройки обобществленного сектора
алжирское руководство обосновывало требованием более эффективного использования
вкладываемых в аграрный сектор средств, максимального использования машинной
техники, интенсификации производства. Одновременно была выдвинута задача
наиболее полной мобилизации ресурсов частного сектора в целях вовлечения его в
решение общенациональных задач. На пленуме ЦК партии ФНО в 1981 г. было принято
специальное решение об усилении роли частного сектора в производстве, что было
затем закреплено в новой редакции Национальной хартии, в силу чего частный
сектор был уравнен в правах с общественным.
В соответствии с установками государственных и
партийных органов в 1980 г. началась перестройка самоуправляемого, а в 1982 г.
- кооперативного сектора. Вначале было решено разделить слишком крупные
хозяйства на более мелкие и потому лучше управляемые фермы, чтобы достигнуть их
более высокой эффективности. Затем, в 1983 г., все самоуправляемые и
кооперативные хозяйства были объединены и на их основе были созданы более 3,4
тыс. так называемых "социалистических сельскохозяйственных
предприятий" общей площадью в 2,8 млн. га. При проведении структурной
реорганизации обобществленного сектора большое значение придавалось
реприватизации хозяйств, в первую очередь нерентабельных и малорентабельных.
При этом в личное пользование было передано около 700 тыс. га земли. К концу
1987 г. в аграрном секторе было создано 3.264 "социалистических
сельскохозяйственных предприятий" на площади 2,5 млн. га, деятельность
которых регулировалась государством. В них было занято 138 тыс. постоянных и
200 тыс. сезонных работников.
С 1987 г. в Алжире началось осуществление
экономической реформы на основе либерализации экономики и децентрализации
управления народным хозяйством, а в сельском хозяйстве наступил новый этап
реорганизации малорентабельного государственного по существу сектора. Его суть
заключалась в реприватизации земель и создании небольших по размерам и
самостоятельных в финансовом и экономическом отношении хозяйственных единиц,
способных эффективно работать в условиях рыночной экономики. В сельском
хозяйстве новая система управления вводилась законом № 87-19, предусматривавшим
дальнейшую реорганизацию "социалистических сельскохозяйственных
предприятий". В соответствии с его условиями земля, находившаяся в их
пользовании, распределялась среди крестьян на правах долгосрочной аренды у
государства (сроком до 99 лет) небольших участков размером по 2 и более га. При
этом поощрялось их объединение в так называемые "коллективные
предприятия", т.е. своего рода кооперативы. Минимальное число членов
подобных объединений составляло 3, а максимальная площадь
"предприятия" не должна была превышать 2 тыс. га. На малоплодородных
землях или неудобьях закон допускал участие в "коллективных
предприятиях" и меньшего числа членов или вообще индивидуальную обработку
земли.
В соответствии с законом крестьяне, получившие землю
в аренду, должны были личным трудом участвовать в производстве, однако при
необходимости они могли нанимать дополнительных работников. Что касается
"коллективных предприятий", то предполагалась их полная
самостоятельность в хозяйственном отношении. Все вопросы производственного
характера, в том числе найма дополнительных работников, севооборота,
ассортимента высеваемых культур и др., относились к компетенции самих
объединений и их членов. Государственные органы призваны были осуществлять лишь
общее руководство предприятиями в рамках проводимой экономической политики.
Создаваемые объединения формально считались коллективными, а по существу
представляли собой небольшие фермерские коммерческие компании. По истечении
пятилетнего переходного периода становления хозяйства, налаживания производства
и получения прибыли арендуемая земля могла быть выкуплена у государства. Таким
образом в ходе реорганизации обобществленного сектора более 2,8 млн. га
принадлежавших государству земель было сдано в аренду. Быстро росло число
небольших семейных ферм, значительная часть которых была объединена в
"коллективные предприятия". К середине 1988 г. подобных предприятии
насчитывалось уже более 2 тысяч.
К началу 90-х годов создание новых структур в
сельском хозяйстве Алжира в основном завершилось. К 1992 году в аграрном
секторе было создано 22.З56 "коллективных предприятии" со 156.548
членами на площади 2.232,6 тыс. га и 5.677 индивидуальных хозяйств на 55,969
тыс. га
Значительную роль в вовлечении новых земель в
сельскохозяйственный оборот и укреплении прослойки самостоятельных крестьянских
хозяйств сыграл принятый в 1983 г. закон относительно освоения засушливых
земель в предсахарских и сахарских районах страны. Он определил условия продажи
частным лицам ранее не обрабатывавшихся земель в этих районах. Он также
предоставил частным лицам право приобретения земельных участков при условии их
освоения в течение пяти лет. Государство обязывалось оказать помощь крестьянам,
получившим наделы в соответствии с новым законом. Вместе с тем оно сохраняло за
собой право расторгнуть договор о продаже земли, если в определенный
государством срок участок не будет освоен и с него не будет собран урожай.
Крестьяне, получившие земельные участки, в течение 5 лет освобождались от
уплаты сельскохозяйственного налога.
Этот же закон восстановил свободу сделок с
обрабатываемыми землями и землями сельскохозяйственного назначения,
находившимися в частном владении, приостановленную во время проведения аграрной
реформы в начале 70-х годов. Этой мерой была фактически снята преграда на пути
возможной концентрации земельной собственности в руках отдельных частных
предпринимателей. В 1990 г. в северных, степных и южных районах Алжира между
1.086 крестьянами в соответствии с указанным законом было распределено 338 тыс.
га земли, из которых 95,7 тыс. га было освоено и 74,5 тыс. га засеяно.
Предполагается, что таким образом будет дополнительно освоено и вовлечено в
сельскохозяйственный оборот около 2 млн. га земли, что расширит
сельскохозяйственный потенциал страны и будет содействовать росту производства
продовольственных культур.
Государство стимулирует освоение новых земель путем
предоставления феллахам кредитов на льготных условиях, а также других
финансовых льгот. В 1982 г. специально для финансирования аграрного сектора был
создан Банк сельского хозяйства и аграрного развития. Этим была ликвидирована
многоступенчатая бюрократическая система финансирования самоуправляемых и
кооперативных хозяйств и частных лиц, а условия предоставления кредитов были
значительно упрощены.
Государство принимает активные меры к обеспечению
производителей сельскохозяйственными машинами и другими орудиями труда. В
последние годы значительно расширилась механизированная обработка участков
мелких крестьян-единоличников, не владеющих техникой, специальными
сельскохозяйственными кооперативами услуг и снабжения.
Некоторые льготы были предоставлены частный хозяевам
и в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и импорте товаров
производственного назначения. С декабря 1983 г. частные лица получили
разрешение на беспошлинный ввоз некоторых видов машин и других орудий
производства, а также автомобилей. В интересах крестьян были изменены и условия
торговли сельскохозяйственной продукцией: феллахам было предоставлено право
самостоятельно сбывать полученный ими урожай, минуя государственную торговую
сеть. Был также разработан более гибкий механизм закупочных цен, обеспечивший
повышение прибыли земледельцам. Были, в частности, увеличены закупочные цены на
многие продовольственные культуры, в том числе на зерновые и бобовые, томаты,
табак, а также на продукцию птицеводства.
Осуществление реформ в сельском хозяйстве
столкнулось со значительными трудностями как технического, так и политического
характера. Перед специально созданными комитетами, занимавшимися организацией
"коллективных предприятий" на местах, встали сложные экономические и
социальные проблемы, связанные с размежеванием земель, интегрируемых в
предприятия, разделом между ними сельскохозяйственной техники бывших
самоуправляемых хозяйств и кооперативов, трудоустройством части постоянных
работников, не получивших землю, а также сезонных работников, желавших вступить
в создававшиеся предприятия, но которых туда не принимали, и т.д. Ясно, что все
эти затруднения встречали недовольство крестьян, затронутых реорганизацией.
Существовала оппозиция политике либерализации и
децентрализации и в политической сфере. Она исходила как от бюрократии,
разросшейся на базе многочисленных государственных экономических организаций и
управленческого аппарата, не желающей терять своих привилегий, так и со стороны
части партийных кадров старшего поколения, опасавшихся, что они могут остаться
не у дел и что новый курс, направленный на развитие рыночных отношений, может
привести к потере завоеваний социального характера, достигнутых в годы
проведения курса на социалистическую ориентацию. Меры государства по
либерализации аграрного сектора активизировали лиц, земли которых подверглись
национализации в ходе аграрной реформы и которые всеми возможными средствами
стремились вновь завладеть отторгнутыми у них участками, а также всякого рода
спекулятивных элементов в городе и деревне.
Все это, естественно, затрудняло проведение
намеченного правительством курса. Тем не менее реформа проводилась в жизнь.
Поставив в центр внимания непосредственного производителя и ликвидировав
прежнюю многоступенчатую бюрократическую систему управления и финансирования
сельского хозяйства, она стимулировала инициативу крестьян. Судя по материалам
алжирской прессы, преобразования в аграрном секторе получили поддержку
большинства сельского населения. Этому в немалой степени содействовала
продуманная политика властей и принятие экономических мер, направленных на
улучшение жизненного уровня сельского населения и увеличение доходов крестьян
путем .изменения условий кредитования, реорганизации системы сбыта продукции,
предоставления в распоряжение феллахов средств производства и др.
Следует также отметить, что кроме самоуправляемых
хозяйств и производственных кооперативов реорганизации подверглись около 600
кооперативов обслуживания, в которых было занято около 14 тыс. работников и
пайщиками которых состояли 450 тыс. человек. В ведении государства пока
остаются 188 показательных госферм общей площадью 187,8 тыс. га, на которых
занято 7.813 работников. Преобразования коснутся и этих показательных ферм,
поскольку в правительстве разрабатываются меры по улучшению их работы. Власти
планируют также начать работу и по совершенствованию системы
сельскохозяйственных научных учреждений, располагающих 58 опытными станциями с
2,8 тыс. работников.
Итак, в последние годы в Алжире была проведена
решительная ломка существовавших прежде аграрных структур и на их месте были
созданы новые, более соответствующие по мнению алжирских властей новому этапу
развития Алжира в условиях рыночной экономики. Естественно, трудно ожидать от
вновь созданных структур быстрой отдачи в плане увеличения
сельскохозяйственного производства. Фактически они находятся пока на этапе
становления. К тому же, противостояние исламских экстремистов и властей,
террористическая деятельность в стране вооруженных исламистских формирований, в
результате которой с 1962 г. погибли по одним данным 30, а по другим - 50 тыс.
человек, затруднили ход экономических, и, в частности, аграрных преобразований.
И хотя вооруженные исламистские формирования не предпринимают нападений на
крупные, имеющие важное значение экономические объекты и избегают столкновений
с силами безопасности, активизация борьбы этих формирований против населения,
организация терактов не рынках и перед школами, в автобусах и поездах, убийства
известных общественных деятелей и журналистов сильно дестабилизируют внутреннюю
обстановку, затрудняя проведение намеченного курса реформ, направленных на
дальнейшую либерализацию экономики.
Алжиру не удалось пока разрешить ни одной из стоящих
перед ним животрепещущих проблем: в стране сегодня насчитывается 2,5 млн.
безработных, среди которых много молодежи, а правительство по-прежнему тратит
колоссальные средства на закупку за рубежом продукции сельского хозяйства. Так,
ежегодно Алжир тратит на импорт сельскохозяйственной продукции до 2 млрд.
долларов, а на закупку молочных продуктов, пользующихся большим спросом на
внутреннем рынке, около 600 млн. долларов. Пока в стране идет гражданская
война, дальнейшее продвижение вперед курса реформ и достижение поставленных
рубежей стоит под вопросом. Для обеспечения внутренней стабильности и развития
экономики необходимо политическое урегулирование конфликта.
Список источников и
литературы
1)
РЖ "География
зарубежной Азии и Африки". М., 1990, № 3, с. 33
2)
Зудина Л.П.,
Аграрные преобразования и развитие сельского хозяйства в странах Магриба. М.,
1983, с. 130
|