Расширение сотрудничества стран Балтийского региона
Расширение сотрудничества стран Балтийского региона
Расширение сотрудничества стран Балтийского региона
Федоров Г.М.,
Корнеевец В.С.
Главную роль в преодолении существующего разрыва в
уровне развития и налаживании эффективного взаимодействия в самых разных сферах
играет расширяющаяся кооперация государств Балтийского региона. Для ее
координации в последние годы сформирован ряд межправительственных и
межгосударственных организаций и программ в различных сферах. Важнейшей
межгосударственной организацией Балтийского региона является основанный в 1992
г. Совет государств Балтийского моря, где на уровне министров иностранных дел
представлены десять государств, омываемых Балтийским морем, а также Норвегия и
(с мая 1995 г.) Исландия. Кроме того, в работе Совета участвует Комиссия
Европейского Союза. Цели Совета определены в декларации, принятой на
конференции министров иностранных дел в Копенгагене 6 марта 1992 г. Было
отмечено, что кооперация между государствами Балтийского моря является важным
инструментом политической стабилизации в регионе и его экономического развития,
а также одним из элементов будущей объединенной Европы. Роль Совета заключается
в координации усилий, предпринимаемых в этой области.
К другим межгосударственным и межправительственным
организациям и программам в Балтийском регионе в различных сферах деятельности
относятся.
Охрана
окружающей среды
1. Хельсинкская комиссия, созданная в 1974 г. для
защиты Балтийского моря от загрязнения.
2. Балтийская морская конференция Роннебю (Ronneby) с
участием премьер-министров и министров по окружающей среде, созданная в 1990 г.
для подготовки совместных программ по восстановлению экологического баланса
Балтийского моря.
3. Международная комиссия по рыбным запасам
Балтийского моря, созданная в 1974 г. для сохранения и приумножения рыбных
запасов, регулирования квот вылова рыбы.
4. Северо-восточный европейский симпозиум по
кооперации в рыбном хозяйстве.
Экономика
1. Балтийская ассоциация торговых палат, основанная в
1992 г. для содействия торговле и другим формам кооперации между компаниями
разных стран.
2. Форум PRO Baltica, основанный в 1993 г. для
содействия деловому сотрудничеству и поддержки Балтийских стран в их интеграции
в Европу.
3. Северный европейский клуб, организованный в 1990 г.
для развития внутрирегионального сотрудничества в области экономики,
инфраструктуры, человеческих ресурсов и культуры.
4. Экономический форум “Mare Balticum”, основанный в
1991 г. для развития партнерских отношений и содействия становлению рыночной экономики
в постсоциалистических странах.
5. Форум Балтийского моря, созданный в 1991 г. в целях
содействия кооперации компаний в области промышленного развития.
Транспорт
1. Конференция министров транспорта Балтийского моря,
проводящаяся с 1992 г. для координации развития транспортной инфраструктуры
региона.
2. Организация Балтийских портов (ВРО), созданная в
1991 г. для содействия быстрому и рациональному развитию морского транспорта.
Энергетика
1. Семинар по кооперации между Северными странами и
Балтийскими республиками в сфере энергетики, основанный в 1991 г.
2. Конференция по энергетике, проводимая с 1991 г. для
улучшения кооперации с государствами – членами IEA.
Инфраструктура
1. Видение и стратегия развития государств Балтийского
региона (VASAB 2010) – проект в рамках Конференции министров по
пространственному развитию, осуществляемый с 1992 г. в целях развития районной
планировки в Балтийском регионе.
Наука
и образование
1. Еврофакультет – для переподготовки учителей,
обучения и переподготовки специалистов в области законодательства, экономики,
государственного управления.
2. Конференция ректоров Балтийских университетов
(CBUR), работающая с 1990 г. в целях содействия кооперации между
университетами.
3. COPERNICUS – программа для содействия кооперации между
вузами, координации образования и исследований.
4. Программа “Балтийский университет” – для проведения
телевизионных образовательных курсов.
5. Рабочая программа для государств Балтии и Восточной
Европы, основанная в 1990 г. для технической помощи в области образования и
переподготовки.
6. Балтийский летний университет – для студентов по
экономике.
7. Северная кооперация в области взрослого и основного
образования, работающая с 1991 г. как программа обмена учителями и студентами.
Cоциальная
сфера
1. Конференция по неконтролируемой миграции вокруг
Балтийского моря, созданная для усиления контроля за нелегальной миграцией.
2. Балтийская конференция по борьбе с международной
преступностью.
3. Программа по переподготовке офицеров между
Северными и Балтийскими государствами.
Культура
1. ARS Balticum – организация, основанная в 1990 г.
для обмена в области культуры и искусства.
2. Конференция министров культуры Балтийских
государств, проводящаяся с 1993 г. для содействия в культурных обменах.
3. Балтийский центр культуры.
4. Балтийский фестиваль народного искусства.
5. Книжная ярмарка Балтийских стран.
6. Ассоциация замков и музеев вокруг Балтийского моря.
Туризм
и спорт
1. Балтийская кооперация по туризму (ВТС), основанная
в 1984 г.
2. Игры Балтийского моря.
Средства массовой информации
1. Общественные радиостанции вокруг Балтийского моря –
первая встреча проведена в 1992 г. для усиления кооперации между
радиостанциями.
Прочие организации
1. Конференция по субрегиональной кооперации
Балтийских государств, проводящаяся с 1993 г. в целях содействия кооперации
между Балтийскими субрегионами.
2. Союз Балтийских городов (UBC), основанный в 1991 г.
(для руководства кооперацией между городами) и состоящий из ряда комиссий:
- по культурным связям;
- по защите окружающей среды;
- по телекоммуникациям;
- по транспорту.
Как видно из перечня, программы сотрудничества в
Балтийском регионе многообразны. Участие в этих программах помогает развитию
практической кооперации, налаживанию контактов, рекламе тех или иных регионов и
привлечению инвестиций. Активным участником практически всех перечисленных
организаций является Россия.
Учитывая то, что один из соавторов (В.С. Корнеевец)
принимает участие в работе по проекту VASAB – 2010 (“Евровизион-2010”),
несколько подробнее остановимся на его целях и задачах. Основываясь на таких
ценностях, как развитие, устойчивость окружающей среды, свобода и солидарность,
стратегия развития Балтийского региона согласно программе состоит из четырех
пространственных элементов:
¨ города и городские сети, содействующие
пространственным связям; уменьшение пространственных различий в жилищных
стандартах; содействие условиям для эффективного использования потенциальных
возможностей развития с позиций сохранения окружающей среды. Городские сети
включают балтийское кольцо европейских городов; сеть балтийских городов,
играющих важную роль в межбалтийской интеграции; национальные города,
дополняющие сеть европейских и балтийских городов; региональные города;
¨ энергетическая система и транспортные сети,
содействующие интеграции и пространственным связям в Балтийском регионе и не
нарушающие устойчивость окружающей среды; обеспечение доступности сервиса и
возможностей для работы;
¨ территории, поддерживающие динамизм и качество жизни.
К таковым относятся: пограничные территории как инструмент для межнационального
обмена; туристические территории; береговые зоны, требующие специального
внимания; природные и культурные ландшафты особой значимости;
¨ всестороннее пространственное планирование, вносящее
вклад в гармонизацию и пространственные межграничные связи, содействующее
координации отраслевого и регионального планирования.
Учет накопленного международного опыта и практическая
помощь, оказываемая нашими зарубежными партнерами, весьма полезны для развития
Калининградской области, поскольку из-за ее эксклавного положения, очень важно
ее участие в интеграционных процессах, идущих в Балтийском регионе. Нет
сомнения, что партнерство Калининградской области с балтийскими организациями и
проектами в конечном счете приносит пользу не только нашему эксклавному
региону, но и России в целом.
К числу активно разрабатываемых проектов кооперации
стран и районов Балтийского региона, кроме того, относятся:
– проекты развития автомагистралей, соединяющих страны
региона: “Виа-Балтика”, “Виа-Ганзеатика”;
– проект развития энергосистемы “Балтийское
энергетическое кольцо”;
– проекты развития приграничных районов сотрудничества
– “Еврорегионов”;
– программы сотрудничества городов Балтийского моря;
– экологические программы, касающиеся бассейна
Балтийского моря;
– образовательные программы (“Еврофакультет”,
“Международный Балтийский университет”).
Участие российской стороны в этих программах явно
недостаточное. В итоге, например, автомагистраль “Виа-Балтика”, частично
финансируемая ЕС, не будет включать территорию РФ (Калининградскую область),
хотя такой вариант рассматривался, и его утверждение было достаточно вероятно.
И наоборот, в Калининградской области было начато строительство автострады
“Калининград – Госграница” (участок старого автобана Берлин – Кенигсберг, так
называемой “берлинки”). Однако, частично реконструированная, эта автострада
оказалась “дорогой в никуда”, поскольку с польской стороны никаких работ не
проводилось. Теперь российской стороне надо активизировать участие в
обосновании автострады “Виа-Ганзеатика”, которая может пройти через
Калининградскую область с включением указанного участка. Сейчас работы на нем
законсервированы. Некоторые перспективы наметились в связи с возможным
созданием еврорегиона «Сауле» с участием Латвии, Литвы, Швеции и Дании.
Аналогично обстояло дело с проектом еврорегиона
“Неман”. В его реализации первоначально предполагалось участие российской
стороны (Калининградской области). Пока этого не произошло, хотя сейчас этот
вопрос вновь рассматривается. Успешнее развертывается создание еврорегиона
“Балтика” с участием прибрежных территорий Польши, Швеции, Дании, Литвы и
Латвии, а также Калининградской области (в том числе Балтийска и Калининграда).
Географическое положение Калининградской области
таково, что в большинстве проектов, касающихся пространственного планирования
региона Балтийского моря, она очевидным образом должна участвовать. Однако
следует иметь в виду, что позиции соседних стран Прибалтики таковы, что они не
всегда поддерживают участие области в подобных проектах (хотя в последнее время
наметились позитивные сдвиги). И если не проявлять надлежащей активности, то,
при всей целесообразности включения в них Калининграда, проект реализуется без
него и соответственно без российской стороны вообще.
Проблема интеграции РФ с другими странами Балтийского
региона имеет ряд сложных политических аспектов. Главный из них – вопрос о продвижении
НАТО на восток. Вхождение в эту военно-политическую организацию Польши
оценивается в Москве крайне негативно. Однако еще более жесткую реакцию
вызывает обсуждение возможностей включения в состав НАТО Прибалтийских
республик.
Наоборот, к возможному вхождению России в ЕС сейчас
относятся скептически прежде всего на Западе. Если раньше (см., например:
Zanker А.,1995) этот вопрос ставился в практическую плоскость, то в настоящее
время об этом говорится в лучшем случае лишь как об очень отдаленной возможности.
В. Черномырдин поднимал перед западноевропейскими партнерами вопрос о вхождении
России в ЕС, но безуспешно. После этого в России данная проблема практически
перестала дискутироваться. У.Кивикари (1995) считает, что именно Российская
Федерация не заинтересована во вхождении в ЕС и в вопросах балтийской
интеграции предпочла бы иметь дело не с Евросоюзом, а с конкретными странами.
Но одновременно он считает, что и другие страны региона предпочли бы
относительно самостоятельно решать свои региональные проблемы, то есть он
является сторонником балтийской интеграции как относительно самостоятельного
процесса в рамках общеевропейских партнерских отношений, отмечая, что
балтийская политика ЕС должна определяться самими балтийскими государствами.
Применительно к Калининградской области позиция
западных партнеров несколько иная, чем к РФ в целом. Не рассматривая крайнюю
точку зрения об отрыве области от России как неконструктивную и не имеющую
никаких перспектив, обратим внимание на идею ее ассоциации с ЕС при сохранении
нынешнего статуса субъекта РФ. G.Gornig, в частности, предлагает как вариант
экономическое вхождение области в ЕС на основе ассоциации, с заключением
специального соглашения РФ с Евросоюзом, как первый этап постепенного вхождения
в него России начиная с наиболее подготовленных к этому регионов. Вопрос об
ассоциации, о кооперации с ЕС рассматривается позитивно региональными органами
власти и декларирован уже и в администрации области, и в областной Думе.
Наличие основ для той или иной степени кооперации не
вызывает сомнения – она уже осуществляется хотя бы в рамках внешнеторгового
обмена, не говоря уже о других развивающихся формах сотрудничества – таких, как
совместные научные, экологические, образовательные проекты. Способствует
интеграционным процессам механизм ОЭЗ. Вопрос в том, насколько тесной будет эта
кооперация в будущем, сможет ли область одновременно находиться и в российском,
и в западноевропейском (ЕС) экономическом пространстве? Этот вопрос еще не
проработан в научном плане, не говоря уже о расчетах экономической
эффективности для России различных вариантов ассоциации области со странами
Балтийского региона, ЕС и пр.
Одним из факторов экономической интеграции европейских
стран является развивающееся сейчас приграничное сотрудничество, поощряемое как
ЕС, так и Российской Федерацией и всеми другими странами региона. Делаются
попытки перейти в рамках еврорегионов от двустороннего к многостороннему
сотрудничеству. Зоны таких экономических контактов отражает рис. 16.
Российская Федерация в советский период тесно
сотрудничала с прилегающими территориями на всех своих границах с прежними
союзными республиками, поскольку они входили в состав единого с РФ государства.
Сейчас связи разрушены и приходится говорить об их налаживании. Некоторый прогресс
здесь есть только в отношениях с Литвой.
Приграничное сотрудничество на советско-финской
(теперь российско-финской) границе, получившее определенное развитие уже в
советское время прежде всего на Карельском перешейке, и сейчас успешно
развивается.
Приграничные связи Калининградской области с соседними
воеводствами Польши в советский период, несмотря на развивавшуюся экономическую
интеграцию социалистических стран, не получили развития в силу внешней
закрытости Калининградской области. В настоящее время они развиваются прежде
всего в сфере торговли, хотя имеются и определенные производственные связи по
переработке продукции сельского хозяйства.
Наиболее успешно осуществляется приграничное
сотрудничество между странами, входящими в ЕС, в силу общего экономического
пространства. Значительных успехов достигло также сотрудничество на границе
Германии и Польши, интегрирующейся в ЕС. Установились обширные финско-эстонские
экономические связи, выражающиеся в потоках туристов, товаров и капиталов
(главным образом из Финляндии в Эстонию). Между Прибалтийскими государствами
приграничное сотрудничество развивается медленно из-за близости хозяйственной
структуры и общего все еще недостаточно благополучного состояния экономики.

Районы приграничного сотрудничества стран
Балтийского региона
Условные обозначения: 1 – сотрудничество в советский
период;
2 – то же, но развивающееся и в настоящее время; 3 –
еврорегионы
и районы приграничного сотрудничества, развивающиеся
в настоящее время; 4 – южнобалтийский треугольник роста
Для оценки будущего процессов экономической интеграции
в Балтийском регионе представляют интерес стратегические научные разработки в
этом направлении. Их идеологами выступают прежде всего представители научных
кругов Северных стран, озабоченных периферийностью географического положения их
государств в Евросоюзе и наличием в настоящее время иных полюсов роста
европейской экономики. По мнению западных исследователей, прежняя ось развития,
шедшая от юго-восточной Англии через страны Бенилюкса и приграничные территории
Германии и Франции (“голубой банан”), в значительной мере уступила свою роль
прибрежным территориям Западного Средиземноморья. В противовес этим осям
развития (или в дополнение к ним) в качестве новой приоритетной зоны
предлагается бассейн Балтийского моря. А в этом регионе – “южнобалтийский
треугольник роста” (Kivikari U., 1998), включающий прибрежные территории южной
части Балтийского моря (рис. 16).
Аналогичная идея лежит в основе начавшегося
сотрудничества территорий, охваченных этим “треугольником роста” в рамках
проекта еврорегиона “Балтика”.
Для Калининградской области эти идеи выглядят
привлекательными, поскольку она входит территориально во все намечающиеся к
реализации проекты. Требуется тщательная проработка возможностей их
использования в интересах как области, так и, прежде всего, Российской
Федерации в целом.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://elib.albertina.ru
|