Промышленность Португалии
Промышленность Португалии
Промышленность
Португалии
Португалия
– официальное название Португальская Республика – расположена на самом западе
Пиренейского полуострова. Название страны происходит от наименования римского
поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье реки Дору. С юга и запада она
омывается водами Атлантического океана, а на севере и востоке граничит с
Испанией. Ей также принадлежат архипелаг Мадейра и Азорские острова.
Континентальная часть Португалии занимает территорию 88 889 км2 (протяженностью
218 км с востока на запад, 561 км с севера на юг, 832 км береговой полосы и 1
215 км сухопутной границы с Испанией). Азорский архипелаг, расположенный в
Атлантическом океане занимает территорию 2 355 км2 и состоит из девяти
островов, объединяемых в три группы: восточная - Сан-Мигел и Санта-Мария,
центральная - Терсейра, Грасиоза, Сан-Жоржи, Пику и Файал - и западная - Флориш
и Корву. С континентальной Португалией Азорские острова связывает воздушное
сообщение, причем время полета занимает около 2 часов. Архипелаг Мадейра
расположен в Атлантическом океане на территории 741 км2 приблизительно в 500 км
от берегов Западной Африки и в 1000 км от европейского континента (полтора часа
полета до Лиссабона). Архипелаг включает в себя острова Мадейра и Порту-Санту,
а также необитаемые острова Дезерташ и Селваженш, объявленные природоохранными
территориями.
Столица
Португалии — Лиссабон — один из красивейших городов мира. Другие крупные города
— Порту, Брага, Сетубал, Коимбра, Эвора. Официальный язык – португальский.
Континентальная
часть страны подразделяется на 18 административных округов. Сохраняется также
деление на исторические провинции. Острова Азорские и Мадейра имеют статус
автономных областей. Округи, в свою очередь, делятся на муниципии и приходы.
Представительными
организациями прихода являются ассамблея и жунта прихода. Ассамблея избирается
всеми гражданами прихода. Жунта является исполнительным органом прихода и
избирается тайным голосованием ассамблей из числа ее членов. Председателем
жунты является гражданин, возглавляющий список кандидатов и получивший
наибольшее количество голосов при выборах в ассамблею.
Муниципии
управляются муниципальными ассамблеями и палатами. Муниципальные ассамблеи
состоят из председателей жунт (исполнительных органов) приходов и по крайней
мере такого же числа избранных депутатов. Муниципальная палата является
исполнительным органом власти и возглавляется кандидатом от ведущей партии,
получившей большинство голосов. Муниципии могут создавать ассоциации и
федерации для решения экономических, общественных, культурных и других
вопросов.
Представительными
органами административных округов являются ассамблея и жунта округа. Ассамблея
состоит из членов, избранных всеобщим прямым голосованием, и членов, выбранных
коллегией выборщиков, состоящей из членов муниципальных ассамблей.
Исполнительный коллегиальный орган, жунта, избирается тайным голосованием
ассамблеей округа из числа ее членов. При жунте округа имеется представитель
правительства. Азорские острова и Мадейра пользуются самоуправлением и также
делятся на муниципии и приходы. Областные ассамблеи избираются на прямых
всеобщих и тайных выборах в соответствии с принципом пропорционального
представительства.
Законодательный
орган страны – однопалатный парламент (Ассамблея Республики), состоит из 230
депутатов, избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок. Ассамблея
принимает законы и утверждает бюджет. Исполнительная власть разделена между
президентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент избирается
на всеобщих выборах сроком на пять лет и не может быть переизбран на третий
срок. В число полномочий президента входят назначение и смещение
премьер-министра и других министров, он может налагать вето на законопроекты,
принятые парламентом. Правительство определяет политику страны, формирует
бюджет и осуществляет контроль за государственным управлением.
В
современной Португалии действуют партии и организации, представляющие весь
спектр политических и идейных сил. . Португальская коммунистическая партия
(ПКП), основанная в 1921 году , социалистическая партия (СП), воссозданная за
рубежом в период фашисткой диктатура в Португалии в 1973 году (она входит в
социалистический интернационал.), Социал-демократическая партия (СДП) и
Народная партия, основанные в 1974 году, Левый блок (ЛБ) - коалиция ряда
леворадикальных организаций. Блок возник накануне всеобщих выборов 1999 году в
попытке реорганизовать раздробленный лагерь португальских ультралевых,
популярных в 1970х, но затем утративших влияние. В ЛБ вошли троцкистская
Революционная социалистическая партия ( бывший маоистский
Народно-демократический союз ), небольшая левая группировка «Политика XXI»,
отколовшаяся от ПКП, а также независимые левые. Наследниками некогда мощного
анархистского движения в Португалии являются португальские секции Федерации
анархистов Иберии и Международной ассоциации трудящихся
(анархо-синдикалистского Интернационала).
Среди
профсоюзных объединений Португалии крупнейшим является Всеобщая конфедерация
португальских трудящихся – Национальной интерсиндикат (ВКПТ-НИ). Она объединяет
85% членов профсоюзов.
1
января 1986 г. Португалия вступила в Евросоюз, а в 2002 г. Вошла в зону единой
европейской валюты Евро.
Промышленность
Португалии сконцентрирована в двух районах, вокруг Лиссабона и Сетубала на юге
и вокруг Порту, Авейру и Браги на севере. В районе Лиссабона преобладает
тяжелая промышленность, выпускающая сталь, нефтепродукты, станки, автомобили,
химические продукты и цемент. Судостроительные доки Лишнави известны на весь
мир. В округе Лиссабон выпускается также электронное оборудование. В Порту
находится самый крупный в стране нефтеперерабатывающий завод, но северные города
специализируются на производстве таких товаров, как ткани, обувь, мебель, вина
и продукты питания. Старинный очаг хлопчатобумажной промышленности находится на
северо-западе (Порту, Гимарайш и Брага), главные центры шерстяной
промышленности – в горном районе вокруг городов Гуарда и Ковилья. Многие
промышленные предприятия химической, целлюлозно-бумажной, цементной и пищевой
промышленности сконцентрированы в прибрежной полосе между Порту и Лиссабоном.
Оба упомянутых города являются центрами металлургии и машиностроения.
В
сельском хозяйстве исторически сложились значительные различия в характере
землепользования между северными и южными районами страны. На севере доминирует
интенсивный способ ведения хозяйства. Чаще всего крестьяне собирают два урожая
в год. Выращивание летом кукурузы, а зимой бобовых сочетается с разнообразным
плодоводством и животноводством. В южных районах Португалии преобладают посевы
пшеницы.
Важнейший
район специализированного субтропического плодоводства – самая южная провинция
страны – Алгарве. Одна из наиболее распространенных в этой засушливой и мало
орошаемой области культур – миндаль. В Алгарве растёт также инжир, рожковое
дерево.. Орошаемые аллювиальные долины Алгарве часто заняты апельсиновыми
рощами. Здесь же встречаются финиковые пальмы.
В
горных северо-восточных районах главная зерновая культура – рожь. Рис
возделывают на затопляемых аллювиальных равнинах в низовьях рек центральной и
южной Португалии, особенно рек Тежу, Мондегу, Саду и др. Бобовые и картофель
выращивают преимущественно в мелких крестьянских хозяйствах северо-запада.
Маслины,
собираемые в большом количестве, используются в пищу, но главным образом служат
сырьем для производства оливкового масла. Португалия – один из главных
экспортеров кетчупа. Огромную роль в сельском хозяйстве играют виноградарство и
виноделие. Португалия – одна из ведущих западноевропейских стран-экспортеров
вина. Наиболее важные районы виноградарства – долины северных рек Дору, Мондегу
и Лима. Виноградники расположены также в Алгарве и на полуострове Сетубал,
непосредственно к югу от Лиссабона. Португальские десертные вина, особенно
портвейн и мускат, а также розовые столовые вина известны на весь мир.
Значительную
роль в экономике Португалии также играет лесное хозяйство. Коммерчески ценными
породами являются сосна и пробковый дуб. Португалия ежегодно производит больше
сырья из пробкового дуба, чем весь остальной мир. Эвкалипты, завезенные из
Австралии, являются основным источником сырья для производства целлюлозы. На
базе лесного сырья производятся и экспортируются скипидар, канифоль, танин, и
некоторые другие продукты лесохимии.
С
положением Португалии на Атлантическом побережье связано развитием рыбного
промысла. Рыболовством занимаются не только профессиональные рыбаки, но и
значительная часть земледельцев, для которых лов рыбы служит подсобным
промыслом. Особенно много таких крестьян на северном побережье страны. Рыбные
консервы – одна из главных статей португальского экспорта и важный продукт
питания местных жителей. К главным рыболовным портам относятся Лиссабон ,
Матозиньюш, Сетубал, Фару, Портимао.
В
страну приезжают за год до 5 млн. иностранных туристов, привлекаемых природой
островов и побережья Португалии, многочисленными памятниками культуры и
истории.
Аграрная
промышленность
Территория
Португалии протяженностью с севера на юг – более 400 км и с запада на восток – более 150 км, рассечена долинами рек Миньу (северная граница с
Испанией), Доуру, Тежу и Гуадиана (восточная граница с Испанией). Эти реки,
берущие начало на территории соседней Испании, несут воды через все Иберийское
нагорье в Атлантический океан. Главная река Португалии – Тежу (в Испании –
Тахо), протекающая с северо-востока на юго-запад, делит территорию страны на
две примерно равные по площади части.
Северная
часть территории страны, расположенная между реками Миньу-Доуру и Доуру-Тежу,
образует плоскогорье, изрезанное притоками этих рек (провинции Траз-уш-Монтеш,
Доуру Литорал, Бейра Литорал, Бейра Интериор и Эштремадура). С точки зрения
землепользования эти каменистые увлажненные почвы пригодны для виноградарства и
садоводства, здесь выращивают крупный рогатый скот (КРС), а также овец и коз.
Южная
часть территории Португалии, расположенная между реками Тежу и Гуадианой,
образует зону засушливых равнин, пересекаемых холмистыми грядами (провинции
Рибатежу, Алентежу и Алгарве). В этой части страны развито пахотное земледелие,
выращиваются зерновые и овощные культуры, много садов, а на склонах холмов -
виноградников. В долине реки Саду развито рисоводство. В животноводстве
превалирует выращивание КРС и свиней, развито птицеводство. Поля зерновых и
овощных культур перемежаются плантациями культивируемого здесь пробкового дуба
и оливковых деревьев.
Из
общей площади территории страны, равной 5,08 млн. га, в сельскохозяйственном
обороте занято 3,92 млн. га, в том числе на континенте – 4,93 и 3,80, на
архипелаге Азорских островов – 0,14 и 0,12 и на архипелаге Мадейра – 0,01 и
0,07 млн. га соответственно.
По
способу землепользования с/х земли распределены следующим образом (в процентах
от площади, занятой в обороте): сезонные культуры (зерновые, овощи и т. д.) –
33,5; постоянные культуры (сады, виноградники) 19; пастбища – 26,1;
приусадебные земли – 0,7; невозделанные земли – 20,7. Площадь, занятая лесами,
составляет 0,5 млн. га.
В
с/х производстве занято 10,1% трудоспособного или 4,2% всего населения страны,
при этом доля с/х производства и перерабатывающей отрасли в общем объеме ВВП не
превышает 10-12%.
Сельскохозяйственное
производство, в силу определенной традиционности, не подвержено скачкообразным
изменениям, поэтому для анализа состояния отдельных отраслей сельского
хозяйства достаточно с определенной долей достоверности воспользоваться данными
за 1996 год. Общие объемы производства 1997 года ниже, чем предыдущего, так как
территория на юге страны пострадала от засухи и ливневых паводков, а северные
провинции – от поздних заморозков, в результате чего в значительной степени был
уничтожен урожай винограда в долинах рек Доуру, Дао и Миньу, идущего для
производства всемирно известных вин.
Животноводство
и птицеводство. В 1996 г. объемы производства продукции этих отраслей в
стоимостном выражении составили 3221,9 млн. долл, или на 7,8% больше, чем в
предыдущем году.
Основная
проблема этих отраслей – обеспечение поголовья полноценной кормовой базой, так
как подножный корм является низкокалорийным, а в засушливый период кормление
осуществляется в основном комбикормами. Для полноценного кормления животных
используется значительная часть выращиваемых в стране зерновых культур, а также
костная и рыбная мука, протеины и минеральные добавки. Ежегодно в стране
производится 3,5-4 млн. т. комбикормов и при необходимости до 0,1 млн. т.
импортируется (в основном из Испании).
Животноводство
Португалии в значительной мере базируется на местных породах, привычных к
жаркому климату, каменистым почвам и соответствующей кормовой базе. Ввозимые из
Европы под строгим ветеринарным контролем племенные животные используются в
основном для селекционной работы, направленной на улучшение местного породного
состава. Это явилось основной причиной незначительного поражения поголовья КРС
распространившейся в Европе болезнью, называемой «бешенством коров» . Всего в
стране было зарегистрировано 93 случая заболеваний (в основном в северных
провинциях), а общее количество забитых по подозрению в заболевании животных не
превысило 1300 голов.
Растениеводство.
Объем производства в 1996 г. продукции этой отрасли составил 2936 млн. долл.
или на 10,5% больше, чем в предыдущем году.
Основными
проблемами, негативно влияющими на развитие растениеводства, являются отсталая
структура землепользования (средняя площадь земельного надела на одно
фермерское хозяйство Португалии по данным за 1996 г. равна 8,7 га), слабая техническая база ( 1 трактор приходится на 4 фермерских хозяйства, т.
е. большая часть земли обрабатывается лошадьми или с применением ручного труда)
и слаборазвитость инфраструктур, обеспечивающих сельскохозяйственное
производство (системы энергообеспечения, орошения, дороги и т. д.).
Серьезной
проблемой, сдерживающей развитие с/х производства в целом, является отток
молодежи из сельских регионов в города и, как следствие, «старение» сельского
населения, его низкая квалификация, позволяющая вести хозяйство только на
уровне самообеспечения, то есть натурального хозяйства. Наблюдавшийся в
последние годы рост безработицы заставил часть сельской молодежи вернуться в
село, но результаты этого процесса пока незначительны.
Проблема
противодействия неблагоприятным погодным условиям (ливневые паводки в
осенне-зимний период и засуха, сопровождаемая лесными пожарами – в летний
период) является традиционной для сельского хозяйства Португалии, и решение
этой проблемы правительство видит в тесном взаимодействии с ЕС и прежде всего –
с правительством Испании. Дело в том, что все основные реки, протекающие по
территории Португалии, начинаются в соседней Испании, и их течение
зарегулировано там каскадами гидросооружений. Как результат, при паводках эти
гидросооружения (плотины) начинают сброс излишней массы воды, что приводит к
наводнениям в Португалии. И наоборот, при засухе сброс воды прекращается, что
становится бедствием для аграриев Португалии.
Несмотря
на наличие ряда соглашений между правительствами Португалии и Испании о разделе
гидроэнергоресурсов, нередки случаи нарушения этих соглашений Испанией в
одностороннем порядке, что позволяет португальским органам массовой информации
заявлять о том, что Португалия платит дважды – за ущерб от наводнений и засухи,
а также за продовольственные и промышленные товары сельскохозяйственного
производства из Испании, наводнившие Португалию.
Помощь
ЕС по улучшению конкурентоспособности сельского хозяйства Португалии
осуществляется посредством реализации программы Общей Сельскохозяйственной
Политики (Politica Agncola Comum – РАС) и программы LEADER. При этом программа
РАС имеет отраслевой, а LEADER – региональный характер. Действие этих программ
охватывает до 20% всего с/х производства страны, а общий объем помощи из фондов
ЕС на их реализацию по данным Банка Португалии за январь-сентябрь 1997 г. составил 0,9 млрд. долл.
Основными
направлениями этой помощи являются инвестиции в реализацию конкретных проектов,
апробированных соответствующими португальскими государственными органами, а
также содействие аграриям через согласованную с ЕС систему гарантированных
закупочных цен на определенное в пределах квот (утверждаются Еврокомиссией по
сельскому хозяйству) количество продукции по ряду стратегических культур
(зерновые, подсолнечник, томаты, молочные продукты).
Рыболовство
и перерабатывающая отрасль. Португалия – страна с протяженностью береговой
линии континентальной части около 800 км, имеющая к тому же в Атлантическом океане автономные территории архипелагов Азорских островов и Мадейры. Давние
традиции рыболовства и рыбопереработки сделали обилие блюд из морепродуктов
особенностью национальной кухни. По потреблению морепродукции на душу населения
(60 кг в год) Португалия занимает одно из первых мест в мире.
Деятельность
рыболовного флота Португалии осуществляется как в национальных водах, так и в акватории
мирового океана в пределах квот, выделяемых стране Комиссией по рыболовству ЕС.
Вылов
морепродукции в национальной акватории определяется законом 1977 г. о 12-мильных территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. По данным статистики
Португалии, в национальных водах вылавливается до 80% общего объема
морепродуктов. Здесь постоянно работает основная масса рыболовных судов (в 1996 г. зарегистрировано 9324 судна общим водоизмещением 121 052 брутто регистровых тонн).
Возможности
вылова морепродукции в национальных водах ограничиваются научно обоснованными
нормами, а уменьшение объемов вылова в последние годы ученые связывают с
бесконтрольным ловом, механическими разрушениями мест нереста и нагула в
результате экономической деятельности, а также загрязнением прибрежных вод.
Озабоченность ученых и населения страны нашла отражение в принятом в 1997 г. постановлении правительства, разрешающем судам вылов рыбы в течение 204 дней в году (ранее –
260 дней).
Квотирование
вылова океанических пород рыбы (треска, мерлуза, хек, камбала, скумбрия,
морской окунь), осуществляемое Комиссией ЕС по рыболовству, связано с большим
значением этих пород для экономики стран, имеющих соответствующий рыболовный
флот. Португалия, имеющая 16 судов океанического класса, предназначенных для
лова рыбы в интернациональной зоне, ежегодно получает квоты ЕС. Вместе с этим,
в португальской прессе постоянно дискутируется вопрос о том, что ЕС занижает
квоты, выделяемые Португалии, особенно в вылове трески. В частности, Ассоциация
судовладельцев промышленного рыболовства (ADAPI) заявила, что если в 1990 г. португальские суда выловили на севере Атлантики 67 тыс. т. рыбы (в основном трески), то в 1995 г. – всего 12,5 тыс. т., а квота на вылов трески в этой зоне на 1997 год составила 9 тыс. т.
Комиссия
ЕС по рыболовству пытается найти выход из создавшегося положения. В частности,
в 1996 г. Португалии были выделены квоты на вылов морского окуня, не
использованные ФРГ. В ноябре 1997 г. Комиссия ЕС нашла общее решение: передать
Португалии квоты, не использованные странами-членами ЕС, что с одобрением было
воспринято португальскими судовладельцами.
Общие
объемы вылова морепродукции португальским флотом составили в 1996 г. 265 тыс. т. При этом в национальных водах выловлено 82,3% морепродукции и в международных –
17,7%. Распределение улова по породному составу в процентах от общего объема
вылова: сардина (32,8), ставрида (8,7), кальмар (3,7), скумбрия(3,4),
рыба-сабля (2,3), хек, мерлуза (2,3), другая морепродукция (46,8). В раздел
«другая морепродукция» включены отдельные породы рыбы, моллюсков и
ракообразных, обитающих в шельфовой зоне Португалии, а также морепродукция,
вылавливаемая в интернациональных водах (треска, морской окунь, камбала, тунец,
креветка и др.).
В
настоящее время рыболовство, как традиционная отрасль португальской экономики,
переживает кризис: уменьшаются объемы вылова (максимально вылавливалось до 310
тыс. т в середине 80-х годов), сокращается количество судов рыболовного флота
(по сравнению с 1990 г. количество судов уменьшилось на 30%), среди рыбаков
растет безработица. Как следствие, Португалия по данным ФАО переместилась в
рейтинге стран с развитой отраслью рыболовства с 36-го места в 1990г. на 50-е
место в 1996 г. Как заявили представители ADAPI, страна сейчас вылавливает
морепродукции меньше, чем такие африканские страны, как Гана, Намибия,
Фарерские острова.
Уменьшение
объемов вылова морепродукции национальным флотом при сохранении традиционно
высоких норм потребления (на уровне 600 тыс. т. ежегодно) вынуждает увеличивать
объемы импорта этой продукции. Основные объемы импорта приходятся на треску (из
Норвегии, России, США и в последнее время – из Испании), мерлузу, хек (из
Аргентины), лососевые (из Норвегии) и ракообразные (из Бразилии, Анголы и
Мозамбика). Импорт трески в последние годы стабилизировался на уровне 90-100
тыс. т. в год.
Рыбоперерабатывающая
отрасль насчитывает более 120 перерабатывающих предприятий, на которых занято
около 30 тыс. чел. Основной продукцией отрасли являются рыбные консервы:
сардина в масле (томате), тунец и в небольших объемах – скумбрия. По данным
статистики, в 1996 г. отрасль произвела 50,8 тыс. т. консервов. Ведущими
консервными предприятиями являются: Cofaco, Vasco da Gama и Ramires.
Кроме
консервных фабрик в стране имеется более 100 предприятий по первичной обработке
и заморозке морепродукции с общим объемом производства 90-100 тыс. т. ежегодно.
Продукция этих предприятий идет в основном на внутренний рынок.
Кризис,
переживаемый перерабатывающей отраслью, является в основном следствием
ежегодного уменьшения объемов вылова. В частности, только для поддержания
объемов производства консервов из сардин отрасли требуется до 100 тыс. т. рыбы
ежегодно, в то время как по данным Португальского института исследования моря
(IPAMAR) биомасса сардины, обитающей в национальных водах, уменьшилась 1986-96
гг. с 450 тыс. т. до 160 тыс. т.
Руководство
основных предприятий отрасли видит выход в постепенном перемещении производства
туда, где есть соответствующая сырьевая база, и в первую очередь – в Марокко.
Традиционно часть национального флота вылавливала сардину в территориальных
водах Марокко.
Соответствующее
соглашение заканчивается в 1999 г., и марокканское правительство уже заявило,
что лицензии на вылов сардины в водах Марокко будут выдаваться только
совместным предприятиям. В настоящее время насчитывается более 40
португальско-марокканских предприятий по добыче и переработке сардины,
строительству и ремонту судов и сбыту готовой продукции.
Правительство
Португалии разработало и по согласованию с ЕС приняло в 1994 г. программу развития отрасли (Propesca), предусматривающую помощь судовладельцам, рыболовецким
кооперативам и перерабатывающим предприятиям. При этом финансирование этой
программы осуществляется из бюджета с участием фондов ЕС. Дополнительно в 1995 г. принята финансируемая из бюджета программа помощи рыбоконсервной промышленности, целью
которой является модернизация и диверсификация предприятий с учетом обеспечения
занятости населения.
Горное
дело
Ассоциация
промышленников Португалии АПП опубликовала в июле 1998 г. результаты исследований конкурентоспособности отдельных регионов континентальной части
страны. Определены следующие экономические «секторы наибольшей специализации»
по отдельным регионам:
Север:
кожевенная промышленность, изделия из кожи и кожезаменителей; текстильная и
швейная промышленность; сервисные и ремонтные предприятия; перерабатывающие
предприятия; предприятия по производству напитков.
Центр:
предприятия по производству фарфора, фаянса и гончарных изделий; стекольная
промышленность; сервисные и ремонтные предприятия; производство морепродуктов и
рыбных консервов; производство резинотехнических и пластмассовых изделий.
Лиссабон
и долина р. Тежу: табачная промышленность; производство средств связи; морской
и авиационный транспорт; сервисные и вспомогательные предприятия транспортной
отрасли; строительство жилья.
Провинция
Алентежу: переработка минерального сырья; химическое производство; пищевая
промышленность (переработка зерновых и овощных культур); производство
транспортных средств; банки и другие финансовые структуры.
Провинция
Алгарве: рестораны и отели; банки и другие финансовые структуры; производство
морепродуктов и рыбных консервов; торговля; сервисные предприятия.
Горное
дело.
Ведущую
роль в производстве и экспортных поставках страны играют концентраты меди и
олова, а также строительно-поделочные камни (гранит и мрамор).
По
производству концентрата меди, 106,5 тыс. т. в 1997 г., Португалия занимает первое место в Евросоюзе. Ведущее португальское предприятие данного
сектора – «Соминкор» . Разведанные на 1997 г. запасы медносодержащей руды позволяют планировать поддержание рентабельного уровня производства медного
концентрата на данном предприятии до 2012 года. Изучаются варианты производства
фирмой «Соминкор» цинка.
Ежегодное
производство концентрата олова в Португалии колеблется в пределах 8-9 тыс. т.
Основной шахтой для получения минерального сырья, содержащего олово в качестве
сопутствующего продукта при добыче медной руды является «Невес Корво» .
Португальские
эксперты, в случае благоприятной конъюнктуры мирового рынка, позитивно
оценивают перспективы дальнейшего роста производства вольфрамового концентрата,
учитывая имеющиеся в стране значительные соответствующие рудные запасы с
богатым содержанием вольфрама (до 75% вольфрамита) и расконсервацию в 1996 г. специализированной шахты в Панаскейра. В Панаскейра в 1997 г. произведено свыше 3 тыс. т. вольфрамового концентрата. Основными потребителями являются США (70%) и Япония
(30%). Страны ЕС перешли на импорт готовой продукции (металлического
вольфрама).
Расконсервация
шахт в Панаскейра стала экономически целесообразной в результате некоторой
стабилизации цен на мировом рынке вольфрама, после имевшего место кризиса в середине
90-х годов из-за массированных поставок указанного металла из Китая по
демпинговым ценам.
В
1996-97 гг. продолжилась тенденция ежегодного роста – в среднем на 1% –
производства строительно-поделочных камней (мрамора и гранита) с готовым
объемом производства 640 тыс. т. гранита и 240 тыс. т. мрамора.
Отмечалось
увеличение производства различных видов минеральных вод (столовых и лечебных),
которые в Португалии также относятся к номенклатуре продукции горнодобывающей
промышленности.
Кризисные
явления португальской горнодобывающей отрасли наиболее заметны в угледобыче,
производстве урана и кварца. Национальная угледобыча в Португалии практически
свернута. Производство урана и кварца в связи с неблагоприятной ситуацией на
внешнем рынке сократилось примерно на 40 и 20%. Португалия практически
полностью зависит от ввоза импортных энергоносителей.
Металлургия
На
долю металлургической промышленности и металломеханики приходится 10% от
национального ВВП, а показатель доли металлургии и машиностроения в перерабатывающей
промышленности Португалии в целом составляет около 18%, при этом на базовую
металлургию приходится 3%, на металлоизделия – 4,6%, на машины неэлектрические
– 3,2%, на машины и электрооборудование – 7,9% и на транспортное машиностроение
– 3,7%. Остальная часть приходится на текстильную, деревообрабатывающую,
пищевую и другие отрасли перерабатывающей промышленности.
По
производственным секторам отрасли на металлоизделия приходится 26%, машины
неэлектрические – 14,9%, машины электрические – 28,1%, изделия для
транспортного машиностроения – 29,2% и инструменты 1,8%.
В
связи с плановой реконструкцией отрасли, вызванной значительным технологическим
отставанием от европейского уровня и слаборазвитой производственной сетью, в
ближайшие 5 лет часть предприятий планируется закрыть, а другие
модернизировать. При этом по прогнозам количество безработных может возрасти на
60 тысяч человек. В ходе реконструкции португальское правительство намерено
полностью отказаться от субсидирования нерентабельных предприятий, а
Национальному институту инженерии и промышленных технологий в 1997 году
поручено разработать новую структуру отрасли, которая обеспечила бы ее
стабилизацию.
Среди
основных направлений реконструкции отрасли с 1998 года выделяются следующие:
повышение технологической оснащенности и модернизация основных производств, в
том числе широкое внедрение в отрасль компьютерного проектирования дизайна и
лазерной сварки; внедрение новых технологий с целью повышения качества
продукции и сохранения окружающей среды, а также приватизация и приоритет
инвестициям в производственную сферу, что в целом соответствует национальной
программе PEDIP-II и пятилетнему стратегическому плану реконструкции отрасли.
В
1997 году Португалия продолжала импортировать значительные объемы металла,
необходимого для удовлетворения потребностей своего производства. В базовой
металлургии импорт по-прежнему превышает экспорт более, чем в 7 раз, в
неэлектрическом машиностроении – в 4,8 раза, в транспортном машиностроении – в
2 раза, в производстве металлоизделий (кроме машин) и промышленного
оборудования – в 1,1 раза.
В
металлургии занято около 150 тыс. человек, объем производства в базовой
металлургии в 1997 году составил 1700 млрд. эскудо (9,2 млрд. долл.) и по
сравнению с 1996 годом возрос на 9,2%. Производство неэлектрических машин и
оборудования возросло на 9,5%, электрических машин и оптики – на 0,9%, а
металлопродукции для транспортного машиностроения – более чем на 50%. В цветной
металлургии в 1997 году отмечен рост промышленного производства на 8%.
Доля
металлургической промышленности Португалии в ЕС в 1997 году составила около
0,6%, однако основа металлургической промышленности страны – компания
«Сидеруржия Насионал» по объемам производимой металлопродукции по-прежнему
входит в десятку крупнейших производств этой отрасли в Евросоюзе.
Основной
номенклатурой базовой металлургии страны являются прокат, профили, (в том числе
из алюминиевых сплавов), стальные трубы, чугунное литье, медный прокат. Наряду
с самостоятельным развитием португальских отраслей металлургии и
машиностроения, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, наблюдается
тенденция внедрения крупных европейских промышленных компаний в португальскую
промышленность. В компании «Сидеруржия Насионал», разделенной на 3 самостоятельных
предприятия, 80% акций предприятия «СН-профильный прокат» принадлежат испанской
компании «Мегаза», которая выплатила португальскому правительству 25 млн. долл.
за владение пакетом акций. Акции предприятия «СН-листовой прокат»
(переименована в «Лузозидер» ) оценивается в 17 млн. долл. На протяжении 1997
года предприятие «Лузозидер», несмотря на создание на его базе совместного с
группами Sollac и Hoogovens предприятия, продолжало испытывать финансовые
трудности в связи с падением цен на сталь как на внутреннем, так и на
европейском рынках.
Предприятие
«СН-обслуживание», продолжая оставаться государственным предприятием, также
находится в кризисном положении в связи с сокращением бюджетного
финнансирования отрасли. Компания «Сидеруржия Насионал» нуждается в инвестициях
в несколько сот миллионов долларов для комплексной переориентации производства
на продукцию, пользующуюся спросом на внешних, в том числе нетрадиционных
рынках.
Основным
потребителем продукции компании в ЕС является Испания (55%). В 1999 году,
несмотря на существующую общеевропейскую тенденцию некоторого сокращения
потребления черных и цветных металлов по причинам имеющихся складских запасов,
быстрого развития технологии и индустрии новых материалов, появления на рынке
экспортеров третьих стран, Португалия по-прежнему будет испытывать значительную
потребность в металлургической продукции для реализации крупных программ по
развитию инфраструктуры страны.
Экспорт
металлоизделий в 1997 году несколько увеличился в основном за счет активизации
торгово-экономического сотрудничества со странами не являющимися членами ЕС.
Уровень задействования производственных мощностей отрасли составил 72%. В
производстве металлоизделий Португалия продолжает занимать последнюю позицию
среди стран ЕС. Доля металлоизделий в перерабатывающей промышленности
составляет 6,1%.
В
Португалии большая часть производимой металлопродукции (более 75%)
ориентирована на потребности национального рынка. Основными потребителями
являются группа промышленных предприятий «Сенете», крупное сталепрокатное
производство «Слем», ведущие группы предприятий по производству и экспорту
прессформ для изготовления изделий из пластмасс «Текмолде», «Ибермолде» и др.
Предприятие
«Слем"обеспечивает готовой продукцией основных потребителей стали в
Португалии и Испании, в том числе более чем на 75% от общей потребности -
автопредприятие «Авто-Европа» (г. Палмела).
Стоимостной
объем произведенной продукции металлоперерабатывающей отрасли в 1997 году в
среднем остался на прошлогоднем уровне и составил около 1 млрд. долларов
(примерно 6% от общего объема производства перерабатывающей промышленности).
Группа
«Сенете» объединяет 12 крупных предприятий Португалии, представляющих
металлоемкие производства энергетических систем, железнодорожных вагонов,
контейнеров из нержавеющей стали, портовых и других кранов повышенной
грузоподъемности, промышленного и монтажного оборудования, промышленных
установок по переработке отходов и мусора.
В
промышленном машиностроении правительством Португалии предпринимались меры по
дальнейшей модернизации производства, повышению квалификации кадров в связи с
внедрением на многих предприятиях передовых технологий. Что касается перспектив
продукции отрасли на мировом рынке, то вполне конкурентоспособными являются
производство пресс-форм, железнодорожных вагонов (предприятие «Сорефаме» ),
металлоинструмента, других металлоизделий и изделий из металлокерамики.
Португалия
входит в число восьми крупнейших производителей пресформ в мире. На 250
предприятиях отрасли занято 7500 человек. В 1997 году объемы экспорта возросли
с 29,5 до 36,7 млрд. эскудо (с 16,8 до 20,9 млн. долл.). Импорт составил 4,48
млрд. эскудо. В 1999 году планируется активно развивать новые направления:
производство прессформ для изделий из стекла и резины. Однако, и в этой перспективной
от-расли имеются проблемы, связанные прежде всего с нехваткой
высокопрофессиональных кадров и снижением капиталовложений.
Машиностроение
Португалии по-прежнему существенно отстает от среднеевропейского уровня, а
национальные потребности, так же как и в металлургии, удовлетворяются в
основном за счет импорта. Основными видами продукции отрасли в 1997 году
являлись сельхозоборудование, деревообрабатывающие (в том числе для переработки
пробки) станки, пресс-формы, станки для текстильного и кожевенного производства
(в том числе обуви), турбины, железнодорожные вагоны и контейнеры,
автозапчасти, а также сборка легковых автомобилей.
Основными
потребителями продукции отрасли на международном рынке являются африканские
страны, в основном португалоязычные и Средиземноморья, а также, в небольших
объемах – Испания, Франция США.
В
1997 году получил интенсивное развитие относительно новый для Португалии сектор
машиностроительной отрасли – производство комплектующих и запасных частей для
автомобилестроения. Четыре португальских предприятия Autosil, Covina, Inapal и
Plasfil в 1997 году в значительной степени (на 41%) обеспечили крупнейшее в
стране автосборочное предприятие «Авто-Европа» пластиковыми деталями,
проводкой, кабелями и радиаторами. При этом экспорт этой продукции также возрос
до 695 млрд. эскудо (3,9 млрд. долл.). Основным иностранным потребителем
продукци является Германия.
Автомобильная
промышленность Португалии является одной из самых молодых и перспективных
отраслей индустрии, развивается заметными темпами и в целом стабильно.
С
выводом на полную мощность автосборочного предприятия «Авто Европа» до 2000
года в португальском автомобилестроении ожидается значительный скачок роста
объемов производства и экспорта продукции отрасли. В 1997 году предприятие
«Авто-Европа» произвело 131400 автомобилей, что на 10% больше прошлогоднего
показателя. В 1998 году планировалось довести объемы сборочного производства до
150000 автомобилей. Существенно возрос и экспорт продукции: 40% собранных
автомобилей поставлены в Германию, 17% – в Великобританию, значительная часть
экспортирована во Францию, Бельгию и Италию. На местном рынке в 1997 году
продано только 2% собранных в стране автомобилей. Наибольшим успехом у
зарубежных покупателей пользуется минивэн Volkswagen Sharan. В целом рост
индекса промышленного производства отрасли в 1997 году составил 12%.
Из
других действующих в стране автосборочных предприятий наиболее крупными
являются «Опель-Португал», «Форд-Лузитана», «Салвадор Каэтано», на долю которых
вместе с предприятием «Авто-Европа» приходится около 90% собираемых
автомобилей.
По
продажам автомобилей на внутреннем рынке лидирует Opel (30095 машин в 1997
году). В десятку наиболее популярных автомобилей на португальском рынке входят:
Fiat – 25721, Renault – 25289, Ford – 22230, Volkswagen – 18065, Citroen –
15676, Peugeоt – 15016, Honda – 7025, Seat – 6989 и Rover – 5656. В целом
количество проданных на внутреннем рынке автомобилей в 1997 году по сравнению с
1996 годом сократилось с 217091 до 21356 (на 2,1%).
Продажи
российских автомобилей «Нива» также уменьшились со 198 машин в 1996 году до 130
в 1997. Российское предприятие АвтоВАЗ прекратило поставку в Португалию
легковых автомобилей «ЛАДА-Самара» 08, 09, и 99 моделей по причине
неконкурентоспособности этих машин на португальском рынке. Российские
внедорожники «Нива», несмотря на снижение объемов продаж, по-прежнему
пользуются в Португалии спросом, из-за их относительно низкой цены в сравнении
с другими марками данного класса и с джипами японской формы Suzuki (моделями
«Самурай» и «Витара» ).
В
1998 году деятельность португальского правительства была нацелена на дальнейшее
развитие отрасли путем постепенной приватизации отдельных предприятий (в том
числе иностранными компаниями). Бюджетом 1998 года предусматривалось некоторое
увеличение финансирования металлоемких отраслей промышленности. Планируется
совершенствование производственной базы средств связи и высокотехнологичных
отраслей машино- и приборостроения, а также автомобилестроения. Это потребует
расширения собственного производства комплектующих узлов и деталей, увеличит
потребности Португалии в металле и другом необходимом сырье.
Энергетика
Энергетический
баланс Португалии по данным на 1996 г. представлен в гигаватт/час: производство
– 30 875, потребление – 31 966, экспорт – 3322, импорт – 4413.
Производство
электроэнергии на 70% от общего объема обеспечивается ТЭС и только на 30% –
ГЭС. Производство электроэнергии за счет возобновляемых источников (ветер,
солнце, геотермальные источники) незначительно и практически не оказывает
влияния на энергобаланс страны. Атомных электростанций в Португалии нет, и их
строительство не предполагается.
Собственных
промышленных запасов углеводородного сырья в стране пока не обнаружено. По
данным Евростата за 1996 г., энергетика Португалии является одной из самых
зависимых в ЕС, и степень импорта энергоносителей составляет 96,7%. Для
обеспечения работы ТЭС ежегодно импортируется 10-11 млн. т. нефти и 4-4,5 млн.
т. угля.
Разведка
нефтегазоносных месторождений ранее велась в шельфовой зоне северного побережья
Португалии, но была прекращена в 1995 г. в связи с неперспективностью. Работы
по поиску нефтегазоносных пластов в этой зоне планировалось возобновить в 1998 г. совместными усилиями португальских и испанских компаний при поддержке руководства провинций
Португалии и соседней Испании.
Уголь
для ТЭС добывался в Португалии в объемах до 100 тыс. т. ежегодно, однако в
последние годы его добыча признана экономически нецелесообразной и практически
прекращена.
Развитие
теплоэнергетики ведется в рамках согласованной с ЕС программы «Энергия» путем
строительства транснационального газопровода, который свяжет Португалию с Испанией.
В настоящее время сжиженный газ поступает из Алжира и Марокко на терминал в
порту Сетубал. Подводный газопровод длиной 45 км. свяжет г. Танжер (Марокко) с г. Тарифа (Испания). На территории Португалии уже ведется прокладка
газопровода Сетубал – Брага (380 км.), распределительных сетей (370 км.) и строительство ТЭС в г. Тапада (рядом с г. Порту) мощностью 990 мвт. (3 генератора по 330
мвт.). Пуск первого генератора состоялся в марте 1998 г.
До
1991 г. природный газ в теплоэнергетике Португалии не использовался, в 1997 г. потребление составило 133 млн. куб. м., на 1998 г. было запланировано потребление для этих
целей в объеме 508 млн. куб. м. и на 1999 г. – 1016 млн. куб. м., то есть в 6 раз больше, чем в 1997 г. Газификация теплоэнергетики позволит экономике
Португалии постепенно уменьшить объемы импорта нефти и угля с тем, чтобы в
дальнейшем свести импорт этих энергоносителей до минимума.
В
правительстве Португалии лежит план создания к 1999 г. суперхолдинга на международном уровне в области нефти и газа. Новая компания, оценочная
стоимость которой составит 320 млрд. эскудо, объединит компании «Петрогал» и
«Газ-де-Португал» . На следующем этапе предусмотрено присоединение к этому
холдингу компании «Электрисидаде-де-Пopтyгал» (производство и распределение
электроэнергии), для чего создана в рамках этой компании рабочая группа,
изучающая возможности перевода всех ТЭС на природный газ. Позиции
государственного сектора в этой компании после двух этапов приватизации ее
акций (государство располагает 50% плюс 100 акций) оставляют ему достаточное
пространство для маневра, связанного с созданием этого нового суперхолдинга.
В
июне 1998 г. подписан контракт между компаниями «Трансгаз» и «Газ-де-Португал»
и консорциумом нигерийских компаний с компанией «Шелл» на поставку в
Португалию, начиная с 2000 г., 300 млн. куб. м. сжиженного природного газа
ежегодно. Одновременно подписывали контракт с испанскими компаниями «Газ-Натурал»
и «Энагаз» на приемку этого газа на терминале в испанском порту г. Уэльга, его
регазификацию и последующую транспортировку по газопроводу в Португалию.
Подписание
этих контрактов является первым альтернативным решением с тем, чтобы
диверсифицировать поставки газа исключительно из Алжира, как это планировалось
ранее. Изучается также проект строительства газохранилища в центре Португалии с
оценочной стоимостью в 25 млрд. эскудо.
Гидроэнергетика
страны активно развивается, начиная с 60-х годов, когда был согласован с
Испанией (все основные реки начинаются на территории этой страны и их течение
зарегулировано каскадом плотин) и стал реализовываться совместный план развития
гидроэнергетики. По оценкам португальских экспертов, этот план практически выполнен.
В
настоящее время разрабатывается проект строительства ГЭС в верховьях реки Доуру
на севере страны недалеко от границы с Испанией. Другой проект национального
значения – строительство водохранилища и ГЭС Алкева на реке Гуадиана (восточная
граница с Испанией) мощностью 240 мегаватт. В 1997 г. согласован с ЕС вопрос финансирования строительства этой ГЭС с привлечением инвестиций из
фондов ЕС. Общая оценка затрат на реализацию этого проекта – 2 млрд. долл.
Программа
«Энергия», разработанная правительством Португалии при содействии ЕС и частично
финансируемая из фондов ЕС, рассчитана на 1994-99 гг. Основная цель этой
программы – уменьшить зависимость энергетики страны от импорта энергоносителей
с 96,7% до 90%: за счет увеличения потребления природного газа (что даст
экономию средств до 40%), более рационального использования электроэнергии в
промышленности и быту и широкого освоения возобновляемых источников энергии
(ветровые, термальные электростанции, использование солнечной энергии для
бытовых целей и др.).
Ветровые
электростанции (ВЭС) появились на территории Португалии в 70-х годах (пос.
Лоурел в окрестностях г. Лиссабона). Функционируют ВЭС в окрестностях г. Синеш,
г. Ламегу, на о. Мадейра.
В
рамках программы «Энергия» планируется довести к 1999 г. установленную мощность ВЭС до 100 мвт. Перспективными регионами для этих целей признаны
долина реки Доуру и архипелаг о. Мадейра. Муниципалитет г. Кашкаиш (пригород
Лиссабона) изучает вопрос о строительстве в этой зоне ВЭС.
Геотермальные
электростанции (гео-ТЭС) являются перспективными на архипелаге Азорских
островов, имеющем все признаки геотермальной зоны. На о. Сао-Мигел уже
функционирует гео-ТЭС, покрывающая 20% потребностей острова, разрабатывается
проект строительства гео-ТЭС мощностью 20 мвт. на о. Тершейра, что должно
полностью обеспечить потребности острова в электроэнергии.
Изучаются
также возможности строительства новых гео-ТЭС на о. Сао-Мигел (установленная
мощность двух действующих в сумме равна 5,7 мвт.) с тем, чтобы довести
энергообеспечение острова за счет гео-ТЭС до 50%. На очереди – проекты гео-ТЭС
на островах Пику и Файал.
Утилизация
отходов. Вопрос утилизации промышленных и бытовых отходов является достаточно
злободневным для Португалии, стремящейся поддержать и сохранить имидж одной из
самых незагрязненных стран Европы с целью привлечения иностранных туристов.
Этот вопрос впервые обсуждался правительством в 1996 г. в связи с тем, что большие скопления твердых отходов расположены в окрестностях гг. Лиссабона
и Порту.
В
настоящее время разрабатывается пилотный проект производства по сжиганию
твердых отходов, скопившихся в северных пригородах Лиссабона, что позволит, по
мнению авторов проекта, производить ежегодно 300 мегаватт/час электроэнергии и
тем самым сократить объемы импорта энергоносителей, используемых на ТЭС.
Энергия
солнца. На территории Португалии нет в настоящее время солнечных
электростанций. Вместе с этим, уже запущены в производство и широко рекламируются
установки по нагреву воды в бытовых целях. В условиях, когда цены на
электроэнергию в Португалии являются самыми высокими в ЕС (по данным
Международного агентства по энергетике за 1997 г. при индексе цен Норвегии, принятом за 100, индекс цен в Португалии равен 411), население,
особенно располагающее отдельными жилыми строениями, все больше приобретает эти
установки.
Транспорт.
Авиация
Проведение
Всемирной выставки «ЭКСПО-98» летом 1998 года стимулировало комплекс работ по
совершенствованию всех видов транспорта и коммуникаций. Европейский союз на
протяжении 5-6 последних лет выделял инвестиции, способные устранить отставание
транспортной сети Португалии от партнеров по ЕС.
Морской
транспорт. За 1997 год объемы грузооборота незначительно увеличились (5%) и
составили 61 млн. тонн: доставлено в страну – 44, вывезено – 17 млн. тонн.
Всего в стране насчитывается 357 транспортных судов общим водоизмещением 952
тыс. брутто регистровых тонн. За минувший год в портах страны обработано 14866
судов. Перевезено пассажиров – 556 тыс., в т. ч. 206 тыс. транзитных. Из 19
портов страны, наиболее значимыми по объему грузопотоков являлись в 1997 г. следующие.
Порт
Лиссабона. В 1997 г. произведена реконструкция пассажирских причалов,
направленная на увеличение потока судов обслуживающих местные линии.
Грузооборот
порта снизился почти на 10% и составил 11,5 млн. тонн. Среди грузов преобладали
контейнерные перевозки. Из причин, послуживших снижению грузооборота отмечены
неудовлетворительные связи порта с автострадами Севера и Юга страны, а также
низкая пропускная способность железнодорожной ветки порта.
Порт
Синеш. Единственный порт, способный принимать и обрабатывать крупнотоннажные
суда, с осадкой до 22 метров. Насчитывает 4200 работающих. Обработано более
2000 судов, с общим весом грузов (в основном угля, нефти, нефтепродуктов и
химических веществ) – 21,4 млн. тонн.
Проводится
модернизация порта, направленная на быструю обработку контейнеров различного
объема, продолжено строительство причала длиной 300 метров, а также линий по выгрузке угля.
Порт
Лейшоеш. Предназначен в основном для генеральных грузов, автотранспорта и
контейнеров. Грузооборот в 1997 году составил 13,3 млн. тонн. Объем
пассажирских перевозок незначительный – 32 тыс. за год.
Порт
Сетубал. Грузооборот порта составил 5 млн. тонн, рост 11% к 1996 году.
Программа модернизации порта предполагает инвестиции до 2000 года в объеме 7
млрд. эскудо (около 40 млн. долл.) для завершения строительства контейнерного
терминала и укрепления береговой зоны г. Сетубала.
Порт
Авейро. Грузооборот порта составил 2,6 млн. тонн. Рост к 1996 году – 27%.
Порт
Виана ду Каштелу. Грузооборот порта возрос по сравнению с 1996 годом на 80% и
составил более 0,5 млн. тонн.
Другие
порты континентальной части страны: Фигейра да Фос, Портимао и Фаро, менее
значимы. Их общий грузооборот составил 4,4 млн. тонн.
Порты,
расположенные на Азорских островах и острове Мадейра, предназначены в основном
для жизнеобеспечения населения островной части и вывоза на континент с/х
продукции, производимой на островах. Их грузооборот составил соответственно 1,7
и 1,5 млн. тонн.
Железные
дороги. Число работающих в отрасли – 13150 человек. Протяженность сети
железнодорожных линий составляет 3065 км. Локомотивов – 275, в т. ч. дизелей – 194, электровозов – 81. Вагонов – 5101, в том числе пассажирских – 503 шт.
В 1997 г. возрос объем грузовых перевозок на 12% и составил 9,61 млн. тонн или 2342 млн. тонн/км, в т.
ч. перевезено 34432 контейнера, общим весом 396 тыс. тонн. Структура
грузоперевозок распределилась следующим образом: цемент – 26%, уголь – 18%,
древесина – 16%, бумага – 7%, контейнеры – 6%, минералы – 6%, другие грузы –
21%
Инвестиции
в развитие железнодорожного транспорта в 1997 году составили 48132 млн. эскудо
(260 млн. долл.). Программа модернизации данного вида транспорта до 2001 г. включительно предусматривает общий объем инвестиций в 666 млрд. эскудо (3,8 млрд. долл.).
Основными составляющими программы можно считать следующие:
-
реализация проекта движения поездов по мосту через реку Тежу (1997-98гг.), общая
стоимость проекта 245 млрд. эскудо (1,4 млрд. долл.);
-
строительство моста через р. Доуру;
-
модернизация линии на Бейра Алта (1998 г.);
-
строительство ветки скоростного поезда Лиссабон-Порту «Пендолино» со скоростью
движения 220 км/час, стоимость проекта 13,5 млрд. эскудо (76,7 млн. долл.),
готовность – апрель 1998 г.;
-
строительство скоростной ветки между Порту и Виго, со скоростью движения
поездов 140 км/час, ввод в эксплуатацию в 2002 году;
-
сооружение новой ветки по Лиссабону и пригородам до 1999 года, с предполагаемым
пассажиропотоком до 40 млн. человек в год;
-
модернизация линий на Север и Юг страны, интенсификация движения пригородных
поездов Лиссабон-Кашкайш и Лиссабон-Синтра, строительство и реконструкция
железнодорожных мостов тоннелей и др.
Метрополитен.
Действующая в г. Лиссабоне сеть метрополитена увеличилась в 1997 году на 4,2 км. и составила 26,2 км. линий. Количество обслуживающего персонала – 2,1 тыс. человек,
перевезено 123,9 млн. пассажиров. Продолжаются работы по реализации проекта
строительства метро юга Тежу (MST).
В
1997 году проведены конкурсы, определены кампании Португалии, Франции, Италии,
Германии и др. стран, участвующие в реализации проекта создания метро в г.
Порту, распределены их зоны ответственности и объемы инвестиций, которые
составят 169 млрд. эскудо (960 млн. долл.). Всего будет сооружено 4 линии общей
протяженностью 70 км., первая из них планируется к пуску в 2000 году, а к 2002
году будут курсировать уже 72 поезда.
Автомобильный
транспорт. Протяженность автодорог составляет 10633 км, в том числе островной части страны – 687 км.
Количество
зарегистрированных в стране автомобилей (легковых и грузовых) насчитывает 4985
тыс., тракторов – 233 тыс., тягачей – 280 тыс, мотоциклов – 219 тыс. ед.
Следует отметить рост автомобильного парка за счет импорта в Португалию бывших
в употреблении автомашин (50,3 тыс. ед. против 17 тыс. – в 1996 году), в
основном из Германии, Италии, Франции. Учитывая данное обстоятельство,
правительство страны разработало и реализует нормативные меры, препятствующие
данному виду импорта.
Грузооборот
автомобильного транспорта неуклонно растет и в 1997 году составил 315 млн.
тонн, в том числе экспортно-импортных грузов – 11 млн. тонн.
Перевезено
пассажиров междугородными автобусами – 562 млн. человек и городскими в гг.
Лиссабон и Порту – 594 млн. чел.
В
1997 году объем инвестиций в строительство автодорог составил 132 млрд. эскудо
(672 млн. долл.). Полностью завершено строительство скоростной автострады
Лиссабон-Брага, в 1998 текущем году планировался ввод всех участков автострады
Лиссабон-Алгарве. До 2002 года предполагается открыть пять новых скоростных
автострад, связывающих Португалию и Испанию.
В
апреле 1998 года открыто движение по мосту имени «Васко да Гама"через р.
Тежу, самому большому по протяженности в Европе. Пропускная способность его
составит в 1998 году – 8 млн. автомобилей, в 2100 г. – 33 и в 2030 г. – 49 млн. автомобилей.
Авиация
Общая
протяженность маршрутов составляет 229 тыс. км. Количество выполненных за год
рейсов – 56110. В 1997 году перевезено 4098 тыс. пассажиров. Грузооборот
составил 65 тыс. т. общих грузов и 8, 4 тыс. т. почты. Основных аэропортов в
стране – 3. Аэропорт Лиссабона. В 1997 году пассажиропоток и грузооборот
аэропорта возросли почти в 2 раза. Принято самолетов – 35 тыс. Обслужено
пассажиров – 6343 тыс. человек, в том числе транзитных – 233 тыс. Обработано
грузов – 99 тыс. тонн, в том числе почтовых – 10 тыс. тонн.
В
1997 году завершена реконструкция здания аэровокзала. В соответствии с
существующей программой ALS-2000, после окончания работы выставки «ЭКСПО-98»
реконструкция аэропорта продолжится вплоть до конца 1999 года. Выполненные
работы позволят увеличить пассажиропоток до 12 млн. пассажиров в год и
принимать одновременно до 30 авиалайнеров за час.
Аэропорт
Фаро. В минувшем году отмечен рост пассажиропотока. Всего принято 13,1 тыс.
самолетов. Обслужено пассажиров – 3831 тыс. человек, в том числе транзитных –
179 тыс. Обработано грузов – 2,1 тыс. т. Начаты работы по совершенствованию
системы безопасности полетов, которые будут завершены в 1998 году.
Аэропорт
Порту. Принято самолетов – 13,4 тыс. Обслужено пассажиров – 2116 тыс. человека
т. ч. транзитных – 202 тыс. Обработано грузов – 25,8 тыс. т., в том числе
почтовых – 430 тонн. Принят план реконструкции аэропорта на период 1999-2001
гг., который предусматривает преобразование его в один из самых современных и
удобных в Европе, способный обслуживать до 6 млн. пассажиров в год.
Предусмотрено финансирование этих работ в объеме 7,8 млрд. эскудо (42 млн.
долл.)
Остальные
10 аэропортов значительно меньшей мощности и кроме островных, используются в
основном для обслуживания междугородных пассажирских и почтовых перевозок.
Судоремонт
Судостроение
и судоремонт является важным сектором экономики Португалии, объединяющим 56
предприятий и подразделяющимся на две отрасли: строительство маломерных и
средних судов для рыболовного, портового и каботажного флота, а также крупный и
средний судоремонт. При этом судоремонт является доминирующим направлением
деятельности португальских верфей, поскольку стоимостной объем производимой в
этой сфере продукции составляет 80%.
В
1997 году португальское правительство предприняло ряд мер по выводу
судоремонтных верфей из затянувшегося кризиса путем интеграции с европейскими
предприятиями с целью приобретения наиболее совершенных технологий и на их базе
пополнения портфеля заказов.
3а
10 последних лет рыболовный флот Португалии уменьшился почти на 50%, что за тот
же период вызвало снижение загрузки судоремонтных верфей на 27%. Кроме этого,
отрасль ощущает серьезную конкуренцию со стороны испанских предприятий.
Основными
предприятиями являются верфи «Виана ду Каштелу» (обладает наибольшими
производственными мощностями по строительству судов) и «Лижнаве» – крупнейшее
судоремонтное предприятие в Европе.
Верфь
«Лижнаве» располагает современными судоподъемными средствами, имеет 8 сухих
доков, наибольший из которых – размером 520 на 90 метров, что позволяет осуществлять ремонт танкерного флота в 1 млн. тонн дедвейта.
Длина
ремонтных причалов, оборудованных централизованными коммуникациями, современным
подъемно-транспортным оборудованием превышает 2500 метров. Основные производственные мощности «Лижнаве» ориентированы на ремонт танкерного флота. В
1997 году на «Лижнаве» начато создание двух новых предприятий по ремонту судов
(3800 рабочих мест). Программа расчитана до 2003 года и оценивается в 83,3
млрд. эскудо (470 млн. долл.). За первое полугодие 1997 года верфи «Лижнаве»
увеличили объем ремонтных работ на судах почти в 2 раза. Объемы ремонта
нефтяных танкеров в 1997 году возросли на 18%.
Как
и планировалось, в 1997 году начата реконструкция верфи «Митрена» в г. Сетубал.
Общая стоимость проекта составит примерно 88 млн. долл.
В
результате проведенных преобразований 48% акций «Лижнаве"принадлежат
группе частных предприятий «Мелло», 37% – частным акционерам и 15% акций
находятся в руках государства. Число рабочих мест на «Лижнаве» в 1997 году
сократилось с 3200 до 2300.
Судоверфь
«Виана ду Каштелу», одна из старейших в Португалии, была основана в 40-х годах
как судостроительное предприятие. Кроме этого, предприятие занимается мелким и
средним судоремонтом. На «Виана ду Каштелу» занято около 1300 человек. Верфь
располагает двумя сухими доками размером 157 на 25 и 129 на 18,5 метров для строительства судов, третий док расположен за пределами верфи и предназначен для
ремонта судов, который составляет до 15% объема производства «Виана ду Каштелу»
Предприятие имеет причалы длиной до 400 метров, что позволяет производить достроечные и ремонтные работы.
Помимо
строительства судов для национального флота верфь «Виана ду Каштелу» реализует
заказы немецких и норвежских фирм на строительство 6 судов для контейнерных
перевозок, 6 судов для транспортировки химических продуктов и 4 для перевозки
цемента. Общая стоимость контрактов 270 млн. нем. марок. Для выполнения заказов
верфь «Bиaнa ду Каштелу"привлекает мощности испанских верфей в г. Виго,
где строятся носовые части корпуса.
В
1997 году в секторе строительства и ремонта маломерного рыболовного и портового
флота году изменений не произошло. По-прежнему за год строится 30-35 судов.
Занимая
удобное географическое положение на пересечении морских путей, португальские
верфи представляют интерес для иностранных компаний по проведению судоремонта,
особенно танкерного флота, который осуществляет перевозки нефти и
нефтепродуктов с Ближнего Востока на север Европы.
Туризм
В
последние годы правительство уделяет приоритетное внимание развитию этой сферы
деятельности государственных и коммерческих структур.
Наряду
с прямыми и косвенными инвестициями как национальных, так и иностранных
инвесторов, проводилась большая работа по разработке и введению в действие с
июня 1997 года нового «Закона о туризме». Последний четко разграничивает права
центральных и местных органов, позволяет избежать дублирования их функций и
многих бюрократических моментов в работе.
По
данным Института внешней торговли (ИСЕП) в 1997 году Португалию посетило 8 млн.
иностранных туристов. Пик туристического сезона приходится на июль-сентябрь.
Рост эагрузки отелей отмечается также в начале-середине февраля (Карнавал) и
третьей декаде декабря (Рождество). В межсезонье (зима, весна, осень) гостиницы
в местах массового отдыха загружены на 20-30%. Исключение составляет о.
Мадейра, где заполняемость отелей не опускается ниже уровня 50%.
В
1997 году основной поток туристов зафиксирован из Великобритании, Германии,
Голландии, из Скандинавских стран и Испании. Как положительный итог рекламной
компании по привлечению туристов в Португалию, проведенной в 1996-97 гг.,
расценивается увеличение общего количества туристов из Великобритании,
Голландии, Швеции в течение всего периода высокой туристической активности
(май-октябрь). Рост посещаемости мест отдыха португальскими гражданами составил
около 20% к 1996 году.
Отмечается
увеличение интереса российских туристических фирм к Португалии, как к
континентальной ее части, так и к островам. В 1997 г. Португалию посетило около 12 тыс. туристов из России. В очередной раз на ежегодной
туристической ярмарке, прошедшей в Лиссабоне в январе 1998 года, присутствовали
представители российских турфирм, которые активно интересовались возможностью и
условиями организации отдыха в Португалии.
Португальские
представители туристического бизнеса с оптимизмом встретили наступление
туристического сезона – 1998 года. В январе в Лиссабоне и окрестностях
отмечалась полная загрузка гостиниц, во многих из них не было свободных мест
уже на период с мая по сентябрь. В 1998 году планировалось прибытие более 12
млн. туристов. В немалой степени этому способствовало проведение в Лиссабоне
Всемирной выставки «ЭКСПО-98» .
«ЭКСПО-98»
. Об участии России во всемирной специализированной выставке (Лиссабон,
Португалия, 22 мая-30 сентября 1998 г.). Правительство Российской Федерации в
ответ на официальное приглашение Правительства Португалии приняло решение об
участии страны в «ЭКСПО-98» . В ноябре 1995 г. создали Организационный комитет
во главе с заместителем Председателя Правительства РФ.
Минфин
России в 1997 году в соответствии с утвержденной сметой расходов по бюджетному
финансированию подготовительных работ и распоряжением Правительства РФ от 22
октября 1997 года выделило ЗАО «Экспоцентр» 1,2 млн. долл.
В
целом бюджетные затраты на участие России в «ЭКСПО-98» составили 3,5 млн. долл.
Был осуществлен отбор экспонатов в российскую секцию на ЭКСПО-98. По
заключениям экспертных комиссий Миннауки, Минэкономики, МВЭС России и
Российской Академии наук национальная экспозиция представила Россию как мировую
морскую державу с богатейшими традициями освоения океана, природными ресурсами,
обладающую новейшими технологиями и ноу-хау, высоким научным, культурным и
интеллектуальным потенциалом.
В
число экспонентов вошли музей Мирового океана (г. Калининград), Минприроды
России, Госкомгидромет, институт Океанологии им. П. П. Ширшова, РАО «Газпром»
(г. Москва), ИКБ «Лазурит» (г. Нижний Новгород), Мурманское морское пароходство
и т,д.
Важной
составной частью павильона стал информационный центр, где сосредоточена вся
доступная информация о России и ее регионах, включая экономику, ресурсы,
социальные вопросы, законодательство, инвестиционные проекты и т. д.
Специалисты ФАПСИ совместно с МВЭС и Минэкономики России сформировали базы
данных, разработали демонстрационные версии.
На
спонсорской основе фирмой «Триумвират» создана «виртуальная модель» павильона
России на «ЭКСПО-98», благодаря чему широкий круг пользователей сети Интернет
имел возможность знакомиться с российской экспозицией, получать необходимую
информацию.
В
целях повышения политического реноме России, значимости участия страны в
«ЭКСПО-98», демонстрации нового видения общечеловеческих экологических,
гуманитарных, экономических проблем и возможных путей их решения начата
реализация международной программы «Человек и Океан. Глобальная Инициатива»,
состоящей из уникальных научно-технических, экологических, образовательных,
культурных и спортивных проектов.
В
рамках программы состоялось участие российской команды на яхте «Глобальная
инициатива» в чемпионате мира. Группа пловцов из международной ассоциации
«Зимнее марафонное плавание"совершила заплыв протяженностью около 150 км. по озеру Байкал. В ноябре 1997 г, из Санкт-Петербурга в меридиональное кругосветное плавание
вышла яхта «Урания-II» . Известный российский путешественник Федор Конюхов
начал свое новое одиночное кругосветное плавание, старт которому дан на
«ЭКСПО-98».
|