Подбор объектов и составление запросов для перекрестной проверки лесхозов
Подбор объектов и составление запросов для перекрестной проверки лесхозов
Подбор объектов и составление запросов для перекрестной проверки лесхозов
Принципы отбора и количество проверяемых лесохозяйственных предприятий Фактически, Комиссия, в
зависимости от состава участников, может детально проверить не более 6-8 лесохозяйственных предприятий и связанных с ними лесопользователей. Это означает,
что результаты работы Комиссии будут построены на материалах исследования состояния дел в меньшей части районов региона. Поэтому с одной стороны к
результатам экстраполяции выводов Комиссии на весь регион надо относится весьма осторожно, а с другой стороны особое внимание должно быть уделено выбору
"модельных" объектов.
Если нет специальных пожеланий, обусловленных региональной спецификой, желательно в
качестве "модельных" выбирать районы с наиболее интенсивным ведением лесопользования, а также "конфликтные" районы, т.е. районы, для
которых есть информация (письма, публикации в прессе и т.п.) о недовольстве населения теми или иными аспектами, например, ухудшением условий отдыха в связи
с рубками леса, отводом и строительством особняков и иных объектов в наиболее живописных и посещаемых местах и т.д. Как правило, в первую очередь необходимо
анализировать целесообразность работы Комиссии в пригородных и наиболее густонаселенных районах.
По всей видимости нежелательно тратить время Комиссии на анализ ситуации в районе, где
лесхоз является основным предприятием, действующим в лесном секторе.
Содержание запросов в лесхозы
Работа с каждым из выбранных лесхозов должна начинаться с предложения (указания) заполнить
типовую (одинаковую для всех выбранных лесхозов) анкету. Помимо вопросов, отражающих региональную специфику, представляется целесообразным включение в
анкету следующих вопросов:
Общая
площадь, площадь арендованных земель (кем арендована, с какого времени и
на сколько).
Расчетная
лесосека по главному пользованию, действовавшая/действующая на территории
лесхоза в предшествующем году и в текущем году.
Ежегодные
объемы промежуточного пользования, установленные для лесхоза --"---.
Объемы
выписанных нарядов (и/или иных разрешений) на отпуск леса по главному и
промежуточному пользованию отдельно по видам пользования и по годам.
Использование
расчетной лесосеки в предшествующем году и в текущем.
Объемы
заготовки ликвидной древесины по промежуточному пользованию ---"----.
Объемы
выписанных лесорубочных билетов отдельно по главному и промежуточному
пользованию по последним двум годам.
Объемы
отсрочек по заготовке по главному и промежуточному пользованию за
последние 3 года (включая текущий) по годам и видам пользования.
Объемы
ликвидной древесины, заготовленной лесхозом в порядке промежуточного
пользования, в том числе сторонними организациями по лесорубочным билетам,
выписанным на лесхоз в предшествующем и в текущем году.
Наличие
(количество и объемы) договоров со сторонними организациями на заготовку
древесины по лесорубочным билетам лесхозов (предоставить копии договоров)
в текущем и предыдущем году.
Наличие
(количество и объемы) договоров со сторонними организациями на
предоставление лесхозу лесозаготовительной техники и рабочей силы для
осуществления рубок промежуточного пользования (предоставить копии
договоров) в текущем и предыдущем году.
Данные
об объемах заготовок, осуществляемых наиболее крупными заготовителями
(желательно анализировать не более 10-12 фирм) (наряды, объемы по
лесорубочным билетам и иным разрешительным документам, фактические объемы
рубок по результатам освидетельствования лесосек, отсрочки, выставленные
иски (пени, штрафы) за нарушения лесного законодательства и выплаченные
иски (пени, штрафы) за последние 2 года.
Начисленные
за последние 2 года лесные подати, в том числе подлежащие внесению в
бюджет. Отдельно желательно указать данные по фирмам, подлежащим более
детальной проверке с пометками лесхоза о фактической уплате либо неуплате
этих податей.
Общий
объем исков за нарушения лесного законодательства выставленных и
фактически уплаченных за рассматриваемый период.
Расходы
лесхоза на лесохозяйственную деятельность (операционные затраты) и прочую
деятельность.
Финансовые
поступления в лесхоз по источникам (бюджет РФ, бюджет региона, лесные
подати, помощь местных властей, мобилизация собственных средств).
Структура
мобилизованных средств (продажа древесины (объемы и виды проданной
древесины и лесопродукции, ср. цена реализации по видам лесопродукции и в
целом), оказание услуг лесопользователям по видам услуг (если возможно),
прочие поступления) за последние 2 года.
Перечень
и площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на землях лесного
фонда (в том числе арендованных) и режим природопользования, установленный
для этих ООПТ.
Во всех пунктах, где это возможно, отдельной строкой должны быть выделены данные по
конкретным арендаторам.
Если комиссия располагает достаточным временем и персоналом, то, желательно, расширить
рассматриваемый интервал времени до 3-4 лет включая текущий год. При работе непосредственно в лесхозах желательно собрать копии документов, подтверждающих
наиболее значимые положения и цифры вышеуказанной анкеты.
Запросы в лесоустроительные организации
Помимо запросов в лесхозы целесообразно направить запросы в лесоустроительные предприятия,
проводившие лесоустройство на территории проверяемых лесхозов. В запрос, помимо вопросов, отражающих региональную специфику, желательно включить следующие
вопросы, касающиеся непосредственно проверяемых лесхозов:
годы
проведения лесоустройства в проверяемых лесхозах;
утвержденные
расчетные лесосеки;
объемы
промежуточного пользования, рассчитанные по лесоводственным требованиям
при лесоустройстве;
объемы
промежуточного пользования, утвержденные в установленном порядке;
наличие
перерасчетов главного и промежуточного пользования (в том числе на часть
территории), причины проведения перерасчетов, использованные нормативы,
заказчики и источники финансирования перерасчетов, результаты
перерасчетов.
По всем вопросам желательно получить номера приказов, номера (и копии) договоров на
проведение работ и т.п.
Запросы лесопользователям и подбор объектов для детальной проверки
Подбор лесопользователей, подлежащих проверке определяется после заполнения анкет и
получения встречных данных из лесхозов. В принципе, лесопользователи не обязаны отвечать на какие либо вопросы комиссии, поэтому перед раздачей анкет
желательно организовать встречу руководителей комиссии и руководителей фирм (предприятий) лесопользователей для разъяснения целей и задач Комиссии. Отказ
от предоставления в срок анкет, может служить поводом для проведения внеочередной проверки фирмы силами налоговых служб, входящих в состав комиссии.
Анкеты на заполнение желательно передавать фирмам с уведомлением о вручении, четко указывая срок, когда заполненные анкеты должны быть возвращены.
Вся информация, приводимая в анкете должна быть представлена по годам и отдельными строками
также по годам должны быть выделены данные по арендуемым территориям.
В анкеты для лесопользователей, желательно включить следующие вопросы:
Объемы
заготовки древесины по главному пользованию за исследуемый период.
Объемы
заготовки древесины по промежуточному пользованию за исследуемый период.
Отсрочки
по заготовке и вывозке древесины по трем последним годам и видам рубок.
Начисленные
лесные подати (арендная плата).
Выплаченные
лесные подати (арендная плата).
Общий
объем выплаченных налогов помимо лесных податей и арендной платы.
Услуги,
оплаченные лесхозам и иным лесохозяйственным и лесоустроительным
структурам за отчетный период (по видам услуг).
Выставленные
иски за нарушения лесного законодательства.
Оплаченные
иски (добровольно и по решению суда), отклоненные, оспариваемые.
Наличие
на балансе лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники.
Наличие
арендованной (и др. в режиме временного использования) ----"-----
техники.
Объемы
древесины, перерабатываемой на собственных мощностях.
Объемы
экспорта древесины в переработанном и круглом виде (в кбм. и руб.).
Количество
постоянных и сезонных рабочих.
Использование
иностранной рабочей силы (если актуально).
Год
создания предприятия.
Иные
вопросы, специфичные для региона и отражающие сложившуюся практику ведения
лесного хозяйства и лесопользования.
При выборе "модельных" фирм предпочтение отдается арендаторам и фирмам, ведущим
активные лесозаготовки и, в тоже время, имеющим задолженности по уплате лесных податей; а также крупным лесозаготовителям, работающим во всех, либо нескольких
из проверяемых лесхозов; и фирмам, в документах которых есть наибольшие расхождения с данными, представленными лесхозами; а также фирмам, не
представившим запрашиваемые данные.
Желательно, чтобы общее количество детально проверяемых фирм не превышало 4-5 на лесхоз.
Общую информацию желательно собирать и отслеживать по 10-12 фирмам на лесхоз.
Часть информации, содержащейся в анкетах фирм, может рассматриваться как информация,
содержащая коммерческую тайну, поэтому распространение анкет за пределы комиссии, а также их публикация недопустимы.
|