Особенности размещения производительных сил в Ярославском крае (экономико-исторический аспект)
Особенности размещения производительных сил в Ярославском крае (экономико-исторический аспект)
Особенности размещения производительных сил в
Ярославском крае (экономико-исторический аспект)
А.Ю.Кузнецов
Ярославская
область относится к району древнейшего славянского селения, на территории
которого впоследствии сложилось ядро русского Московского государства.
Историческими вехами развития нашего края явилось присоединение Ярославского
княжества к Московскому государству (1463 год) и покорение в шестнадцатом веке
Казанского и Астраханского ханств. В результате Ярославль приобрел
исключительно важное значение как крупный ремесленный и торговый центр на
Волге, через который пролегало несколько важнейших торговых путей Московского
государства - северный вариант пути в Сибирь, считавшийся долгое время наиболее
безопасным (Москва - Ярославль - Тотьма -Великий Устюг - Соликамск и далее
через Уральские горы на Тобольск); -к Белому морю через Вологду и далее по
Сухоне и Северной Двине в Архангельск, являвшийся в допетровское время
крупнейшим внешнеторговым портом России; - и, наконец, по Волге через Астрахань
в Персию и другие страны Востока.
Географическое
положение Ярославля предопределило его роль крупного центра транзитной
торговли. С конца шестнадцатого века Ярославль был включен в число городов, где
иностранцам разрешалось создавать свои "подворья" (консигнационные
склады) и т.д. Таким образом, Ярославль стал начальным пунктом волжского пути
на восток для европейских товаров и долгое время конкурировал с Нижним
Новгородом за пальму первенства торговой столицы на Волге. В конце XYII века
Ярославский посад занимал по числу жителей второе место после Москвы [1, 2].
Определяющее
влияние на систему расселения и хозяйственную специализация края имело его
приволжское положение, густая речная сеть, высокая лесистость. Обширные
заливные луга, определявшие специфику землепользования края, способствовали
развитию льноводства и мясомолочного животноводства, которые в свою очередь,
послужили материальной основой развития ремесленного производства. Особенной
известностью пользовались ярославские льняные изделия и кожи, а также шерсть,
щетина, масло, сало, рыба, продукты перегонки дерева (смола, скипидар, деготь).
Все эти продукты вывозились за пределы области как на внутрироссийские рынки,
так и за рубеж. В последующем наряду с полотняным и кожевенным ремеслами
появились гончарный, кирпичный, кузнечный и другие промыслы. К XYII веку
Ярославль Углич и Пошехонье стали известными центрами металлоделательной промышленности
на Верхней Волге. По мере развития промысла, местные болотные железные руды
заменялись привозным железом, в том числе и "свейским" [1]. Получило
развитие и солеварение - варницы под Ростовом (Варницкий монастырь) и возле
села Большие Соли (Некрасовский район) в тот период относились к числу
крупнейших на Верхней Волге [3. C.23].
О
широком разнообразии ремесел и распространении их на территории области
свидетельствуют данные о торговле мелочными товарами в Москве. По этим данным
[4] в торговле с Москвой участвовали все города области: Ярославль, Ростов,
Переславль-Залесский, Романов (Тутаев), а также Рыбная слобода (Рыбинск) и
многие села.
В
окрестностях Ростова в это же время возник специализированный район
огородничества (села Сулость, Воржа, Угодичи, Поречье). Здесь выращивались лук,
чеснок, а затем и зеленый горошек, цикорий [5], лекарственные травы: мята,
шалфей, ромашка Позднее стал выращиваться картофель.
После
энергичных усилий Петра 1 по развитию Петербургского порта и ряда
административных запретов на использование беломорского пути во внешней
торговле [6, 7], выразившееся в частности в прямых запретах на вывоз русского
хлеба и на ввоз импортных грузов, квотирование экспорта кож через Архангельск,
произошло резкое снижение грузооборота по беломорскому торговому пути и,
соответственно, через Ярославль, хотя он по прежнему оставался важным центром
транзитной торговли с Сибирью, Персией, а затем Китаем.
Вместе
с тем, сокращение транзитной торговли невольно способствовало перерастанию
торгового капитала в промышленный, уже в 1722 году под влиянием поощрительных
мер со стороны правительства в Ярославле возникла одна из первых в стране
купеческих мануфактур, получившая название Большой: к середине века на ней
работало около 1,5 тыс. человек [8].
В
течение XYIII века мануфактурное производство распространилось по всей
территории края, кожевенные и полотняные мануфактуры возникли практически во
всех городах, ряде крупных сел (Диево-Городище, Великое, Курба, Вощажниково). В
дополнение к сырьевой базе (шерсть, лен) в конце века на территории Ярославской
губернии, образованной в 1777 году насчитывалось 5 шелковых мануфактур,
перерабатывавших шелк-сырец из Персии и Средней Азии. Большинство мануфактур
было основано купцами, однако избыток трудовых ресурсов в крае, приведший в
дальнейшем к массовому распространению отходничества (после отмены крепостного
края), привел к появлению и дворянских мануфактур, использовавших крепостной
труд. Общее число мануфактур было довольно значительно, русский экономист и статистик
К.Ф.Терман насчитал в 1806 году "155 мануфактур, фабрик и фабрикантских
малых заведений" [9], на которых было занято 7180 человек.
Вместе
с тем, превалирующее значение для экономики края имело сельское хозяйство. С
XYIII века господствующей формой крепостной повинности крестьян в Ярославской,
как и в некоторых других нечерноземных губерниях России становится оброчная
система. Сравнительно высокая плотность сельского населения в условиях
примитивной агротехники и низкого уровня естественного плодородия почв
приводили к тому, что крестьяне не могли прокормить себя собственным хлебом. В
этих условиях барщина оказывалась существенно менее эффективна, нежели оброчная
система, позволявшая помещикам извлекать доходы со всех видов крестьянского
труда.
Под
влиянием этих факторов, на фоне углубляющегося общественного разделения труда,
в Ярославской губернии стали быстро развиваться кустарные крестьянские
промыслы, которые к концу прошлого века приобрели не только широкую
известность, но четко выраженную территориальную дифференциацию: лесистые
западные и северные уезды (Даниловский, Романовский, Пошехонский, части
Угличского) славились древодельными промыслами (деревянная посуда, древесный
уголь, производство телег, саней, колес и т.п.), в северо-западном Мологском
уезде было распространено мелкое судостроение, в животноводческих Романовском,
Даниловском, и Ярославском уездах процветал валяльный, а затем и шубный
промыслы, Мышкинский, Романовский и Ростовский уезды славились производством
глиняной посуды, Порская и Бурмакинская волости Ярославского уезда были
известны кузнечными и скобяными ремеслами.
Начало
XIX века принесло структурный кризис в текстильную промышленность края. В этот
период в стране происходил бурный рост хлопчатобумажной промышленности,
использовавшей относительно дешевый привозной хлопок, применявшей машины и
производительный вольнонаемный труд. Мануфактурное производство льняного
полотна, основанное на местном, но относительно более дорогом сырье,
подневольном и, соответственно, менее производительном крепостном труде и
примитивной технике не могло выдержать ценовой конкуренции с хлопчатобумажными
тканями, что привело к резкому сокращению на его спрос как внутри страны, так и
за рубежом.
Как
нельзя лучше это видно на примере Ярославской Большой мануфактуры,
производившей льняное полотно и применявшей крепостной труд до 1843 года. Лишь
в 1857 году после того, как она была переоборудована на машинную обработку
хлопка [10], произошло быстрое превращение в одну из крупнейших
хлопчатобумажных фабрик страны. Поскольку хлопчатобумажная промышленность в
Ярославской губернии начала развиваться позднее, нежели в соседних
Иванове-Шуйском и Московском текстильных районах, в которых преобладало
ткачество и отделка тканей, в ней большое значение приобрело хлопкопрядение.
Промышленная
механизация в льняном производстве началась гораздо позднее - лишь в 70-ые гг.
прошлого века, когда в Ростове, Романово-Борисоглебске, Гаврилов-Яме и в
окрестностях Ярославля появились небольшие механизированные предприятия.
Во
второй половине XIX века роль Ярославля, как центра транзитной торговли на
Верхней Волге, постоянно возростала, особенно в связи с развитием пароходства и
хлебной торговли по мере сельскохозяйственного освоения заволжских степей и
Ставропольского края. В 1870 году к Ярославлю подошла первая железная дорога,
был построен участок Московско-Архангельской дороги. В том же году
железнодорожное сообщение с западными частями страны получил Рыбинск (ветка
Рыбинск-Бологое), ставший крупным центром транзитной торговли волжским хлебом и
мукомольной промышленности на пути к портам Балтики. К 1898 году
железнодорожные линии связали Ярославль с Рыбинском, Костромой и Архангельском,
а в 1918 году линия на Данилов-Любим-Буй связала Ярославль с Уралом и Сибирью.
Быстрое
развитие речного и железнодорожного транспорта во второй половине XIX века
укрепили его роль центра транзитной торговли сельскохозяйственными продуктами и
способствовали развитию здесь пищевой промышленности (17% от общей численности
в губернии в 1913 г.), которая прочно заняла второе место после текстильной
(61%) по всем основным показателям экономического развития [3].
Территориальная
дифференциация в размещении промышленности привела к формированию на территории
губернии трех ярко выраженных ареалов (районов) промышленного развития -
Центрального, включавшего Ярославский и Романово-Борисоглебский уезды,
специализированного на текстильной, пищевой и химической промышленности;
Рыбинского, -важного транспортно-перевалочного узла на Верхней Волге, центра
мукомольной промышленности, судостроения и судоремонта; и, наконец,
Ростовского, сформировавшегося на юго-востоке области вокруг городов Ростова и
Гаврилова-Яма на базе товарного земледелия (картофелетерочные, овощесушильные
заводы, крахмально-паточное производство, всего 895 заведений в 1892 г.) и ряда
текстильных предприятий - Локаловской прядильно-ткацкой фабрики (3656 рабочих в
1913 году). Ростовской льняной фабрики (1534 рабочих), ватной фабрики Латышева
в селе Великом и других [11].
В
конце XIX века в Ярославль начал проникать иностраный капитал - часть акций
Ярославской и Норской мануфактур была выкуплена англичанином Кноппом,
обеспечивавшим закупки импортного текстильного оборудования и хлопка, а также
торговавшего русскими тканями в Европе. В 1900 году бельгийцы приступили к
строительству городской электростанции и трамвая, затем "Товарищество бр.
Нобель" построило крупные нефтяные склады в Ярославле и Рыбинске, а фирма
"Слип" судостроительный завод. Перед 1 мировой войной шведской фирмой
"ASEA" бала начата подготовка к строительству электромеханического
завода, который был пущен в 1926 году и до 1932 года оставался концессионным
предприятием.
По
уровню концентрации промышленности Ярославская губерния занимала одно из первых
мест среди центральных губерний страны. Общая численность рабочих составляла в
1913 году 33,6 тыс. человек, свыше 1/3 предприятий относилось к числу крупных
(с 1 тыс. занятых). Напротив, по уровню развития кустарной промышленности
губерния (152,8 кустарей на 10000 чел. сельского населения) занимала одно из
последних мест, более чем в 4 раза уступая Московской (7663) и Владимирской
(617,2) [3. C.89]. Не в последнюю очередь низкий уровень развития кустарных
промыслов на Ярославщине объясняется её структурной особенностью - развитием
отхожих промыслов, по которым она занимала второе место в России после
Новгородской и не имела равных в Центральном районе.
Уже
в начале XIX века около 9% всего крестьянского населения губернии ежегодно
уходило на сторону, пореформенный период характеризовался их бурным ростом - до
14% в начале 70-ых гг. и до 20-21% к началу XX века [3. C.92]. Характерной
особенностью губернии было преобладание отхода в торгово-трактирный промысел,
занимавший 1/3 всех отходников [12]. Основная масса отходников (60%)
направлялась в Петербург, на период сельскохозяйственных работ возвращалось не
более 1/5 общего их числа. Численность отхожепромышленников накануне войны
составляла около 200 тыс. человек. Дополнительный доход, получаемый населением
области, по оценочным данным [3], вдвое превышал весь доход от сельского
хозяйства. Отхожие промыслы вырабатывали культурные навыки населения и
формировали черты предприимчивости и любознательности. Не случайно, именно
Ярославская губерния по данным обследования занимала в 1920 году первое место по
уровню грамотности населения в России.
Территориальная
структура размещения производительных сил области, промышленности в частности,
в основных своих чертах сложилась еще в досоветский период. Накануне мощного
индустриального роста в годы "сталинских пятилеток" по данным
промышленного обследования цензовых промышленных заведений [14] за 1926 год три
четверти занятых в промышленности концентрировалось в Ярославле, около 15% в
Рыбинском уезде, 7% в Ростовском, на долю остальных, таким образом, приходилось
не более 2,5-3% [13. C.272].
Пространственная
диффузия промышленного развития привела к сокращению доли областного центра в
структуре промышленного производства области, несмотря на резкое сокращение
сельского населения и концентрацию его в городах, прежде всего в Ярославле
(43,2% в 1990году). В 1990 году объем промышленного производства Ярославля
составил 60,5% (здесь и далее в объеме промышленного производства учтено
производство одноименных пригородных районов), Рыбинска - 18,1%, Ростова -
4,7%, Переяславля и Тутаева - 4,3%, Углича - 23% [15. C.91-92].
Особенно
быстрыми темпами промышленность области стала развиваться в период
индустриализации. После завершения восстановительного периода (Ярославль понес
огромные разрушения в годы гражданской войны, в частности в ходе подавления
эсеровского 1918 года -сгорела треть жилых зданий, 16 предприятий; без крова
осталось 40 тыс. жителей, город наполовину опустел [11. C.15]) уже в годы
первой пятилетки были созданы основные предприятия, определяющие отраслевую структуру
промышленного потенциала области в таких отраслях как моторостроение,
электротехника, химическая и резинотехническая промышленность, ТЭК.
Ускоренное
развитие производства средств производства привело к кардинальным сдвигам в
структуре промышленности: если в 1927-1928 гг. свыше 3/4 валового промышленного
производства приходилось на долю отраслей группы Б, то уже к концу первой
пятилетки в 1932 году свыше половины валового промышленного производства
области приходилось на группу А. В 1940 году доля производства средств
производства возросла уже до 75% валового объема промышленности и на протяжении
всего послевоенного периода стабильно составляла около 80% [16. C.58, 17.
C.18].
Эти
структурные сдвиги не привели, однако, к изменениям территориальной структуры
промышленности. Более того, в отличие от некоторых других областей Центрального
экономического района (Смоленская, Орловская), в которых фаза экстенсивного
экономического роста продолжалась до середины 80-х гг., в Ярославской области с
начала 70-х гг. темпы роста промышленного производства резко снизились и стали
существенно отставать от средних по России и Союза в целом (табл. 1).
Таблица
1
Темпы
роста общего объема продукциивсей промышленности (1913=1)
|
 |
|