Общество Пакистана
Общество Пакистана
Общество
Пакистана
Социальная
структура населения. В Пакистане выделяются этнолингвистические группы, отчасти
связанные с определенными географическими районами. Кроме того, существует
деление на племена, касты и религиозные секты. Кастовое членение особенно
выражено в Пенджабе и Синде. В Пакистане каста объединяет группу людей с
определенным социальным статусом и занимающихся традиционной деятельностью.
Браки заключаются преимущественно внутри каст, особенно в сельской местности.
Пенджаб
В этой
провинции доминируют три касты: раджпуты, джаты и араины. Раджпуты-мусульмане
принадлежат к местной родовой верхушке, которая была обращена в ислам в период
владычества Великих Моголов. Искони они были воинами, правителями,
землевладельцами и пахарями. Даже на сегодняшний день раджпуты образуют
заметную прослойку в пакистанской армии. Более низкое социальное положение
занимают джаты и араины, являющиеся преимущественно землевладельцами. Члены
этих каст служат в войсках и владеют престижными профессиями. Следующие места
на социальной лестнице принадлежат аванам, гуджарам, лохари, тарханам и билучи.
Из них первая пара формирует земледельческие кланы на северо-западе Пенджаба,
тогда как билучи, выходцы из Белуджистана, сосредоточены на юго-западе. По
традиции члены этих групп занимаются земледелием и животноводством, в том числе
разведением верблюдов. Среди тарханов и лохари преобладают ремесленники, ткачи
ковров и кузнецы. Им уступают по статусу джулаха (ткачи), обувщики, рабочие
маслобоен, носильщики, водоносы, лодочники и рыболовы. Мусорщики относятся к
низшей касте. Безземельное сельскохозяйственное население, занятое на тяжелых
непрестижных работах, также входит в состав низших каст.
Синд
Примерно 50%
населения этой провинции представлены синдхами и 30% – мухаджирами,
принадлежащими к сравнительно благополучному отряду мигрантов, прибывших из
Индии после раздела 1947, и их потомков. До 1947 большинство бизнесменов и
«белых воротничков» в Синде являлись выходцами из высших индийских каст, но
затем они были вынуждены уехать в Индию. Остались индусы, занимающие низкое
место в системе кастовой иерархии. Синдхи принадлежат к разным территориальным,
племенным, профессиональным и кастовым группам. Пиры, потомки мусульманских
миссионеров-святых, многочисленны в провинции, и иногда последователи некоторых
из них формируют отдельные социальные общины. До начала 1950-х годов явное
меньшинство богатых землевладельцев, юристов и лиц свободных профессий
противостояло в Синде основной массе крестьянской бедноты. С тех пор сложился
средний класс, что стало в значительной мере результатом распространения
образования. Сейиды, сумро, патаны, моголы, ансари, джатой, бхутто, хуро,
мухдумы, ага – таковы самые влиятельные племенные и сословно-клановые
подразделения в провинции.
Урдуязычные
мухаджиры, которые покинули северные и центральные области Индии в 1947, живут
преимущественно в округе Карачи. Среди них большая прослойка лиц, получивших
хорошее образование в колледжах. Они часто делают карьеру в искусстве,
журналистике и других средствах массовой информации, в качестве университетских
преподавателей, в вооруженных силах, промышленных и судоходных компаниях.
Высокий уровень жизни мухаджиров породил неприязнь у синдхов и некоторых других
этнических групп, что привело к межэтническим столкновениям в Карачи и прочих
городах Синда. Мухаджиры составляют значительную часть мигрантов, выехавших в
страны Среднего Востока, Европы и в Северную Америку.
Говорящие на
гуджарати беженцы, прибывшие в 1947 из Западной Индии – Бомбея и Гуджарата,
вместе со своими потомками составляют ок. 1% населения Пакистана и тоже
сосредоточены главным образом в Карачи. Некоторые из них принадлежат к
богатейшим людям страны. В число ведущих групп внутри этой общины входят мемоны
(предприниматели-сунниты), бохра и последователи Ага-хана – исмаилиты из касты
ходжа (предприниматели-шииты), а также зороастрийцы-парсы.
Северо-3ападная
Пограничная провинция
Пуштуны
составляют главный этнолингвистический элемент населения этой провинции. В т.н.
«полосе племен» проживают многие пуштунские племена, обособленные
территориально, говорящие на разных диалектах, имеющие разные обычаи и
традиционную одежду. Народы всех этих племен славятся свободолюбием. Обширная
часть пограничной полосы входит в т.н. «управляемые центром районы племен»,
которые лишь в малой степени подчиняются законам Пакистана.
Для пуштунов
характерно гостеприимство. Их кодекс чести (Пуштунвали) признает кровную месть,
необходимость предоставления приюта изгнанникам, длительную вражду и военную
удаль (каждый пуштун вооружен). Горные племена в прошлом добывали средства к
существованию набегами на равнинные деревни и контролем над перевалами,
обеспечивавшими легкий путь в Южную Азию. Пуштуны служат в армии, работают на строительстве,
промышленных предприятиях и транспорте по всему Пакистану. Ревностно
придерживаются мусульманских обычаев. Граница провинции с Афганистаном издавна
использовалась для контрабандного провоза часов, телевизоров, шелковых и
шерстяных тканей, транзисторов и калькуляторов из Японии, Европы и США.
Белуджистан
Белуджи
составляют около четверти всех жителей провинции. Известно более дюжины крупных
племен; их диалекты близки к фарси. На востоке обитают семь белуджских племен
(самые крупные – марри, ринды и бугти), на западе – девять (наибольшие по
численности – ринды и рахшани). Скотоводство остается основой традиционного
кочевого хозяйства, но часть белуджей стала землепашцами, служит солдатами,
мелкими чиновниками и полицейскими. Мужчины издавна считаются смелыми воинами.
Примерно
четверть населения провинции составляют брагуи. Их язык родствен дравидийским
языкам Южной Индии. Брагуи, подобно белуджам, занимаются прежде всего
пастбищным скотоводством, а также земледелием. В теплый сезон брагуи обрабатывают
посевы, а зимой перемещаются на север, где продают скот и ремесленные изделия и
нанимаются сезонными рабочими. Многие брагуи осели в орошаемых
сельскохозяйственных районах Синда и в Карачи.
Преимущественно
на севере Белуджистана обитают пуштуны (примерно пятая часть населения
Белуджистана). Главные местные племена – какары, пани и тарины.
Из меньшинств
выделяются также джаты, которые живут на севере центральной части провинции, и
ласси, сосредоточенные на юге. Племенному населению горных и прибрежных районов
Макрана свойственны негроидные черты, и некоторые антропологи полагают, что это
потомки рабов-африканцев. Большинство жителей Макрана неграмотно, среди них
многочисленны рыбаки, погонщики ослиных упряжек, скотоводы (разводят молочный
скот) и неквалифицированные рабочие.
Образ жизни
Семья играет
большую роль в жизни пакистанцев. Однако в Белуджистане и ряде районов
Северо-Западной Пограничной провинции очень важны также племенные узы. Со
старейшим из мужчин советуются по каждому серьезному вопросу, затрагивающему
семейные интересы. Его мнение выслушивается с почтением и, случается, даже с
боязнью. В женитьбе приоритет отдается кузинам, затем троюродным сестрам и,
наконец, девушкам того же клана или племени. Дети считаются подарком Аллаха.
Сыновей обычно предпочитают дочерям, поскольку сыновья оказывают поддержку
престарелым родителям, а приданое дочерей при их замужестве часто ложится столь
тяжким бременем на плечи родителей, что они в течение многих лет не могут
расплатиться с долгами.
Во всех четырех
провинциях Пакистана мужскую и женскую одежду составляют шальвары (шаровары) и
камизы (рубахи). Селяне повсеместно носят на голове пугри (тюрбан). В
пенджабской деревне шальвары обычно сменяются лунги, которые сходны с саронгом.
Образованные мужчины в городах предпочитают одеваться по-европейски, а женщины
носят шальвары и камизы. На работу и по формальным поводам горожанки одевают
шелковые или нейлоновые сари. Гхарары (просторные панталоны, которые первыми
ввели в обиход королевы и принцессы из династии Великих Моголов) и камизы
надевают во время свадебных и других торжественных церемоний.
Религиозная
жизнь
Более 75%
мусульман Пакистана относится к суннитам и ок. 20% – к шиитам. Менее 4%
жителей, главным образом пенджабцев, принадлежат к секте ахмадие и именуются в
народе кадияни. Между суннитами и шиитами существует согласие относительно
главных фундаментальных положений мусульманства, но и те и другие принципиально
расходятся во взглядах с ахмадие. Консервативные сунниты и шииты полагают, что
ахмадие не вправе причислять себя к правоверным, ибо считают пророком
основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада (ок. 1839–1908), тогда как, по мнению
ортодоксальных исламистов, Аллах не посылал на Землю других пророков после
Мухаммеда.
Важное место в
общественной жизни мусульман занимают религиозные храмы. Каждый округ
располагает мечетью во главе с настоятелем-имамом. При многих мечетях имеются
медресе – духовные училища, где детям бесплатно дается традиционное исламское
образование. В Пакистане насчитывается ряд дар-уль-улумов (мусульманских
университетов), где студенты учатся несколько лет, чтобы стать учеными
богословами – улемами.
Профсоюзы
Лишь немногие
профсоюзные объединения функционируют в общенациональном масштабе. Среди них
выделяется профсоюз текстильщиков, насчитывающий более 80 тыс. членов. Крепкие
профсоюзы сложились в таких отраслях, как черная металлургия, ковроделие,
сахарная и цементная промышленность, нефтепереработка, производство минеральных
удобрений.
Большинство
законов о труде восходит еще к колониальному периоду. Вместе с тем при Айюб
Хане и Бхутто был принят ряд важных законодательных актов, касающихся минимума
заработной платы, детской занятости, отношения рабочих с предпринимателями и
пенсионного обеспечения.
Положение
женщин
В жизни
пакистанского общества доминируют мужчины. Девочки в подростковом возрасте
должны готовиться к тому, чтобы уметь вести домашнее хозяйство, шить, готовить
еду и ухаживать за детьми младшего возраста. Родственники мужского пола обычно
сопровождают девушек, когда те выходят из дома; участие в совместных вечеринках
и другие встречи с юношами и тем более свидания решительно осуждаются. О
супружеском союзе договариваются чаще всего родители будущей пары. По любви
браки заключаются только в больших городах. Девушки выходят замуж до 18 лет, а
нередко и намного раньше.
После того как
девушку выдадут замуж, главным событием в ее жизни становится рождение детей.
Когда дети подрастают, повышается и статус матери, особенно если у нее
несколько сыновей. Семьи, имеющие дочерей на выданье, обращаются к ней в поиске
женихов. Часто матери имеют большое влияние на своих сыновей. В старости
женщины переключаются на воспитание внуков.
Социальное
обеспечение
В этой сфере
действуют многие общественные и религиозные организации, часть из них получает
финансовую и другую помощь от государственных структур. Поскольку материнство
без формального замужества резко осуждается, а работа женщин вне дома тоже не
пользуется поддержкой, упор приходится делать на учреждение приютов для женщин
с внебрачными детьми, устройство детских садов и женских консультаций. Эти
организации вовлечены также в деятельность, связанную с сиротскими домами и
центрами молодежи, заботой о хронических больных и инвалидах. Важное
направление деятельности – борьба с нищетой.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|