Манси
Манси
Манси
Численность
- 8459 человек. Язык - финно-угорская группа урало-юкагирской семьи языков.
Расселение - Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области.
Живут
на Оби и ее левых притоках, ближайшие родственники хантов и венгров. Этноним
манси - "человек" - самоназвание, к которому обычно прибавляют
название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские
манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя манси махум - манси
народ. С хантами их объединяет общее название - обские угры ( в отличие от
венгров - дунайских угров).
В
1989 г. мансийский язык считали родным 62,7% . Мансийская письменность с 1931
г. - на основе латинского, с 1937 г. - на основе русского алфавита,
литературный язык основан на сосьвинском диалекте.
Выделяются
несколько этнографических групп: северная с сосьвинским, верхнелозьвинским и с
тавдинским диалектами, восточная с кондинским диалектом и западная с пелымским,
вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Язык и
традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных
(сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси.
Как
этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской
неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся во втором-первом
тысячелетии до н.э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного
Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов
и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально
манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и
русских, в XI-XIV вв. переселились в Зауралье. В XVIII в. манси формально были
обращены в христианство.
Традиционная
культура носит типично таежный облик, хозяйство комплексное. Основными
занятиями были охота и рыболовство, частично оленеводство. На Оби и в низовьях
Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек
занимались преимущественно охотой, некоторые выезжали на Обь для сезонной рыбной
ловли. Охота была пушная и мясная. Пушная охота (белка, соболь) носила товарный
характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую
дичь. Помимо ружей, которые появились в XVIII в., использовали луки и стрелы.
Для
рыбной ловли существовали различные ловушки, заграждения-запоры и сети. В
верховьях Лозьвы, Северной Сосьвы и Ляпина, там, где часть северных манси могла
летом в горах выпасать оленей, их основным занятием являлось оленеводство.
Оленей было немного и их использовали преимущественно в транспортных целях.
Поселения
(пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными (весенние, летние,
осенние). В них обычно насчитывалось до десяти домов с постройками,
располагавшихся по берегам рек. Как правило, селения находились на расстоянии
дня езды одно от другого. Основной тип жилища - срубный дом с двускатной
крышей, часто без фундамента.
Традиционная
женская одежда - платье на кокетке, халат хлопчатобумажный или суконный, зимой
сахи - двойная меховая шуба. Одежда была богато орнаментирована бисером,
аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой
и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили наброшенным на голову и
плечи, со свободно свисающими концами на груди. Концом платка женщина (как и у хантов)
закрывала лицо в присутствии мужчин - старших родственников мужа (свекре,
старшем брате, дяде и др.) или зяте (обычай избегания). Мужчины надевали
рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым
подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда из сукна
или оленьих шкур - глухая с капюшоном (малица, гусь).
Традиционной
пищей служили рыба и мясо. Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой,
копченой, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в
чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно
лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали
в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку,
бруснику и клюкву заготавливали впрок.
Семьи
были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак
патрилокальный (когда жена уходила в группу мужа), сохранялись также явления
пережиточной матрилокальности (какое-то время муж мог жить в семье жены).
Система
религиозных представлений в целом традиционна v это вера в существование у
человека нескольких душ: пяти - у мужчин, четырех - у женщин. Душа как
жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание,
призрак-двойник или дух человека. Сакральное (священное) значение чисел пять и
четыре (по числу душ) проявлялось во многих обрядах.
Мифологическая
картина делит мир манси на три яруса. На Верхнем располагается Торум,
олицетворение неба, первопричина добра. На Среднем ярусе - земле v живут люди.
Нижний ярус - подземный мир темных и злых сил.
Наиболее
известным празднеством у манси, как и у хантов, является медвежий праздник.
Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних
праздников наиболее значителен Урине хотэл эква - Вороний день, отмечающийся на
Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну,
выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением
к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце
мая - начале июня отмечали дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках,
разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с
целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить.
С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние
праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем
был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.
В
богатом мансийском фольклоре жанры делятся на священные и обыденные. Священные
жанры чаще всего исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней
осенью и зимой, их исполнение обычно было приурочено к праздникам и ритуалам.
Музыка
представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами медвежьего
праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и
эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно
взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и
русских.
Шаманская
музыка (кайне эрыг - северная, кайх ерэй - южная) является персональной формой
музыкального общения с духами. Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.
Эпическая
(повествовательная - от слова эпос) музыка включает: мифологические песни о
возникновении мира, богов, людей и героические песни - о подвигах героев
племени, песенные вставки в сказках. Мелодии эпических песен могут
сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне. Лирическая музыка
представлена личностными песенными импровизациями, танцевальными жанрами и
наигрышами.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|