Какое топливо лучше
Какое топливо лучше
Какое топливо лучше
Еще
наши далекие пещерные предки обогревались у костров. Пламя служило также для
освещения и для приготовления пищи. Огонь поддерживали дровами, и именно они,
эти куски дерева, долгое время были основным видом топлива для человечества.
При
помощи дров жители Земли решали многие проблемы: обогревались, готовили пищу,
даже начали плавить металлы (Правда, для этого дрова сначала превращали в
древесный уголь). Дерево играло столь решающую роль в жизни общества, что в
истории остались упоминанию о «блуждающих» городах. Например, столица Эфиопии –
Аддис-Абеба – в прошлые времена постоянно кочевала с места на место по мере
того, как жители вырубали окрестные леса.
Но
проходили столетия, людей на планете становилось все больше, а лесов – все
меньше. И в XIX веке Англию – самую передовую промышленную страну того времени
– постиг топливный кризис. Дров на острове перестало хватать для нужд населения
и промышленности. Нужно было срочно искать им замену.
Поиски,
впрочем, были недолгими. О том, что прекрасно могут гореть также уголь и нефть,
люди знали издавна. Правда, одно дело знать, а другое – использовать эти знания
на практике. Ведь уголь и нефть надо искать, добывать. Да и топить ими тоже
надо уметь. Скажем, уголь просто от спички как хворост не загорится. А обычные
печи для нефти так и вообще не годятся.
Но
нужда всему научит. В той же Англии, а затем и в других странах мира со
временем научились топить углем еще лучше, чем дровами. Конечно, это вовсе не
значило, что о дровах тотчас забыли. Они ведь нужны даже для того, что бы
разжечь уголь. А в тех местах, где лесов было в достатке, дрова по-прежнему
широко использовались. Так, в России начала 20 века дрова давали более половины
всей энергии, одну четвертую часть уголь, шестую - нефть.
«Один
сумасшедший предлагает освещать Лондон – чем бы вы думали? Представьте себе –
дымом!...» - так писал Вальтер Скотт в письме одному из своих друзей, не
подозревая, что освещение дымом, а точнее газом, вполне возможно, и вслед за
Лондоном рожки появятся вскоре в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Петербурге и
Москве.
В
те времена светильный газ получали переработкой каменного угля. Но уже в начале
20 века поняли, что тот газ, который выходит из недр Земли, горит не чуть не
хуже. Лишнее тому доказательство – газовые плиты, стоящие во многих домах и по
сей день.
В
1910 году, как свидетельствует статистика, большую часть топлива в мире
составлял уже уголь – 65%. За ним шли дрова и на последнем месте стояла нефть.
Ее доля в мировом топливном балансе составляла всего 3%, а природный газ вообще
не использовался.
Еще
через четверть века доля каменного угля снизилась до половины, в то время как
доля нефти в топливном балансе возросла до 15%. Во многих странах мира начали
использовать и природный газ.
Еще
более разительные перемены произошли в России. Уже в годы первых пятилеток
страна начала стремительно наращивать темпы угледобычи. «Хлебом промышленности»
назвал уголь В.И.Ленин, и страна не хотела держать на голодном пайке свою развивающуюся
индустрию. Ежегодно угольная промышленность давала прирост более 100%. С 1930
по 1940 год добыча угля возросла в три раза: с 70 до 220 миллионов тонн в год.
Подобные темпы сохранились и в первые послевоенные годы. За пятилетку с 1950 по
1955 годы был достигнут прирост в 170 миллионов тонн.
И
все же, невзирая на столь бурный рост угольной промышленности, она постепенно
теряла лидирующее положение.
В
70-е годы первое место в топливном балансе уверенно заняла нефть – около 35%.
Доля каменного угля снизилась до 30%. На третьем месте оказался природный газ –
около 20%. Затем шли дрова – 10%. Прочие источники энергии, в том числе
электростанции на воде и на атомной энергии, давали всего 5% энергии.
В
наши дни первые места занимают нефть и газ – они обеспечивают более две трети
топливного баланса.
Почему
так получилось ? Ведь угля и сегодня предостаточно: его разведанные запасы
составляют 1075 миллиардов тонн – 87,5% всех топливных запасов планеты. А все
дело в том, что нефть и газ более удобны в эксплуатации. Вот только один
пример: уголь в топку бросали лопатами чумазые кочегары; жидкое же и
газообразное топлива легко подавать при помощи насосов по трубам, а жечь –
форсунками и горелками.
Эти
удобства особенно видны на транспорте. На сегодняшний день практически вся
потребность в топливе судов и тепловозов, самолетов и автомобилей, тракторов и
мотоциклов обеспечивается за счет нефти и газа.
И
такая тенденция, по всей вероятности, сохранится еще долго. Потому что нефть с
газом горят лучше любого другого топлива. Так при сгорании 1 кг нефти
выделяется 46 тыс кДж, при сгорании 1м3 газа – около 38 тыс. кДж, в то время
как 1 кг угля дает в лучшем случае только 29 тыс. кДж. Говоря другими словами,
теплота сгорания нефти примерно в 1,5 раза выше, чем у угля, и в два с лишним
раза превышает теплоту сгорания дров. И с этим тоже приходится считаться.
Так
что, как видите, в отличие от арифметики, в топливном балансе от перемены мест
слагаемых общая картина может измениться разительно.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/hind.chem.neftegaz/
|