Государственная служба в Италии
Государственная служба в Италии
Государственная
служба в Италии
В Италии
существует хорошо налаженный и отрегулированный государственный и
административный аппарат, который функционирует, как правило, независимо от смены
власти.
Хотя формально
все, кто работает в государственном секторе, могли бы признаваться
государственными служащими, на деле проводится довольно четкое размежевание
между работниками государственных предприятий и служащими. Правовое положение
последних регулируется специальными нормативными актами. В частности, в
конституции прямо сказано, что к государственным служащим относятся только те,
кто работает в системе государственной администрации. Именно конституция и
является основным актом, определяющим роль и место государственных служащих в
системе административно-правовых институтов. Согласно конституции,
государственные служащие находятся исключительно на службе народу.
В Италии (как,
впрочем, и в других странах Запада) четко разграничивают политические и
чиновничьи должности на госслужбе. Так, например, министры, вице-министры, их
советники - это посты политические и поэтому они подлежат смене вместе с
правительством. Более низкие должности - это и есть собственно служащие,
которые теоретически должны быть аполитичными; их положение относительно
стабильно, т. к. их увольняют только в случае серьезных проступков. Таким
образом, в Италии госслужба и политическая власть отделены друг от друга, хотя
отбор чиновников самого высокого уровня осуществляется, разумеется,
политической властью. Правда, хотя в каждом конкретном ведомстве
бюрократическая машина формально подчиняется министру, на практике она нередко
играет самостоятельную роль, т. к. на пост министра обычно назначается
политический деятель, а не специалист в той или иной области. Он не может
проявлять самостоятельности без своих советников из аппарата, обладающих
профессиональным мастерством и специальными знаниями. Иногда бюрократический
аппарат даже подталкивает деятельность министра в нужном ему направлении,
оказывая огромное влияние на процесс принятия решений. Кроме того, бюрократия
имеет возможность наполнять конкретным содержанием те законы, которые одобрены
парламентом в самых общих чертах. В случае необходимости используются также
различные отсрочки, ссылки на отсутствие порядка применения и другие методы
проволочек.
Государственные
служащие делятся на постоянных (или кадровых), которых в общем числе служащих
примерно три четверти, и непостоянных (или служащих по соглашению),
составляющих четверть всего персонала работников госаппарата. Все кадровые
служащие, т. е. чиновники, делятся на пять составов: администраторы,
специалисты, исполнительский, вспомогательный и специальный составы.
К
администраторам относятся руководящие чиновники с административными функциями.
К числу специалистов принадлежит целый ряд самых различных служащих: научные
работники, инженерно-технический состав, эксперты, переводчики,
землеустроители, консультанты, библиотечные служащие, бухгалтеры и т. д. В
исполнительский состав входят помощники, делопроизводители, инспекторы,
хозяйственные, складские и т. п. служащие. К вспомогательному составу
принадлежат регистраторы, техники, охранники, мелкие служащие по поручению. В
специальный состав включены некоторые категории периферийных служащих трех
министерств - внутренних дел, финансов и казначейства: начальники спецслужб,
инспектора, надзиратели, ревизоры и т. д.
Кадровые
служащие получают классные чины. В целом для служащих установлено восемь
уровней профессиональной квалификации. Для занятия должностей, соответствующих
пятому или шестому уровням, необходим диплом о среднем образовании. Для
седьмого и восьмого уровней требуется, как минимум, диплом о высшем
образовании. Кроме того, для работников руководящего звена предусмотрено еще
три уровня - первый, средний и высший.
Конституцией
закреплено равное право граждан обоего пола на одинаковых уровнях поступать на
государственную службу и занимать выборные должности. Конституция допускает,
однако, ограничение права принадлежности к политическим партиям для судей,
кадровых военных действительной службы, должностных лиц и агентов полиции,
дипломатов и консульских представителей за границей.
Замещение
должностей государственных служащих происходит или путем назначения по усмотрению
администрации, или в результате конкурсов, на которых изучаются документы
кандидатов, проводятся собеседования и нередко экзамены. Как и во многих других
странах, в Италии ведомства самостоятельно проводят набор своих служащих. В
министерствах, например, для каждого экзамена создаются свои экзаменационные
комиссии.
Конкурсные
экзамены, приспособленные к программам соответствующих факультетов
университета, проводятся письменно и устно. Письменные применяются большей
частью к административному и исполнительскому составам, а устные - к
специалистам. Почти по всем основным составам чиновников большая часть
экзаменов падает на правовые науки.
В каждом
министерстве функционирует так называемый Административный совет, состоящий из
начальников управлений министерства и возглавляемый статс-секретарем или
министром. Эта коллегия, созываемая не реже одного раза в месяц, решает вопросы
о кадрах и структуре штатов по управлениям, принимает решения по конкурсному
отбору на вакантные должности (обычно решается вопрос о выборе одного из трех
первых, прошедших по конкурсу). Решения принимаются большинством голосов. И еще
одна задача стоит перед Административными советами министерств - развитие
инициативы сотрудников данного ведомства. С этой целью лицам, вносящим рационализаторские
предложения, выдаются по постановлению совета так называемые стимулирующие
премии.
В законе о
государственной службе от 29 марта 1983 г. названы следующие , которыми должен обладать любой государственный чиновник: верность
нации, осуществление своих функций беспристрастно и исключительно в общих
интересах, соблюдение служебной тайны и подчиненности. К служащим и их
руководителям, пренебрегающим своими обязанностями, могут применяться различные
дисциплинарные санкции. В то же время служащие имеют право на сохранение своего
рабочего места, на продвижение по службе.
Для определения
зарплаты по должности в бюджетных учреждениях действует очень подробная
тарификация, в связи с чем в системе государственного управления Италии насчитывается
60 тарифных разрядов (в частном секторе все тарифные колебания укладываются в
пределах дюжины). В основе тарификации лежит совокупность целого ряда условий:
потребность в специальных знаниях, необходимость длительного совершенствования
на данной работе, государственная важность поста, степень его ответственности и
т. д. С учетом выслуги лет служащим каждые два года увеличиваются
дополнительные выплаты, начиная с 8%, а затем на 2,5% (в результате в течение
16 лет зарплата увеличивается на 64%). Пенсия за выслугу лет выплачивается
после достижения 60-летнего возраста и не должна превышать 72% последнего
заработка. Государственный служащий не вправе получать другие доходы, кроме
зарплаты в данном учреждении. Это не распространяется на акции, которые в силу
их безымянности крайне трудно контролировать. Совместительство, как правило, не
разрешается (исключение делается для преподавателей университетов, научных
работников, врачей и представителей некоторых других специальностей).
При совете
министров создан специальный департамент государственной деятельности, который
ведет реестр служащих государственных и международных организаций, координирует
управленческую деятельность и контролирует ее эффективность. Этот департамент
также выявляет потребность в кадрах для государственной службы и планирует их
подбор. Что касается местных органов власти, то большинство служащих низового
звена попадает в них непосредственно после окончания средней школы, но уже с
самого начала работы они проходят подготовку, ориентированную на практическую
деятельность. Как правило, руководящие кадры выдвигаются из числа тех, кто
начинал свою карьеру в местных органах управления.
Общепринятые
нормы по подготовке управленческого аппарата в Италии только складываются.
Большинство высших функционеров готовят университеты, в особенности -
юридические факультеты. Кадровое пополнение обеспечивают также ведущие высшие
учебные заведения и научные институты, подчиненные тем или иным министерствам.
Вообще каждая ведомственная администрация, как уже указывалось, стремится
готовить собственные кадры: обычно те, кого специально готовят к работе в
административном аппарате, получают статус стажеров государственной службы.
Хотя для
занятия большинства должностей обычно достаточно университетского диплома,
после своего назначения чиновник должен пройти профессиональную подготовку. С
этой целью в ряде вузов в последние годы возникли факультеты
послеуниверситетской подготовки управленческого персонала. Кроме того,
совершенствование кадров государственного аппарата, повышение их
профессиональной квалификации осуществляется на курсах, организуемых Высшей
школой государственного управления, созданной в 1962 г. Являясь главным центром
подготовки и переподготовки кадров государственного управленческого аппарата,
она координирует работу отраслевых школ и курсов, а также организует прикладные
исследования в области управления. Обучение в Высшей школе государственного
управления длится обычно 2-3 года.
Главные
предметы - политические и административные науки. В учебе чиновников, пришедших
с практической работы, большое место занимает изучение зарубежного опыта,
ознакомление с управленческими проблемами и методами их решения с помощью
последних достижений научно-технического прогресса.
Часто чиновники
экономических управленческих структур совершенствуют свои знания в
общенациональных государственно-частных центрах переподготовки хозяйственных
кадров. Таким центром является, например, основанный в 1952 г. в Турине
Институт послеуниверситетской подготовки организаторов производства - ИПСОА.
Это крупный учебный и исследовательский комплекс по проблемам управления
производством. Диплом ИПСОА или получаемая после учебы ученая степень открывают
широкую дорогу для занятия высоких постов в государственном аппарате.
Проводившиеся в
Италии специальные расследования обнаружили дефекты в организации работы
чиновников органов управления. Последовавшие санкции не могли, разумеется,
кардинальным образом изменить положение. Поэтому в общественном мнении Италии
утвердилось убеждение в необходимости перестройки всего государственного
аппарата, придания ему большей эффективности и демократичности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://italy.h10.ru/
|