Горские евреи
Горские евреи
Горские евреи
Горские
евреи, джухуро, этнолингвистическая группа евреев. Численность в Российской
Федерации 11,3 тыс. чел. в том числе в Дагестане 3,6 тыс. чел.,
Кабардино-Балкарии 3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии 2,6 тыс, чел. Живут также в
Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах бывшего СССР- 18,5 тыс.
чел.
Традиционные
занятия: торговля, садоводство, виноградарство. Ремесла: ковроткачество,
изготовление медной посуды, ювелирных изделий. Язык - татский, говоры
махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский.
По
официальным данным, в 1835 г. сельскими жителями были 4459 (58,3%), а
горожанами - 3190 (41,7%). Горожане в значительной, части также занимались
сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием
(особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой
получали красную краску. Крупые винодельчиские компании были основанны в конце
19 в.
К
началу 20 в. с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены
прекратилось, владельцы насаждении разорились и превратились в чернорабочих,
торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в
Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались
табаководством, в Кайтаге, Табасаране и ряде сел Азербайджана - пашенным
земледелием. В ряде селений до начала 20 в. главным занятием было кожевенное
ремесло. С 60-70-х гг. 19 в. горские евреи начали селиться в городах Баку,
Темир-Хан-Шура, Нальчик, Грозный, Петровск-Порт. К концу 19 - нач. 20 вв.
значительно выросло число занятых мелкой торговлей; зажиточных торговцев (гл.
обр. тканями и коврами) было немного (в Кубе, Дербенте, с кон. 19 в. также в
Баку и Буйнакске).
Основной
социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - нач. 1930-х гг. была
большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как
правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был
свой дом. Вплоть до современного периода практиковалась полигамия, в основном
двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже,
отдельное помещение в общем доме.
Во
главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к
старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось
коллективным достоянием всех еe членов, определял порядок работы всех мужчин
семьи; мать семейства (или первая из жeн) вела хозяйство и наблюдала за
женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся
совместно), уборкой и т, п. Несколько больших семей, происходивших от общего
предка, образовывали тухум.
Женщины
и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто
совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым).
Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. В случае
неисполнения кровной мести убийце-еврею в течение трeх дней семьи убитого и
убийцы считались связанными узами кровного родства. Часты были побратимства с
представителями соседних горских народов. Аулы горских евреев располагались
рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно.
Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей. В
городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отделбном квартале
(Дербент). В конце 19 в. начался процесс распада большой семьи.
По
материяльной культуре горские евреи близки окружающим народам. Традиции жилища
каменные, в городах - дома с восточным убранством, в аулах - дома из двух или
трeх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение у детей
отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.
От
соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья.
Мир считался населeнным множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих
человеку. Так - Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови
(Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду
(нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов
осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались особые празднества. Идор -
властитель растительного царства, ему посвящен праздник Шев-Идор. Земирей -
ниспосылатель дождя. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей
(Араво) определяется судьба человека; девушки проводили еe в гаданиях, плясках
и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны.
За два месяца до свадьбы совершался обряд Рах-Буры (пересечение пути), когда
жених отдавал отцу невесты последние выкупные деньги.
В
значительной мере сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с
жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально
пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день),
Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).
В
фольклоре выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными
сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма`ни), исполнявшиеся
поэтами-певцами (ма`ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|