География востока
География востока
МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ВОСТОКОВЕДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Опубликовано "Народы Азии и Африки", 1970, No 1, стр. 85-94.
О значении географических условий, например рельефа для военной истории, говорилось давно. Еще в XVIII в. один из первых русских историков Иван Никитич
Болтин сделал замечание: "У историка, не имеющего в руках географии, встречается претыкание" [1]. Однако ныне
история ставит куда более глубокие задачи, и география отошла от простого описания диковинок нашей планеты и обрела возможности, которые нашим предкам были
недоступны.
В наше время вопрос стоит иначе, чем в XVIII-XIX вв.: не только "Как влияет
географическая среда на людей?", но и "В какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется
биосферой?" [2].
Диалектический материализм различает несколько взаимосвязанных форм движения материи, как то:
физическую, химическую, биологическую и общественную [*1]. История человечества, как чуткий прибор, фиксирует эти формы движения и
позволяет разобраться в характере их взаимодействия.
Смена общественно-экономических формаций идет то более, то менее быстро, но последовательно. Однако она не охватывает тех воздействий на человечество,
которые связаны с проявлениями физико-химических и биологических процессов, Человечество с момента своего становления было тесно связано с окружающей
природой, черпая из нее средства существования. Приспособляясь к различным ландшафтам: тропическому лесу, сухой степи, тундре и т. д., люди вырабатывали
систему навыков и обычаев, что повлекло разделение человечества как вида на разнообразные коллективы, которые называются этносами. Этническое размежевание
человечества продолжается и поныне, очевидно являясь формой существования вида Homo sapiens. Оно называется этногенезом и является феноменом, пограничным
между общественной и прочими природными формами движения материи.
В самом деле люди (и каждый человек в отдельности) являются не только членами
общества, но и твердыми телами, т, е. подвержены закону тяготения; организмами, со всеми биологическими функциями; млекопитающими хищниками, входящими в
биоценоз населяемого ими ландшафта: наконец, членами этноса (племени, нации, народности и т. п.). Как таковые они подвержены воздействиям то силы земного
притяжения, то разных инфекций, то голода или изобилия из-за изменения вмещающего ландшафта и, наконец, процессов этногенеза, которые не всегда
совпадают с общественными процессами, а идут своими ритмами.
В аспекте исторической географии этносами называются коллективы людей, противопоставляющих себя всем остальным, например: китайцы и варвары,
арабы-мусульмане времен первых халифов и "неверные", и т.д. Зарождаясь в условиях какого-либо ландшафта, этносы распространяются иногда по
всей земле, но это связано с их исторической судьбой, определяемой не только ритмами этногенеза, но и в не меньшей степени глобальным общественным развитием
человечества. Таким образом, проблема этногенеза лежит на рубеже наук естественных и гуманитарных (подробно см.: [3] [4]).
Непосредственно на человеческий организм и на любой человеческий коллектив влияет не просто
Земля, а определенный ландшафт. С другой стороны, люди за историческую эпоху видоизменили почти всю поверхность суши, но египтяне, монголы, арауканы и шведы
делали это настолько по-разному, что конструктивнее рассматривать влияние этносов на природу, нежели человечества в целом. Поэтому можно рассматривать
природу как многообразие ландшафтов, человечество - как мозаику этносов, а их взаимодействие и его результаты - как этногеографию и палеогеографию
исторического периода. Для нашей проблемы в очерченном круге вопросов важны две темы, которые мы разберем поочередно: 1) постоянное воздействие ландшафта на
этнос и 2) варианты воздействия этноса на ландшафт.
На важность затронутой нами темы указал Н. И. Конрад в книге "Запад и Восток" (М., 1968), отметивший наличие исторических процессов,
свойственных любым разновидностям человечества. Если прежде задачей востоковедения было выявление локальных форм внеевропейских культур, то теперь
мы вправе ставить вопрос об интерпретации глобальных закономерностей и освоении способов (методики) их исследования. Достичь этой цели можно несколькими
способами, в том числе путем применения исторической географии к востоковедным дисциплинам.
Отметим отличие нашего подхода от "географического детерминизма", истолковывающего все явления истории культуры, этнического характера и даже
хода политических событий как воздействие географической среды на общество.
Л. С. Берг сформулировал соотношение вида и его географического окружения так:
"Географический ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все особи варьироваться в определенном направлении, насколько это
допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т.д. - все это накладывает особый отпечаток на организмы.
Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или - вымереть" [5].
Это положение равным образом относится к этносам, которые непосредственно и тесно связаны с природой через свою хозяйственную деятельность. Этнос
приспособляется к определенному ландшафту в момент своего сложения, а приспособившись, при переселении и расселении, ищет себе область,
соответствующую его привычкам. Так, угры расселились по лесам; тюрки и монголы - по степям; русские, осваивая Сибирь, заселяли лесостепную полосу и берега
рек: англичане колонизировали земли с умеренным климатом, а арабы и испанцы - с жарким. Исключения из правила встречаются, но только в пределах законного
допуска. Характер культуры складывающейся народности определяется вмещающим ландшафтом через его экономические возможности.
Большинство племен и народностей древности и средневековья приспосабливались к ландшафту,
не пытаясь его изменить. Таковы все охотники, рыболовы, скотоводы и собиратели, а также часть земледельческих племен, не применяющих искусственного орошения.
Исключение составляют народы, практиковавшие интенсивное земледелие: египтяне, шумеры, древние иранцы и китайцы. Они приспосабливали ландшафт к своим
потребностям и подчас нарушали даже течение ветров. Так, развитие земледелия в Китае привело к уничтожению лесов в долине р. Хуанхэ, и к IV в. до н.э. сухие
центральноазиатские ветры занесли лёссом мелкие речки и гумусный слой в Шэньси. Леса на среднем течении Хуанхэ задерживали ветры, несшие песок из пустыни Хэси
(западнее хребта Алашань). После уничтожения лесов человеком песок стал достигать областей Центрального Китая, Изобретение железной лопаты позволило в
III в. до н.э. выкопать оросительные каналы из р. Цзинхэ, но река углубляла свое русло, и каналы высыхали. Борьба за воду кончилась победой ветра - работы по
поддержанию оросительной системы прекратились в XVIII в. [6]. Зато кяризы в долине Тарима, построенные
древними иранцами, дали жизнь многим оазисам. Созданный ландшафт влияет на этнос, так же как и естественный.
Исключение, впрочем весьма распространенное, составляют этносы, оторванные от своего
ландшафта. Они начинают жить не за счет природы, а за счет этносов-аборигенов, образуя в их среде колонии. Возможности к тому дает насилие (впрочем, на
относительно недолгое время). Но поскольку наличие подобных этносов связано с их исторической судьбой, то нет необходимости останавливаться на анализе этого
явления, не имеющего прямого отношения к ландшафту. Достаточно при практическом изучении вносить соответствующую поправку. Для нашей темы важнее установить,
какими гранями смыкаются антропосфера и природная ее среда и как последняя взаимодействует с первой.
За последние десятилетия наука отказалась от представления о неизменности географических условий даже в сравнительно короткий период, освещенный
письменными источниками, т. е. около 3 тыс. лет. Действительно, Средиземноморский бассейн имел за это время стабильный климат, но это частный
случай, а не общее правило. Зато климатические условия в центре Евразийского континента менялись очень сильно. Достаточно отметить, что уровень Каспийского
моря в VI в, стоял на абсолютной отметке - минус 34 м: в начале XIV в. - минус 19 м, а сейчас - около минус 28 м. Мощная трансгрессия XIII в., когда Каспий
поднялся на 15м, весьма резко отозвалась на судьбах Хазарии, а следовательно, и пограничных с нею стран. Большая часть плодородной земли, кормившей хазарский
народ, оказалась под водой. Также весьма отличны от современных исторические условия возникновения китайской цивилизации [7].
Установление В.Н. Абросовым [8] гетерохронности увлажнения
лесной и степной зон Евразии позволило сопоставить климатические колебания с историческими судьбами кочевых народов и с колебаниями уровня Каспийского моря.
Поскольку Каспий наполняется Волгой (81%), несущей воду из гумидной зоны, повышение его уровня совпадает с усыханием окружающих степей, и наоборот:
наполнение Арала и Байкала реками аридной зоны означает усыхание среднерусской равнины. Однако для того, чтобы получить полную картину, необходимо учитывать
не две, а три возможности прохождения циклонов, несущих влагу от азорского и исландского максимумов в Евразию: южный путь по аридной зоне, средний - по
гумидной и северный - по арктической. Зависимость климатических условий от путей циклонов сведена нами в следующую таблицу.
Местоположение постоянного центра действия атмосферы
|
|
|
 |
|