![]() ![]() |
Главная страница > Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области | Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области |
|
![]() |
Десять из 14 субъектов с наиболее сильным сокращением числа прибытий расположены на востоке страны, тогда как регионов с наименьшим сокращением этого показателя среди них всего 1 (Тюменская область с автономными округами). Среди регионов Дальневосточного округа нет ни одного, где число прибытий превышало бы 37% от уровня рубежа 90-х годов. Напротив, у регионов Центрального округа этот показатель превышает 42%, а в большинстве и 50%. Кроме того, в Москве и Белгородской области число мигрантов из других регионов страны возросло за последние десять лет на 8% и 3% соответственно. Соответственно, изменялась и интенсивность прибытий по субъектам Федерации (таблица 2). Если в 1989-1991 годах наибольшие значения этого показателя были характерны исключительно для регионов восточной части страны, то в 1999-2001 годах ситуация была иной. В регионы-лидеры по данному показателю переместились Белгородская область и г. Москва, Краснодарский и Ставропольский края, заменив собой почти все регионы Дальневосточного округа. Последние ранги по-прежнему занимают регионы Европейской части, но перечень их также изменился. Таблица 2. Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих максимальную и минимальную интенсивность прибытий в миграции с другими субъектами Российской Федерации в 1989-1991 и 1999-2001 годах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ранги* |
1989-1991 годы |
на 1000 |
1999-2001 годы |
на 1000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Магаданская область |
34,9 |
Ленинградская область |
16,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Амурская область |
23,3 |
Тюменская область |
13,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Хабаровский край |
23,2 |
Магаданская область |
13,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Республика Калмыкия |
22 |
Мурманская область |
11,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Камчатская область |
21,9 |
Белгородская область |
10,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Тюменская область |
21 |
Республика Калмыкия |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Сахалинская область |
20,9 |
г. Москва |
9,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Ленинградская область |
20,7 |
Краснодарский край |
9,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Республика Саха |
19,6 |
Хабаровский край |
9,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Мурманская область |
19,1 |
Ставропольский край |
9,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Россия |
12,5 |
Россия |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 |
Тульская область |
9,8 |
Оренбургская область |
4,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 |
Брянская область |
9,8 |
Пермская область |
4,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
Пермская область |
9,8 |
Курская область |
4,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 |
Курская область |
9,5 |
Нижегородская область |
4,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 |
Московская область |
8,9 |
Удмуртская Республика |
4,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 |
Пензенская область |
8,7 |
Республика Дагестан |
4,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 |
Республика Мордовия |
8,3 |
Республика Тыва |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 |
г. Москва |
8,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 |
Республика Татарстан |
8,3 |
Архангельская область |
3,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 |
Нижегородская область |
7,5 |
Республика Мордовия |
3,6 |
· в перечень не вошли автономные округа, республики, область, данные по которым в 1989-1991 годах были включены в состав соответсвующих краев и областей, а также Чеченская и Ингушская республики.
Какой-то географической закономерности динамики абсолютных объемов числа выбытий в 1999-2001 гг. в сравнении с 1989-1991 гг. не прослеживается. В наибольшей степени сократились выбытия из Тывы и Магаданской области (составив 24% и 40% от уровня рубежа 90-х), а из Мурманской, Московской и Курской области сокращение выезда было минимальным.
Межрегиональная дифференциация показателя интенсивности выбытий, как и прибытий, за последнее десятилетие изменилась, однако, в отличие от последних, перечень регионов, имеющих наибольшую интенсивность выезда, за десятилетие претерпел мало изменений (см. таблицу 3). По-прежнему его возглавляют субъекты Федерации, расположенные на востоке и севере страны. Среди замыкающих список, практически все входят в Приволжский и Центральный округа. По-прежнему среди них - Москва, Нижегородская, Белгородская области и Республика Татарстан.
Таблица 3. Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих максимальную и минимальную интенсивность выбытий в миграции с другими субъектами Российской Федерации в 1989-1991 и 1999-2001 годах
Ранги*
1989-1991 годы
на 1000
1999-2001 годы
на 1000
1
Магаданская область
53,6
Магаданская область
34,5
2
Республика Тыва
29,7
Мурманская область
21,4
3
Республика Калмыкия
28,4
Камчатская область
19,9
4
Амурская область
23,3
Республика Саха (Якутия)
17,3
5
Республика Саха (Якутия)
22,4
Республика Калмыкия
16,3
6
Мурманская область
21,3
Сахалинская область
15,6
7
Камчатская область
21,3
Тюменская область
13,8
8
Хабаровский край
21,2
Республика Коми
13,5
9
Тюменская область
20,9
Амурская область
11,8
10
Сахалинская область
19
Читинская область
11,3
63
Кабардино-Балкарская Республика
8,5
Белгородская область
5,2
64
Ярославская область
8,5
Чувашская Республика
5,1
65
Липецкая область
8,2
Вологодская область
4,9
66
Курская область
8,1
Липецкая область
4,8
67
Республика Татарстан
8,1
Республика Татарстан
4,6
68
Пензенская область
7,9
Удмуртская Республика
4,6
69
Белгородская область
7,3
Пермская область
4,6
70
Нижегородская область
7
Ярославская область
4,6
71
Московская область
6,6
г. Москва
3,7
72
г. Москва
5,6
Нижегородская область
3,5
* в перечень не вошли автономные округа, республики, область, данные по которым в 1989-1991 годах были включены в состав соответсвующих краев и областей, а также Чеченская и Ингушская республики.
Если сравнить между собой ежегодные показатели интенсивности прибытий и выбытий по субъектам федерации, занимающим соответственно первый и последний ранги, видно, что разброс интенсивности выбытий был во все годы существенно больше, особенно значительные различия отмечались в середине 90-х годов. Картина была бы еще контрастнее, если включить данные по Чукотскому АО с очень высокой интенсивностью выезда населения, но, т.к. в 1989-1991 годах данные по округу отдельно в доступной нам статистике не выделялись, а входили в состав Магаданской области, сравнение с ним не производилось. В последние два года дифференциация регионов по интенсивности выбытий несколько ослабевает.
Рисунок 3. Отношение максимального и минимального значений интенсивности прибытий и выбытий по субъектам Российской Федерации в 1989-2001 годах
Такая поляризация субъектов Российской Федерации по интенсивности выбытий указывает на кризисный характер межрегиональной миграции в последнее десятилетие, ведь есть немало регионов, откуда в отдельные годы выезжали 3-10% населения. Это вело к резкому сокращению численности населения, изменению региональных пропорций расселения, нарастанию контраста заселенности в России по оси запад-восток.
Выявляются два противоположных типа динамики миграционной активности населения: с одной стороны, как наиболее яркие представители - Москва и Белгородская область, которые, за десятилетие сохранив низкую интенсивность выбытий, стали одними из лидеров по интенсивности прибытий, фактически не снизив за десятилетие их объем; с другой стороны - практически все регионы Дальнего Востока, сохранили высокую интенсивность выезда, но частота въезда в них сократилась в три раза, опустившись до среднего по стране уровня. В первой группе субъектов федерации динамика показателей прибытия и выбытия максимизировала выигрыш, эффективность миграции, во второй - максимизировала потери, также с большей эффективностью.
2. Миграционные процессы на территории Оренбургской области
2.1 Миграционная ситуация в Оренбуржье
Проблема миграции для Оренбуржья – фактор, который в любой момент может стать конфликтогенным. Общее состояние экономики в стране отражается на финансировании миграционных структур. За 10 месяцев 1998г. Куплено только 68 квартир для социально незащищенных вынужденных переселенцев, выплачено 1176 единовременных пособий, материальную помощь получили 135 чел., что значительно меньше, чем в 1997г.
По территории области мигранты распределяются неравномерно. Основная масса в 2002г. Размещена в городах: Оренбург – 1234, Орске – 386, Соль-Илецке – 334, а также в районах: Оренбургском – 313, Соль-Илецком - 251, Первомайском – 367 человек. Увеличивается удельный вес прибывших в Красногвардейском, Переволоцком, Беляевском и других районах области. Именно в вышеперечисленных городах и райцентрах, где сосредоточены крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, обстановка с трудоустройством крайне тяжелая и отсутствует свободное жилье.
В Оренбуржье разработана миграционная программа, но ее выполнение в 1998г. Было затруднено из-за недостаточного финансирования. Из федерального бюджета поступило 22553,3 тыс. рублей, что составило лишь 65,4% от запланированной суммы. В связи со снижением объемов производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве из областного бюджета средств на обустройство мигрантов не поступало. В месте с тем в прошлом году было выдано 223 ссуду на сумму 8443,5 тыс. рублей. 193 ссуды (86,5%) были использованы на приобретения жилья, 16 (7%) на строительство, 14 (6,5%) на ремонт жилья.
Усиливается нелегальная миграция через Оренбуржье: если в 1997г. На территории области было задержано 546 человек, нелегально прибывших из Афганистана, то в 1998г. – более 700; заметно увеличилась численность иммигрантов из Шри-Ланки (1997г.-3 чел., 1998г.-98 чел.) и Пакистана (1997г.-7 чел., 1998г.-45 чел.). Наблюдаются тенденции к увеличению мигрантов из Китая, Австралии, Бангладеш и других стран.
За 2002г. В Оренбуржье зарегистрированы и получили статус вынужденных переселенцев 5477 человек. Основная масса прибывших выходцы из постсоветских среднеазиатских республик, в том числе 66% из соседней республики Казахстан. До 80% среди иммигрантов составляют русские и украинцы, до 10% татары, остальные представители других (более 30) национальностей.
Сложившаяся в области социально-экономическая ситуация усугубляет решение проблем обустройства переселенцев: обеспечение жильем, трудоустройство, получение гражданства Российской Федерации. Сегодня в общей очереди на получения жилья стоят 920 семей вынужденных переселенцев, в льготной очереди – 994 семьи.
По мнению аналитиков, продолжающееся ухудшение жизненного уровня населения приграничных районов Казахстана, будет способствовать увеличению притока как русскоязычного, так и казахского населения из этой страны. Это предположение основывается на том, что в приграничной Актюбинской области уже наблюдается увеличение числа китайце. В первую очередь это связано с продажей пакета акций АО «Актюбнефть» Китайской национальной нефтяной компании, а также планирующимся строительством нефтепровода Актюбинск-Урумчи через территорию Казахстана.
В 2002 году число прибывших в Оренбуржье составило 29228 чел., а число выбывших 33317 чел. Эмигрирующих стоит разделить на две группы: выезжающие за пределы области в другие субъекты России и выезжающие в другие государства. Основной поток выбывающих из Оренбуржья приходиться на соседние субъекты Российской Федерации. Так в Самарскую, Челябинскую области и республики Татарстан и Башкирия уехало в 2002г. 40% населения из всего потока. Остальная же доля внутрироссийских миграций приходиться на Москву и Московскую область (21%), Санкт-Петербург и Ленинградскую область (13%), Свердловскую, Пермскую, Нижегородскую, Тюменскую области (24%).
Заграницу же выехало 1087 человека (3%). В основном в экономически развитые страны. Такие как: США (28%), ФРГ (25%), Франция и Великобритания (21%), а также в страны восточной Европы (11%) и в другие государства.
Причины, по которым жители Оренбуржья покидают свой регион, разнообразны, но все же главным в этом перечне является трудовая миграция (60%). И из числа выбывающих преобладают граждане в возрасте 20-45 лет (76%), чем и обусловлен высокий уровень трудовых миграций.
2.2. Внутренние миграции в Оренбуржье
Масштабы внутренних переселений. Этот вид миграции заслуживает более подробного рассмотрения. Оно предполагает, что миграция осуществляется между поселениями разных типов, расположенными в разных регионах страны. Так, если взять миграционную активность по четырем основным направлениям: город-город, село-город, город-село и село-село, видно, что динамика миграционной активности по каждому из них в отдельности имела определенную специфику.
В 90-е годы наибольшему сокращению подверглась миграция село-село (рисунок 4). Ее масштабы снизились с 53,5 тысячи прибывших в 1991 году до 32 тысяч в 2001 году, т.е. в 1,4 раза. Когда в 1994-1995 годах наблюдалось увеличение общей миграционной активности, потоки из села в село, а также из города в село не увеличились, а лишь на некоторое время прекратили сокращаться. В то же время миграция город-город и село-город росла - в 1995 году к 1993 году на 12% и 37% соответственно.
Если в 1991 году на миграцию село-село приходилось 14% всех прибывших, то в 2001 году - только 10%. Напротив, доля миграции город-город увеличилась с 41% до 44%, село-город - с 23% до 25% (рисунок 5). Все это говорит не об изменении миграционной активности городского и сельского населения, а о снижении роли села в качестве места назначения миграции, снижении его привлекательности для мигрантов как из города, так и из села. Если в 1991 году 38,5% сельских жителей при миграции направлялись в село, то в 2001 году их доля снизались до 28,7%.
Рисунок 5. Структура миграции (число прибывших) по основным направлениям в России в 1991 и 2001 годах (%)
Основные миграционные потоки в Оренбургской области в последние десять лет совершались между городскими поселениями, и со временем роль этих потоков немного росла. Но все же следует отметить, что ни городское, ни сельское население в последнее десятилетие, что называется, не замкнулись в себе, между городом и селом идет миграционный обмен населением, менее интенсивный, чем ранее. Конечно, в сравнении с началом прошлого века, да и с его 60-70-ми годами миграционный потенциал и активность сельского населения сильно сократились.
Вообще сокращение миграционной активности населения Оренбургской области за 90-е годы не вызвало адекватного снижения масштабов его перетока между частями области и отдельными районами. Сократились масштабы встречных потоков, но не их результативность. С позиций эффективности миграции это может рассматриваться как позитив. Но между количественной эффективностью миграции и социально-экономическим ее значением существует большое несоответствие.
3. Современные факторы и перспективы динамики миграционной активности населения Оренбуржья.
Снижение объемов внутренней миграции в Оренбуржье и России в последние годы рождает все больше вопросов. Помимо того, что сокращение идет одинаковыми год от года темпами, не очень понятно, почему оно вообще сокращается. За сокращение внутренней миграции выступают следующие факторы:
- Отсутствие устойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов не дает явных стимулов экономической миграции. Даже достаточно богатые и динамично развивающиеся нефте- и газодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа испытывали серьезные трудности в 1998 году в связи с падением цен на энергоносители, что немедленно поставило под вопрос рентабельность многих добывающих предприятий, и, как следствие - возможность сокращения рабочих мест, невыплаты заработной платы и т.п. В других регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, перспектив для экономической миграции не просматривается. Явным тому примером в Оренбуржье являются главные предприятия «Газпром», «ТНК-BP», «Уральская сталь». В последнее время они отличаются стабильностью, но не являются магнитами экономических миграций.
- Постепенно идущее изменение возрастной структуры населения области (России) в сторону сокращение доли молодежи и роста доли населения в предпенсионном и пенсионном возрастах ведет к сокращению контингентов наиболее активных в миграционном отношении групп населения. (Особенно остро этот процесс протекает в сельской местности.)
- Несмотря на рост числа высших учебных заведений и доли студентов среди молодежи, учебная миграция теряет значение рычага межрегионального перераспределения населения, все больше студентов переориентируются на учебу в своем городе или областном центре. Снижение для большинства семей возможности содержать студента вдали от дома, даже при условии бесплатного его обучения, является жестким лимитирующим фактором развития учебной миграции. Другой, ранее часто практиковавшийся путь миграции - служба в рядах вооруженных сил с последующим "закреплением" по месту прохождения службы сейчас также имеет, видимо, меньшее распространение.
- Сохраняется ненормальная, почти крепостная привязанность человека к жилью, давно изжитая в развитых странах. Действующая де-факто система прописки (ныне - регистрации), служит ощутимым препятствием при приеме на работу лиц, этой регистрации не имеющих, как из числа иностранных граждан, так и россиян.
Кроме того, наличие работы, даже нормально по российским меркам оплачиваемой, не дает возможности людям арендовать жилье или делать сбережения с целью его приобретения.
- Развитие форм временной, коммерческой, "челночной" миграции, которая позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на временной основе в другом городе или регионе. Это ведет к определенным сложностям в жизни трудовых мигрантов, но позволяет им осуществлять трудовую деятельность, избегая затрат на переезд всей семьи. Трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере, на первоначальном этапе. Пока временные трудовые миграции в определенной степени сдерживают переселения (и работник, и работодатель имеют определенные выгоды от такого положения дел), но в перспективе они могут послужить толчком к переселению на новое место жительства, ближе к работе, уже на постоянной основе.
- Государство резко сократило свое вмешательство в сферу регулирования миграции, в том плане, что больше не выступает в качестве субъекта экономического стимулирования перемещения населения и трудовых ресурсов. Правда, в последние годы как федеральные, так и региональные власти все чаще выдвигают инициативы по введению ряда административных ограничений миграции, что также вряд ли будет способствовать усилению миграционной активности граждан (а тем более неграждан), особенно регистрируемой ее части.
Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения области и России?
Прежде всего, то, что в стране сохраняется достаточно сложная система регистрации граждан по месту жительства, на которой основан учет, причем она касается не только иностранцев, но и граждан России. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения введения уголовной ответственности для незаконных мигрантов.
Усложнение процедуры оформления законного пребывания мигрантов в России, хотя и направлено на улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время.
В настоящее время в России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят на задний план. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной форме. Причины тому видятся в следующем:
- В условиях развала (или слома) социалистической системы экономики и формирования совершенно новой системы хозяйствования необходимое межотраслевое и региональное перераспределение рабочей силы не завершено, основные причины этого упомянуты выше. В результате миграции сократилось население многих северных регионов, но есть большие сомнения, что перенаселенность российских "северов" ликвидирована. Износ производственных фондов, необходимость в недалеком будущем платить настоящую цену за потребляемые энергетические ресурсы могут с новой остротой поднять этот вопрос.
Большие излишки рабочей силы в настоящее время есть в селе. Даже два подряд относительно урожайных года (2001 и 2002) не привели ни к росту доходов занятых в сельском хозяйстве - средняя заработная плата в нем находится ниже уровня прожиточного минимума, ни притоку серьезных инвестиций в отрасль. Тысячи сельских семей, занимаются по сути натуральным хозяйством, что не соответствует реалиям нынешнего столетия. Выезд из села сейчас сдерживает только бедность населения и отсутствие хорошо оплачиваемой работы в городах.
Неблагополучно положение во многих малых городах, в том числе с моноотраслевой экономикой. Ведущийся под руководством Министерства труда и социального развития мониторинг городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы показывает, что во многих монопрофильных поселениях без больших вложений средств в перепрофилирование производств, развитие малого бизнеса, будет сохраняться слабая конкурентоспособность производств, чрезвычайно низкая (даже по российским меркам) оплата труда, скрытая безработица. Многие малые города и поселки деградируют, но население, в них проживающее, с этим мириться не обязано, и оно находит и будет находить возможности смены приложения труда.
С другой стороны, экономический рост в скором времени вызовет нехватку рабочих рук. Резервы роста производительности труда, по-видимому, будут исчерпаны, что сделает труд дефицитным, а значит – значительно более ценным ресурсом в экономике. За труд станут больше платить, и это создаст «благоприятные возможности» для многих мигрантов из российской глубинки. Спрос на труд будет превышать возможное предложение, что потребует привлечения иммигрантов из-за пределов страны, так что активизируется и внешняя миграция.
Можно возразить, что спрос на рабочую силу может удовлетворяться за счет роста маятниковой миграции, что вовсе не обязательно для мигранта менять место жительства: в западных странах человек может жить в 150-200 километрах от места работы и совершать ежедневные поездки. В российских условиях для этого есть ряд серьезных ограничений, среди которых прежде всего стоит упомянуть слабое развитие дорожной сети и транспортных средств. Кроме того, вряд ли рабочая сила подорожает настолько, что сделает рентабельными для работника ежедневные длительные поездки на личном автотранспорте, как это происходит в экономически развитых странах. Этот резерв может быть реализован только в условиях крупных городских агломераций (Москвы, Санкт-Петербурга, Самары) и в любом случае радиус поездок будет меньше, чем в США и Западной Европе.
Конечно, миграционная активность населения Оренбуржья (России) не может сокращаться бесконечно. Между районами (регионами страны) должен осуществляться миграционный обмен населением, иначе это, помимо всего прочего, приведет к усилению замкнутости и оторванности одних районов (регионов) от других, консервации неблагоприятных тенденций развития региональных рынков труда.
4. Инструменты развития и регулирования миграционной политики в Оренбуржье
Главными компонентами в регулировании миграционной политики области являются:
• предоставление
мигрантам правового статуса
• правоприменительные и надзорные требования и права по отношению к
мигрантам
• контроль соблюдения законодательства в области занятости, защиты рынков
труда, социальной защиты и др.
• регламентирование иммиграции
• адаптация к международному и федеральному миграционному законодательству
Также для наилучшего достижения результатов миграционной политики и реформ необходимо:
• формирование
положительного общественного мнения о мигрантах
• доведение правил въезда, пребывания и обустройства в России
• содействие СМИ для лучшей адаптации мигрантов
• мониторинг миграционной обстановки
• автоматизация сбора, обработки и доведения информации в миграционной
системе
А для эффективного обеспечения миграционной политики и реформ необходимо развитие:
• финансовой
базы
• научной базы
• паспортно-визовых процедур
• таможенного контроля
• жилищных фондов
• социальных услуг
• реализация государственных гарантий по обустройству на МПЖ
• выдворение незаконных мигрантов
5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения
В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.
Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами.
В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.
Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований и данных создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации.
Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.
Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами массовой информации, федеральными и региональными информационными структурами органов государственной власти.
Вывод
Уже отмечалось, что в ближайшие годы миграционные процессы претерпят существенные изменения. Рассматривая складывающиеся тенденции, можно выделить наиболее характерные:
1. Сокращение под влиянием экономического кризиса интенсивности и географии миграционных потоков.
2. Уменьшение численности иммигрантов из бывших республик СССР.
3. Сохранение значительной доли числа беженцев и вынужденных переселенцев в общей структуре миграционных потоков.
4. Рост в России численности иностранных рабочих.
5. Уменьшение в общероссийском миграционном балансе притягательности большинства регионов европейской части России.
6. Замедление процесса возврата населения с северных и восточных территорий к местам прежнего жительства в западных регионах РФ.
7. Постепенное вхождение миграций между городом и селом в нормальное русло, хотя этот процесс и сдерживался в ряде регионов страны факторами современного кризисного положения.
Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.
Основными задачами государственной миграционной политики являются:
· Защита прав и интересов мигрантов.
· Развитие системы иммиграционного контроля.
· Соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий.
· Регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости. Специфики психологии мигрантов и климатических особенности мест расселения.
· Создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Исходя из поставленных задач государственная, миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
· Стимулирование рационального распределения потоков вынужденных мигрантов.
· Недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.
· Личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке.
· Регулирование размещение беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами.
· Регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны.
· Регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории России.
· Осуществление мер экономического и социального характере, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах страны.
Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны неоднозначно, но положительным является то, что повышение мобильности трудовых ресурсов способствует экономическому росту, свободное передвижение людей не только внутри страны, но и за её пределами представляют возможность наиболее выгодного применения профессии, занятия, опыта. Кроме того, иммигранты могут изменить в лучшую сторону соотношение между работающим и неработающим населением. К отрицательным последствиям миграции относится возможное возникновение социальной напряженности в стране или отдельном её регионе из-за роста безработицы, обострения жилищной проблемы, повышения стоимости жилья, значительного увеличения нагрузки на объекты социальной инфраструктуры, развития теневой экономики.
Приложения к курсовой работе
Приложение 1
Население экономических районов России
Население на начало 1998 г., тыс. чел.
Территория, тыс. км2
Доля в территории, %
Плотность населения,
чел./км2
Российская Федерация
147104,6
17075,4
100,0
8,6
в том числе районы:
Северный
5784,7
1466,3
8,6
3,9
Северо-Западный
7988,8
196,5
1,2
40,7
Центральный
29650,6
483,0
2,8
61,4
Волго-Вятский
8375,6
265,4
1,6
31,6
Центрально-Черноземный
7846,3
167,7
1,0
46,8
Поволжский
16885,6
536,4
3,1
31,5
Северо-Кавказский
17707,4
355,1
2,1
49,9
Уральский
20406,1
824,0
4,8
24,8
Западно-Сибирский
15109,3
2427,2
14,2
6,2
Восточно-Сибирский
9070,5
4122,8
24,1
2,2
Дальневосточный
7336,3
6215,9
36,4
1,2
Калининградская обл.
943,4
15,1
0,1
62,5
Европейская часть
115588,5
4309,5
25,2
26,8
Азиатская часть
31516,1
12765,9
74,8
2,5
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним
11796,0
11900,0
69,7
1,0
Приложение 2
Количество зафиксированных прибытий по субъектам Приволжского федерального округа
Численность, человек
В расчете на 10 тыс. человек населения
1998
2003
1998
2003
Россия, всего
1191939
505688
81,2
35,2
Приволжский федеральный округ, всего
317409
92455
98,7
29,3
Республика Башкортостан
23560
7348
57,4
18
Республика Марий-Эл
2193
1001
28,7
13,4
Республика Мордовия
6097
1697
64,6
18,8
Республика Татарстан
39352
4623
104,2
12,3
Республика Удмуртия
7144
2868
43,8
17,8
Республика Чувашия
2771
1174
20,4
9,7
Кировская обл.
6428
2244
39,8
12,5
Нижегородская обл.
27226
12518
73,5
35
Оренбургская обл.
54482
23703
244,8
108,1
Пензенская обл.
16336
5999
405,5
40,1
Пермская обл.
8324
4294
28
14,7
Самарская обл.
63392
14453
191,7
44,5
Саратовская обл.
50533
7101
185,7
26,6
Ульяновская обл.
9571
3432
64,7
24
Приложение 3
Нетто-миграция по субъектам Приволжского федерального округа, тыс. чел.
1992-1996
1997-2001
1997
1998
1999
2000
2001
ПФО, всего
842
321
100,8
92,1
71,7
50,1
6,8
Республика Башкортостан
109
37
11,1
10,3
10,6
4
1,1
Республика Марий-Эл
12
4
1,1
1,2
1,6
0,7
-0,3
Республика Мордовия
9
-6
-0,3
-0,8
-0,9
-1,6
-2,6
Республика Татарстан
92
55
16,3
14,2
10
8,7
5,6
Республика Удмуртия
22
7
3,5
3
1,4
0,4
-1,4
Республика Чувашия
18
10
2,4
3,5
2,7
1,1
-0,1
Кировская обл.
21
-4
-
-
0,1
-1,1
-2,6
Нижегородская обл.
94
53
16,7
14,7
10,8
7,1
4
Оренбургская обл.
73
21
10
6,5
4,2
3,5
-2,9
Пензенская обл.
46
13
4,8
3,9
2,6
1,2
0,1
Пермская обл.
20
14
3,7
3,4
3,7
2,8
0,8
Самарская обл.
137
69
18
17,5
14,4
12,8
6,2
Саратовская обл.
87
48
12,1
14
10
9,8
1,9
Ульяновская обл.
72
-
1,4
0,7
0,5
0,8
-3
Приложение 4
Зарегистрированные вынужденные переселенцы и беженцы на 1 января 1998 и 2003 гг. в России и Приволжском федеральном округе
Численность, человек
В расчете на 10 тыс. человек населения
1998
2003
1998
2003
Россия, всего
1191939
505688
81,2
35,2
Приволжский федеральный округ, всего
317409
92455
98,7
29,3
Республика Башкортостан
23560
7348
57,4
18
Республика Марий-Эл
2193
1001
28,7
13,4
Республика Мордовия
6097
1697
64,6
18,8
Республика Татарстан
39352
4623
104,2
12,3
Республика Удмуртия
7144
2868
43,8
17,8
Республика Чувашия
2771
1174
20,4
9,7
Кировская обл.
6428
2244
39,8
12,5
Нижегородская обл.
27226
12518
73,5
35
Оренбургская обл.
54482
23703
244,8
108,1
Пензенская обл.
16336
5999
405,5
40,1
Пермская обл.
8324
4294
28
14,7
Самарская обл.
63392
14453
191,7
44,5
Саратовская обл.
50533
7101
185,7
26,6
Ульяновская обл.
9571
3432
64,7
24
Приложение 5
Численность граждан сопредельных государств, работающих на территории Российской Федерации
Государство гражданства
Число работающих в России, тыс. чел.
Численность работающих постоянно, не менее 10 мес. в год, тыс. чел.
Численность работающих в сезон, от 5 до 9 мес., тыс. чел.
Численность работающих от 1 до 4 мес., тыс. чел.
Среднее число работающих тыс. чел.
Среднее время пребывания в России, мес.
Азербайджан
1000
890
90
20
947
11,4
Армения
280
73
179
28
166
7,1
Грузия
117
63
47
7
87
9,0
Казахстан
50
11
36
3
30
7,1
Киргизия
300
66
219
15
177
7,1
Молдова
154
74
71
9
110
8,6
Таджикистан
504
111
368
25
298
7,1
Узбекистан
390
86
285
20
231
7,1
Украина
1000
430
380
190
644
7,7
Другие, всего
1055
350
263
442
600
6,8
В том числе:
китайцы
800
136
232
432
306
4,6
корейцы
55
44
8
3
48
10,6
вьетнамцы
100
80
15
5
88
10,6
афганцы
100
90
8
2
94
11,3
Итого, тыс. чел.
4850
2154
1948
749
3227
8,0
Наименование района/города
1995
1998
1999
2000
2001
2002
По области
5,6
2,9
1,9
1,6
-1,3
-1,9
Абдулинский
-5,5
-10,5
-2,6
-6,1
-14,4
-15,7
Адамовский
4,5
-4
-4,2
-8,3
-6,1
-5,7
Акбулакский
1,5
8,8
5,8
7,1
-6,3
-3,5
Александровский
2,8
9,1
9,4
0,04
-4,2
0,5
Асекеевский
-0,3
7,9
6,3
5
0,3
-1,6
Беляевский
8,5
14,2
5,3
5
-7,9
-4,5
Бугурусланский
3,6
0,2
4,6
1,3
-4,8
-3,7
Бузулукский
13,1
7,1
5,4
10
4,7
2,4
Гайский
4,1
-7,6
-2,4
-13,5
-13,3
-8,4
Грачевский
1,3
12,7
4,9
1,7
-4,9
-1,6
Домбаровский
-0,3
1
-0,1
-5,6
-6
-6,2
Илекский
6,9
11,5
7,5
2
-3,5
-3,7
Кваркенский
-6,9
-1,6
-0,9
-2,9
-9,1
-8,4
Красногвардейский
-2,5
8,9
-3,1
-9,3
-11,4
-7,3
Кувандыкский
-3,1
0,8
3
-1,9
-3
0,5
Курманаевский
2,4
3,2
-1,5
-0,9
-4,5
-3,1
Матвеевский
4,2
-2,8
5
-1,5
-2,7
-0,1
Новоорский
4,0
-5,1
-6,4
-6,3
-5
-5,1
Новосергиевский
5,1
-2,2
-0,2
-0,3
-0,2
0,2
Октябрьский
5,4
1,5
1,7
7,8
7,1
-3,6
Оренбургский
16,2
25,5
14,5
21,1
13,5
15,4
Первомайский
10,4
22,3
10,6
4,9
1,4
-7,2
Переволоцкий
12,0
13,0
6,1
4,4
5,7
-0,3
Пономаревский
0,3
6,4
-2,1
5,8
0,3
0,4
Сакмарский
6,1
15,0
5,4
13,3
8,1
6,5
Саракташский
6,9
14,3
10
11,6
8,3
8,4
Светлинский
-1,4
-1,5
-15
-0,8
-6,8
-3,3
Северный
-2,5
-4,7
-0,1
-1,3
-2,7
2,2
Соль-Илецкий
-9,2
-6,6
-9,9
-11,5
-10
-10,1
Сорочинский
7,3
4,0
11,6
12,8
1,9
3,3
Ташлинский
13,6
9,9
9,8
9
0,2
1,1
Тоцкий
33
-5,6
-3,8
-1
-0,9
-8
Тюльганский
3,6
-7,2
3,4
5,5
1,4
3,7
Шарлыкский
-4,9
1,3
-1,5
1,9
-2,6
-3
Ясненский
-1,7
-1,7
-14,1
-14,5
-16,1
-34
г.Абдулино
12,6
10,4
9,8
5,6
6,2
5,4
г.Бугуруслан
10,3
9,9
4,3
1,9
-1
-1,7
г.Бузулук
5,7
1,6
7,3
4,4
4,8
8,7
г.Гай
4,6
2,1
1,6
-1,9
-0,6
-1,3
г.Кувандык
9,1
4,9
8,3
6,1
-1,6
4
г.Медногорск
-6,8
5,2
0,9
2,3
-3,4
-0,1
г.Новотроицк
10,5
3
4,1
5,4
-1,2
-1,8
г.Оренбург
4
-2,7
-2,6
-4,1
-4,9
-7
г.Орск
4,4
6,5
5,6
7,7
3,6
2,3
г Соль-Илецк
-3,4
-0,6
-2,8
3,6
-5,2
-4,6
г..Сорочинск
15,3
11,7
10,6
11,6
0,6
-4,2
г.Ясный
5,2
-34,2
-23,4
-23
-11,2
-7,9
Список литературы
1 Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты М., Диполь-Т, 2005, 351 с.
2 «Демография и социально-экономические проблемы народонаселения», Информационно-библиографический бюллетень литературы, изданной в 2000-2002гг. (Выпуск 5) Под редакцией: к.э.н. В.В.Елизарова, к.э.н. И.В.Дзарасовой, к.э.н. Р.С.Ротовой, к.э.н. И.А.Троицкой. Москва, МАКС Пресс, 2003, 92 с.
3 Тюркин М.Л. Миграционная система России М., Издательский дом "Стратегия", 2005, 368 с.
4 «Миграционная ситуация в регионах России», Выпуск 1: Приволжский Федеральный Округ, под ред. С Артоболевского, Ж. Зайончковской, М., 2004, 212 с.
5 «Население России 1998» Шестой ежегодный демографический доклад «Центра демографии и экологии человека ИНП РАН».
6 «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 2001» Девятый ежегодный демографический доклад, ответственный ред. А.Г. Вишневский, «Центр демографии и экологии человека ИНП РАН», Москва – 2002.
7 Бутов В.И. Демография учебный курс, издательский центр «Март», Ростов-на-Дону 2003.
8 Статистический сборник «Города и районы Оренбургской области», 2002.
10 Вишневский Н.Г. Миграция и демографическая безопасность России. М., 2000.
11 Госкомстат: первые итоги переписи 2002 года. РГ. 25.04.2003.
12 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики, СПб. 1998.
14 www.oren.ru
15 www.gks.ru
Новости |
---|
Copyright © 2006-2012 |