Дамаск
Дамаск
Дамаск
Дамаск
– столица мусульманского государства Сирии. Но немало в ней и христианских
святынь. Многие из них связаны с именем апостола Павла. Место для христианской
часовни нашлось даже в стенах главной мечети города.
Дамаск
— один из древнейших на Земле городов. Первые сведения о нем встречаются в
египетских надписях, возраст которых — четыре тысячи лет. Есть упоминания о
Дамаске и в Библии. Там сказано, что его основал правнук самого Ноя, которого
звали Уз.
От
той глубокой древности в Дамаске, понятное дело, ничего не осталось: самые
старые памятники восходят к концу прошлой эры, ко временам римского господства.
С
римских времен сохранились крупные каменные блоки в кладке крепостной стены,
когда-то опоясывавшей весь город. Возглавляемые полководцем Гнеем Помпеем
римляне пришли в Дамаск в 64 г. до н. э. Серые камни повыше – это уже
наследство арабов, появившихся в Дамаске в VII в. уже нашей эры, вытеснив
отсюда византийцев. Пару лет назад в нише римской крепостной стены находился
продуктовый магазин. Теперь она пустует. Мимо сплошным потоком движутся
видавшие виды автомобили. Среди них, кстати, немало российских: чуть ли не
каждое третье такси в городе — «жигули».
Разъехаться
на улицах старого города нелегко — ведь их прокладывали еще римляне. Светофоров
здесь раз два и обчелся — управление уличным движением возложено на
регулировщиков. Но и на них, и на знаки здесь мало кто обращает внимание –
стражам порядка остается только позевывая провожать глазами нарушителей.
В
старой части Дамаска до сих пор сохранилась древнеримская планировка кварталов.
Римляне строили города по образцу своих военных лагерей – соблюдая строгую
прямоугольную планировку.
Улица
Мидхат Паша, пересекающая старый Дамаск с востока на запад — прямое наследие
римской планировки. При римлянах она называлась виа Ректа, то есть Прямая
улица. Сейчас она называется Мидхат Паша. Знаменита эта улица тем, что
упоминается еще в Библии, так как связана со святым апостолом Павлом.
В
юности будущий апостол был гонителем христиан, но все изменилось когда близ
Дамаска в потоке света ему явился Иисус. Ослепленного Савла, так до крещения
звали Павла, привели в город на Прямую улицу к некоему Иуде. Где именно на Виа
Ректа стоял дом Иуды, неизвестно. Но на одной из примыкающей к ней узких улочек
показывают другой дом, связанный с именем апостола Павла.
В
Дамаске также жил один из учеников Христа – Анания. Он излечил Савла от
слепоты, крестил его, нарек именем Павел и благословил на миссионерскую
деятельность…
…Здесь
до сих пор осталась часовня — которая в наши дни называется часовня Святого
Анания — где когда-то собирались первые христиане Дамаска. Святой Анания
считается первым епископом Дамаска. Он один из семидесяти учеников Христа,
которых тот, как сказано в Евангелии, «послал перед лицом своим во всякий город
и место, куда сам хотел идти». За проповедь христианства Ананий был придан
мученической смерти.
По
легенде новообращенному Павлу, чтобы не быть схваченным, пришлось срочно
покинуть Дамаск. Единомышленники помогли ему бежать, спустив в корзине с
городской стены.
Жители
Дамаска утверждают, что бегство апостола состоялось у ворот Баб Кисан, некогда
римских ворот Сатурна, ныне превращенных в христианскую часовню. В часовне
туристам и паломникам показывают корзину — якобы точную копию той, в которой
спускался со стены Павел.
«Бегство
Святого Павла» изображено и на гипсовом барельефе в восточном пределе часовни.
Тут же висят картины на евангельские сюжеты. Их несколько лет назад подарили
сирийской церкви российские иконописцы.
В
крепостной стене, опоясывающей Дамаск, восемь ворот. Одни из них теперь служат
входом на городской рынок аль-Хамидия.
Работает
рынок шесть дней в неделю, в пятницу, как и во всей стране, выходной. С девяти
утра до девяти вечера здесь кипит жизнь. От палящих лучей солнца торговцев и
покупателей защищает сводчатая крыша со множеством окон.
Товар
здесь – традиционно восточный. Больше всего кальянов — по-арабски они
называются «наргиле». Цену сначала запрашивают запредельную, но, как следует
поторговавшись, можно купить роскошный агрегат за семьсот-восемьсот сирийских
лир, что в пересчете на рубли около пяти сотен.
Восточные
наряды на аль-Хамидии представлены в изобилии.
То
и дело попадаются лавочки, где собраны, кажется, все благовония, какими
славится Восток: сандал, мирра, ладан, жасмин.
Ахмед
— не только торгует духами, но и сам составляет запахи.
Ахмед,
торговец и парфюмер: «Этому меня научил мой отец, а его – мой дед. Они тоже
торговали здесь. Место на рынке обычно передается по наследству от отца к сыну.
Я вот, например, торговец уже в четвертом поколении».
Рынок
аль-Хамидия плавно переходит в улицу Баб аль-Барид. На ней, напоминая
недостроенные голливудские декорации, высятся колонны серого мрамора. Это все,
что осталось от колоннады, когда-то украшавшей вход в древнеримский храм
Юпитера, построенный еще в третьем веке. А до него на этом самом месте
находился арамейский храм. Когда в Дамаск пришли византийцы, они перестроили
древнеримский храм в христианскую церковь Иоанна Крестителя…
…А
уже при арабах христианская церковь превратилась в мечеть Омейядов — третью по
значимости в мусульманском мире. Ислам, который принесли с собой новые хозяева
Дамаска арабы, способствовал расцвету города. Для паломников, направлявшихся на
хадж в Мекку, он был последней остановкой перед изнурительным переходом через
Аравийскую пустыню. Они закупали здесь все необходимое, оставляя немалые
деньги.
Византийская
церковь Иоанна Крестителя была перестроена в мечеть только через семьдесят лет
после завоевания арабами Дамаска. До этого все молились в одном здании –
мусульмане в западном крыле церкви, христиане — в восточном.
Мечеть
Омейядов, помимо прочего, знаменита тем, что прямо в ней находится христианская
часовня. В этой часовне, если верить местным легендам, покоится голова Святого
Иоанна Крестителя. По легенде ее обнаружили в одном из подземных склепов
христианского храма еще в 705 году арабы, перестраивавшие храм в мечеть. К
сожалению, часовня сейчас закрыта. Кстати, это место почитается как
христианами, так и мусульманами. Для мусульман Иоанн Креститель, как многие
библейские святые, – один из пророков. Они называют его Йяхья. Помимо часовни в
мечети Омейядов осталась еще одна деталь византийского храма – купель, в
которой когда-то крестили младенцев.
Мусульмане
Дамаска собираются на молитву в мечети Омейядов пять раз в день. К тому, что
сюда же приходят христиане поклониться своей хранящейся в часовне святыне, они
относятся вполне спокойно.
Абу-Халед,
прихожанин: «Никто не возражает против такого соседства. Ислам, что бы о нем ни
говорили несведущие люди, религия мирная. Вам каждый здесь скажет: все люди
должны жить в согласии, какой бы ни была их вера».
В
Дамаске, действительно, мусульмане и христиане живут в мире и согласии уже
больше тысячи лет. За долгую историю город повидал правителей самых разных
вероисповеданий, и называли они себя по-разному: фараоны, цари, прокураторы,
халифы, султаны…
Сегодня
Дамаск — столица республики во главе которой стоит президент Башар Асад, сын
национального героя Хафеза Асада, тридцать лет руководившего страной. Портреты
нынешнего президента и его отца в столице, как и вообще в Сирии, висят на
каждом шагу.
Расположившийся
у подножия горы Касьюн древний Дамаск быстро разрастается: в сороковых годах
прошлого века в нем было всего триста тысяч жителей, а сегодня — более четырех
миллионов.
В
городе прокладываются скоростные магистрали, строятся высотные дома, квартиры в
которых, кстати, даже по московским меркам стоят недешево.
Открываются
в Дамаске и интернет-кафе — они пока в новинку для сирийской столицы.
При
всем при том в Дамаске еще есть места, где можно не только увидеть, но и
услышать прошлое. На улице Нофара в южной части Старого Дамаска в маленьком
кафе выступает хакавати — так арабы называют народных сказителей. В наши дни
послушать хакавати в кафе приходят в основном туристы из соседнего Ливана, где
традиция устного рассказа уже утеряна. Ведь история у них с сирийцами, как и с
многими другими ближневосточными народами, общая.
Дамаск
переживал периоды взлетов и падений, но всегда оставался одним из главных
культурных центров Востока. И по мере того как Сирия становится все более
открытой страной, все больше людей приезжают посмотреть на этот овеянный
легендами город.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/
|