Цезские народы
Цезские народы
Цезские народы
Цезские
народы, группа народов в России в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов
Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая
численность (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс. чел. (1992, оценка).
Языки образуют подгруппу в составе нахско-дагестанских языков. Родственны
аварцам, в составе которых учитывались в переписях населения СССР (кроме
переписи 1926).
Говорят
на цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими языками
значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно владеет аварским,
представители среднего и старшего поколений - грузинским языком. Письменность
на аварском языке. Верующие - мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются в 1-2 вв.
как дидуры (дидойцы). С 15 в. начинается активная исла-мизация Цезских народов,
связанная с усилением экспансии аварских (хупзахских) ханов. С этого времени
Дидо распадается на ряд самостоятельных союзов сельских обществ.
Процесс
исламизапии завершился к концу 18 в. В сер. 1940-х гг. значительное число семей
Цезских народов было принудительно переселено на опустевшие чеченские
территории. В 1957-58 им было разрешено вернуться на исконные места. Высшим
закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста).
Исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиционные
виды хозяйствава - отгонное скотоводство, земледелие, ремeсла и промыслы. Со
2-й пол. 19 в. растeт товарное производство.
Преобладала
малая семья. Большое значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В
джамаате могло быть от 2-3 до 7-8 тухумов (часто родственных между собой).
Главы тухумов представляли интересы своего тухума перед общиной и союзом общин.
Тухум оказывал поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в
его пределах был предпочтителен выбор брачных партнeров. В семьях
господствовали патриархальные отношения.
Селения
располагались по склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в
селение, как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились
многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были обращены
глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения располагалась мечеть.
В селениях было но нескольку годеканов - мест сбора и проведения досуга
взрослых муж-чип. Главный годекан обычно находился у мечети. Жилища каменные,
2-4-этажные.
Муж.
одежда однотипна с одеждой других народов Дагестана: овчинные папахи, шубы,
бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке,
туникообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет.
Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространeнный тип
обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простeганной шерстяной подошвой и
загнутыми носками.
Женщины
носили рубахи (тупикообразного покроя или отрезные по талии), подпоясанные
матерчатым поясом, штаны, скроенные из двух полотнищ, на вздeржке, меховые
шубы, платки и шали. Непременным головным убором девочек и женщин был
чепец-накосник чухту: небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и
спускающийся но спине до пояса.
Основными
продуктами питания были мука, крупы, толокно, сушeное и свежее мясо, курдюк,
молоко, масло, сыр, свежие и сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый
хлеб, лепeшки, несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши;
мясо потреблялось чаще всего варeным, с хипкалом, иногда жареным; готовились
пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, зеленью и др.
Календарные
праздники: день первой борозды, день встречи зимы и др.- отмечались спортивными
состязаниями, разведением костров, процессиями ряженых и др. Сохранялись
домусульм. представления, вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и др.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|