Ахвахцы
Ахвахцы
Ахвахцы
Ахвахцы,
а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс. чел.) и
Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая численность - около 6,5 тыс. чел. Относятся к
андийским народам, коренное население Западного Дагестана.
Говорят
на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта: северное и южное, последний включает
цекобский и тлянубский говоры. Распространены также русский, аварский,
азербанский и кумыкский языки. Письменность на аварском языке на основе русской
графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
Ахвахцы
предположительно произошли от жителей различных районов Аварии, главным образом
хунзахских аварцев. Северные Ахвахцы образовали Ахвахский союз общин,
Цунта-Ахвах. Южные Ахвахцы, Ратлу-Ах-вах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы,
приблизительно с 17 в. вошли в состав Гидатлинского союза общин. С 15 в.
боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиидалами и др. С 15 в.
подвергались исламизации.
После
присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. приняли участие в
освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав
Дагестанской АССР, с 1991 - Республики
Дагестан
. Часть Ахвахцев в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском районе
Азербайджана, часть в советский период осела на Кумыкской плоскости, между
Терском и Судаком.
Традиционные
занятия - животноводство и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие
(ячмень, пшеница, рожь, овeс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и картофель;
бобовые, лук, чеснок, табак). Ремeсла: обработка овчины, дерева, камня,
выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность произ-ва.
Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство,
овощеводство.
Ахвахцы
были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев,
сохранялось значение патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала
малая семья, встречались различные формы неразделeнной семьи. В семейной жизни
придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции
семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи,
тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Традиционная
одежда общедагестанского типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска,
войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной
кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская:
платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки,
шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища
мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепeшки, пресный и кислый хлеб,
хинкалы, каши, мясные и молочные похлeбки, пироги.
Отмечали
календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи,
плачи, колыбельные и др. передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан народный
сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохраняются
пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями,
культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ,
отд. водоeмов, представлениями о злых и добрых духах.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|