Адыги
Адыги
Адыги
Адыги,
адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев,
черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - 122,9 тыс. чел.,
кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. чел.
Живут
также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке,
где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко
абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. Кавказа,- в Турции (150 тыс.
чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15 тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.),
Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250
тыс. чел. Общая числ. св. 1 млн. чел.
Языки
- адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - мусульмане-сунниты.
Древняя
история А. и формирование их общности связаны с районами Восточного
Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. древнеадыгейские племена уже
фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгейской
общности охватывал конец 1-го тыс. до н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нeм
участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и
др., этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти
племена населяли территорию на Ю.-В. от современного Новороссийска по
левобережью Чeрного моря и в горах вплоть до современного Сочи. Жители
побережья занимались земледелием, но их главным промыслом был морской разбой.
В
8-10 вв. Адыги занимали земли в Прикубанье, в т. ч. вблизи др.-рус.
Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов (965, 1022) русских
князей на Адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний в 13 в. население
сконцентрировалось в горных ущельях, что привело к большой плотности населения,
к малоземелью горцев. В 13-14 вв. обособилась часть кабардинцев. В 16-18 вв.
терр. А. была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали
Турция, Крымское ханство, Россия, дагестанские владетели.
В
годы Кавказской войны (1817-64) происходит внутренняя самоорганизация. В 1-й
трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыгейского (кабардинского)
населения, позднее получившая название черкесы. Кавказская война и
последовавшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую
ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую
империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также поселением горцев на
равнине. А. имели во многом общую социальную структуру. В 19 - нач. 20 вв.
сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества,
гостеприимства, куначества, патроната, искусств. родства (молочное усыновление,
побратимство).
Образ
жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа;
социальные различия сказывались в одежде, еe цветовой гамме, покрое. В
общественном и семейном быту, помимо обычного права (адат), действовали нормы
мусульманского права (шариат). До настоящего времени Адыги во многом сохранили
единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве,
поселении, пище) определяются природно-климатическими условиями, вертикальной
зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств,
мн. традиции обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц.
представления. Адыги чeтко осознают своe историческое единство.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru
|