Символика зооморфного образа
Символика зооморфного образа
Символика зооморфного образа
Валентина Пономарева
Почему
Финиста прозвали Ясным Соколом?

В
традиционной культуре древних народов сокол пользовался большим почетом. Он
разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма,
выражал воодушевление и победу, а также свободу и, таким образом, надежду для
пребывающих в оковах, в т.ч. моральных. А золотой сокол обозначал космическую
гармонию.
Образец воина и царя-воина
Образ
сокола олицетворял превосходство, сильное желание, дух, свет. Он был символом
смелости и отваги, гордости и благородства, благодаря этому стал воинской
эмблемой, атрибутом охоты.
Североамериканские
индейцы нарекали этим именем отважных и благородных воинов не только из своего
племени, но даже и вражеского. Хетты, персы, ассирийцы соотносили с этой птицей
царскую власть, одерживающую победу над врагами.
И
в славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя,
богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ,
например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как
аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга мог оборачиваться соколом.
Впрочем, скандинавский верховный бог Один, «предводитель битв», имевший в своем
подчинении погибших ратников, тоже принимал вид сокола.
Божественная сила
Сокол
– царь воздушной сферы был символом божественной царской власти, священной
птицей египетского царя богов Гора, который изображался либо в облике сокола,
либо с соколиной головой. Гор – бог Неба, оберегающий землю своими огромными
крыльями. В сравнении с ним богиню Хатор называли соколицей.
Бога
войны Монту древние египтяне представляли себе тоже с соколиной головой в
короне с двумя перьями. А у бога Херишефа, тоже имевшего соколиный вид, была
двойная корона Верхнего и Нижнего Египта. Эта гордая и сильная птица была
символом царской власти. Считалось, что ее «взор парализует птиц так же, как
лик фараона – врагов его».
Особое
оперенье в подглазье птицы стало основанием подчеркивать соколиную зоркость и
проницательность, вот почему «всевидящее око богини Уто», символизировавшей
предусмотрительность и неприкосновенность, изображалось в виде глаза сокола и
было ценнейшим амулетом.
В
протоиранском мире сокол или ястреб являлся связующим звеном между нартами и
Батразом, и символизировал «фарн» – небесную благодать, посылаемую Богом на
землю людям.
В
скандинавской мифологии наряду с упомянутым Одином сокол выступал атрибутом
бога Фригга. Да и Локки, связанный с огнем, тоже мог превращаться в эту быструю
птицу.
В
религии инков сокол был спутником или духовным братом бога Инки.
Душа и мир предков
В
Египте ба-птица, олицетворявшая образ души, как правило, имела тело сокола и
голову человека. Саркофаги и мумии в них часто наделялись масками сокола, и сам
Сокар, бог мертвых, изображался как мумифицированный сокол.
В
Перу сокол воспринимался в качестве прародителя людей, а также солярного
символам, охраняющего дух. Североамериканские индейцы считали, что сокол и
камень – это потомки Солнца и Луны, олицетворение Мужчины и Женщины.
В
символике христианства используется два вида сокола: дикий и домашний. Дикий
обозначает злую мысль или злое деяние, а домашний, напротив, святого человека,
а иногда язычника, обращенного в христианскую веру.
На
Западе охотничий сокол – атрибут многих святых (например, покровителя охоты св.
Губерта). С другой стороны, он изображался в качестве преследователя «всегда
соблазняющего» зайца, т.е. преодоления похоти. В сюжетах о волхвах сокол часто
изображается сидящим на руке у сопровождающего их мальчика.
...Много
значений придавали древние люди соколиному образу, но самым распространенным и
устойчивым было восприятие его как высокородного воина, охраняемого небесной
благодатью. Поэтому неслучайно, что и в наши дни целый ряд элитных российских
воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://shkolazhizni.ru/
|