Владимир Иванович Даль
Владимир Иванович Даль
Владимир Иванович Даль
Даль (Владимир Иванович) - известный лексикограф. Род.
10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губ., в Луганском заводе (отсюда
псевдоним Д.: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный,
лингвист (знал даже древнееврейский яз.), богослов и медик; мать - немка, дочь
Фрейтаг, переводившей на рус. яз. Геснера и Ифланда. Отец Д. принял русское
подданство и вообще был горячим русским патриотом, действуя на детей в том же направлении.
Окончив курс в морском корпусе, Д. несколько лет
служил во флоте; но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в дерптский
унив., на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора,
сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего
"Толкового Словаря", которые он начал собирать очень рано, все росли.
В 1831 г. Д. участвовал в походе против поляков, причем отличился при переправе
Ридигера через Вислу у Юзефова. За неимением инженера, Д. навел мост, защищал
его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за
неисполнение своих прямых обязанностей, но имп. Николай I наградил его орденом.
По окончании войны Д. поступил ординатором в спб. военносухопутный госпиталь.
Однако, медицина не удовлетворяла Д., и он обратился к литературе, причем
близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, кн.
Одоевским и др. Первый опыт ("Русские сказки. Пяток первый", СПб.
1832 - пересказ народн. сказок) обнаружил уже этнографические наклонности Д.
Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина, она была
запрещена, и Д. взят в III отделение, но в тот же день выпущен, благодаря
заступничеству Жуковского. Тем не менее Д. долго не мог печататься под своим
именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г.
наследнику (покойному имп. Александру) в его поездке по краю и участвовал в
несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в СПб. и здесь
присутствовал при трагической кончине Пушкина, от которого получил его
перстеньталисман. Все это время Д. не оставлял и медицины, пристрастившись
особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту
гомеопатии принадлежит Д.: "Современник" 1838, № 12).
В 1834 - 39 г. он выпустил свои "Были и
небылицы". В 1838 г. Д. был выбран (за свои естественноисторические
работы) в члены-корреспонденты Имп. акд. наук; в 1841 г. назначен секрет. к Л.
А. Перовскому, товарищу мин. уделов, а потом заведовал (частно) особой
канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным
составлял и вводил "Городовое положение в СПб.". За это время им
напечатаны статьи: "Полтора слова о нынешнем русском языке"
("Москвитянин", 1842, I, № 2) и "Недовесок" к этой статье
(т. же, ч. V, № 9), брошюры "О скопческой ереси" (1844, редкость
(другая записка Д. о законодательстве против скопцов напечатана в "Чтениях
общ. ист. и др." 1872, кн. IV.) и "Об убивании евреями христианских
младенцев" (1844), повесть "Похождения X. X. Виольдамура и его
Аршета" (1844). В 1846 г. вышли "Сочинения Казака Луганского". В
то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и
напечатал ряд повестей и очерков в "Библиотеке для "Чтения",
"Отечест. Записках", "Москвитянине" и сборнике Башуцкого
"Наши", в том числе статьи "О русских пословицах"
("Современник", 1847, кн. 6), "О поверьях, суевериях и
предрассудках рус. народа" ("Иллюстр.", 1845 - 46, 2-е изд.
СПб., 1880). В 1849 г. Д. назначен управляющим нижегородской удельной конторой
и прослужил на этом посту, доставившем ему возможность наблюдать разнообразный
этнографический материал, до 1859 г., когда вышел в отставку и поселился в
Москве. За это время напечатаны статьи и сочинения Д.: "О наречиях
русского яз." ("Вестн. Имп. Г. Общ.", 1852, кн. 6; перепечатана
в "Толковом Словаре"), "Матросские досуги", написанные по
поручению вел. кн. Константина Николаевича (СПб., 1853), ряд статей о вреде
одной грамотности без просвещения ("Рус. Беседа", 1856, кн. III;
"Отеч. Зап.", 1857, кн. II; "СПб. Вед.", 1857 № 245) и
целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание "Картины из
русского быта", СПб., 1861). В Нижнем Д. приготовил к изданию свои
"Пословицы" и довел обработку словаря до буквы П. Вскоре после
переселения Д. в Москву, начал выходить в свет его "Толковый слов."
(1-е изд. 1861 - 68; второе изд. СПб. 1880 - 82) и напечатан другой капитальный
труд всей жизни Д.: "Пословицы русск. народа" (М., 1862; 2 изд. СПб.,
1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Д.; "Полное
собр. соч." (СПб., 1861;:2 изд. СПб., 1878 - 1884), "Повести"
(Спб., 1861), "Солдатские досуги" (2 изд. СПб., 1861), "Два
сорока бывальщинок для крестьян" (СПб., 1862), записка о русск. словаре
("Русск. Беседа", 1860, № 1), полемика с Погодиным об иностранных словах
и русск. правописании ("Pyccкий", 1868, №№ 25, 31, 39, 41). В 1861 г.
Д. за первые выпуски "Словаря" получил константиновскую медаль от
Имп. геогр. общ., в 1868 выбран в почетные члены Имп. акд. наук, а по выходе в
свет всего словаря удостоен ломоносовской премии (см. подробные разборы Грота,
Шренка и Рупрехта в отчете о 4-м присуждении ломоносовской премии, Прил. к XVll
т. "Зап. Имп. Акд. Наук" 1870; статью А. Н. Пыпина в "Вестн.
Евр." 1873, кн. 12; Котляревского в "Беседах общ. люб. росс.
слов." 1868, вып. 2; заметки Николича в "Филол. Зап.", Воронеж,
1871, № 6, 1875 № 3, 1876 № 2; дополнения и заметки Шейна: "Прилож. к XXV
т. "Зап. Имп. Акд. Наук", 1873, и Наумова, СПб., 1874; Грота и
Жизневского в "Отчете о присуждении ломоносовской премии"). Собранные
им песни Д. отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время
собрание лубочных картин Д. поступило в Имп. публ. библ. и вошло впоследствии в
издания Ровинского. В последние годы жизни Д. увлекался спиритизмом и
сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный
язык ("Бытописание"; см. его историю в воспоминаниях Мельникова),
печатал новые "Картины русского быта" в "Русском Вестнике"
(1867 - 1868). Умер 22 сент. 1872, приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор
Д. был лютеранином). Материалы для биографии Д.: ст. П. Б. "В. И. Д."
("Р. Арх." 1872, № 10); автобиограф. записка Д. (неокончена, там же №
11; ср. заметку о ней Дм. Завалишина, "М. Вед.", 1872, № 290);
"Воспоминания о В. И. Д." (с извлечением из его писем и другой полной
автобиогр. запиской), Я.К.Грота ("Зап. И. Акд. Н.", 1873, т. XXII);
"Из воспоминаний о покойном В. И. Д." ("Церк. Летоп.",
1873, № 37); "Воспоминания о Д." П. И. Мельникова ("Русск. Вестн."
1873 г.; поправка в "Моск. Вед." 1873 г., № 72); биография Максимова,
с подробной библиографией, в "Справ. энциклопед. словаре"
Старчевского (СПб., 1855, т. IV); "Дневники Т. Г. Шевченко"
("Основа", 1861 - 62) и А. В. Никитенко ("Русск. Старина",
1889 - 90); "Д., по воспоминаниям его дочери, Е.Даль" ("Русск.
Вестн.", 1879, № 7). Подробной биографии Д. до сих пор нет. Самая полная
характеристика деятельности Д. у А. Н. Пыпина: "История русской
этнографии" (т. I); о его отношении к крестьянскому вопросу см. у В. И.
Семевского ("Крестьянский вопрос", т. II, стр. 273 - 278). Главное
значение Д. - собирателя-этнографа. Ни морской корпус, ни медицинский фак. не
могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался
дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Д. попал чисто инстинктивно, и
собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей.
Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским
славянофилам, помогли ему сознать свое настоящее призвание и поставили
определенные цели деятельности. С другой стороны, в природе Д., несмотря на
естественно-историческое образование, полученное в дерптском унив., было что-то
мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти
беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству,
отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем
духовном складе Д. (вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом,
Сведенборгом и т. д.). Его словарь, памятник огромной личной энергии,
трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала,
лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий,
предметов культуры и т. д.), к сожалению, не всегда достоверного. Д. не мог
понять (см. его полемику с А. Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на
одно "русское ухо", на "дух языка", "на мир, на всю
Русь", при невозможности доказать, "были ли в печати, кем и где
говорились" слова в роде пособ, пособка (от пособить), колоземица, казотка,
глазоем и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают.
Характеристичны слова самого Д.: "с грамматикой я искони был в каком-то
разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по
рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку"
и т. д. (напутное слово к Словарю). Этот разлад Д. с грамматикой не мог не
сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе
"гнезд", разумной в основе, но оказавшейся не по силам Д. Благодаря
этому, у него дышло (заимствованное из нем. Deichsel) стоит в связи с дыхать,
дышать, простор - с простой и т. д.
Тем не менее, Словарь Д. до сих пор является
единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русск. яз. Д.
один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным
практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам
определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим
знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей.
Как писатель-беллетрист, Д. теперь почти совсем забыт, хотя в свое время высоко
ставился такими ценителями, как Белинский, Тургенев и др. Многочисленные
повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного
творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше
бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным
языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и
прибауточность, Д. не пошел, и главная заслуга его и в этой области заключается
в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической цены
некоторые очерки Д. не утратили и до сих пор.
С. Булич.
Список литературы
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь Изд.
"Русское слово", 1996 г.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://skatarina.ru
|