Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев
(1924-2001)
АСТАФЬЕВ,
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка
Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал
в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем,
воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев
работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в
газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский
человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).
В
1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его
рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и
в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже
для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» –
сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов
(повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик
встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл
Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В
творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской
литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том
числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и
гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В
повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как
«современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей,
на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня
(1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о
любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без
патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе
Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что
не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом.
Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией
«Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и
искусстве.
Деревенская
тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976;
Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как
«повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя
от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа
органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного
развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной
достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в
главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об
истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное
оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень
преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского
человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился
одномерным, почти карикатурным.
Писатель
без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале
перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого
общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая
свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и
в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин,
пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а
вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее
людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской
позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем
другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность.
В
годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными
писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать
соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере
способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в
родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка
Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь
прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и
просто благодарные читатели.
Жанр
миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями,
символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил
Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда
Тепфера (ФРГ).
Умер
Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
|