Вампилов Александр Валентинович
Вампилов Александр Валентинович
Вампилов Александр Валентинович
Вампилов Александр Валентинович (1937г. - 1972г.) -
русский драматург.
Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в
райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин
Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские
ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем
математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в
семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.
Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не
довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей
его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и
причислили к "панмонголистам" - так энкавэдэшники называли тех, кто
якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов.
Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание.
Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале
1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова
реабилитировали.
Объяснять читателю, что такое жить с клеймом
родственников "врага народа", думаю, нет необходимости. Семья
Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду.
Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую
жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее.
Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало,
чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм
Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней
школы.
Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких
особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Мать позднее
признавалась: "Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил
говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих
успехов - трудно ему приходилось..."
Между тем первый талант будущего драматурга проявился
еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине
и домбре.
Закончив школу, Вампилов поступил на
историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе
он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические
рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной
периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты
"Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под
эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при
жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась "Стечение
обстоятельств". Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним
-А. Санин. В 1962 году редакция "Советской молодежи" решает послать
своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы
Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр
возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей
служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре
того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов
представил на суд читателей две свои одноактные комедии: "Воронья роща"
и "Сто рублей новыми деньгами".
В 1964 году Вампилов покидает "Советскую
молодежь" и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят
два коллективных сборника с его рассказами.
Через год после этого Вампилов вновь отправляется в
Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу
"Прощание в июне". Однако эти попытки тогда закончились
безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы
Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с
модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Случилось это при следующих
обстоятельствах.
Александр периодически захаживал на Центральный
телеграф за почтой и деньгами. И вот в один из таких приходов он заметил там
знаменитого драматурга, славе которого тайно завидовал. Не теряя ни минуты,
Вампилов подскочил к знаменитости и буквально прокричал ему в ухо:
- Здравствуйте, Алексей Николаевич!
Арбузов от неожиданности вздрогнул, оглянулся и вдруг
попятился назад. То ли он испугался, что этот чернявый провинциал в стареньком
драповом пальто начнет клянчить у него деньги, то ли еще чего-то, но выражение
его лица не сулило начинающему драматургу ничего хорошего. Однако Вампилов не
растерялся. Быстро сунув руку за пазуху, он извлек на свет несколько листов
исписанной бумаги и произнес:
- Я был на семинаре одноактников, который вы вели. Вы
меня не помните?
- Нет, не помню, - искренне ответил Арбузов и уже
повернулся, чтобы уйти.
Однако Александр не дал ему это сделать. Протянув
впереди себя свои листочки, он сказал:
- У меня с собой оказалась моя новая пьеса, вы не
могли бы ее посмотреть?
Арбузов какое-то время медлил, видимо, раздумывая, как
поступить. Было видно, что ему не очень хочется иметь дело с начинающим
писателем, но последний смотрел с такой надеждой, что драматург не выдержал. Он
взял из рук Вампилова пьесу и положил ее в свой портфель.
- Хорошо, я прочитаю ваше сочинение, - произнес затем
Арбузов. - Только ответ я вам дам не скоро. Позвоните мне, когда закончится
чемпионат мира по хоккею.
Пьеса "Прощание в июне", которую Вампилов
вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление.
Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил
его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на Вампилова
потрясающее впечатление. Несколько дней он ходил вдохновленный и рассказывал о
ней всем своим друзьям. Правда, пробить эту пьесу в столице ему так и не
удалось: первым ее поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр.
По этому поводу в декабре того года Вампилов дал интервью газете
"Советская Клайпеда", которое оказалось (по злой иронии судьбы)
единственным в жизни талантливого драматурга.
В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.
Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте,
Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или
писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был
незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы
даже самые отпетые острословы. Одним из его собутыльников был и Николай Рубцов,
дела которого тогда шли неважно.
- Ты чего грустишь, Николай? - спрашивал его иногда
Вампилов. - Опять не печатают? Ну и плюнь! Меня тоже не печатают, но я же не
плачу. Пойдем лучше ко мне выпьем!
И они шли в комнату к Вампилову. Там Александр
доставал пачку черного чая, заваривал его покрепче, и они с Рубцовым коротали
время за тихой мужской беседой.
Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это
была "Двадцать минут с ангелом". Затем появились "Прощание в
июне" (именно ее читал А. Арбузов), "Случай с метранпажем",
"Старший сын", "Утиная охота" (обе- 1970), "Прошлым
летом в Чулимске" (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые
горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или
Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми
театрах шла его пьеса "Прощание в июне". А вот родной Иркутский ТЮЗ,
который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из
его пьес.
К 1972 году отношение столичной театральной
общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в
Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой,
"Прощание"-Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера "Провинциальных
анекдотов" в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова:
"Ленфильм" подписывает с ним договор на сценарий "Сосновых
родников". Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому
драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается
и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия,
Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром
Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.
Вспоминает В. Шугаев: "В тот день я вернулся в
Иркутск из поездки, увидел вечером темные Санины окна и вспомнил, что он
собирался на Байкал. Ближе к полуночи громко и длинно зазвонил телефон.
- Старик, это Глеб. Саня утонул. Я из больницы звоню.
Лодка перевернулась. Меня вот спасли, а его нет. - Звонил из Листвянки Глеб
Пакулов, иркутский литератор, владелец этой проклятой лодки, которую когда-то
мы помогали ему перевозить на Байкал..."
Вот как описывает случившееся Ю. Нагибин:
"Глебушка (Пакулов) в смерти Вампилова не
виноват, просто в нем сильнее оказалась сила жизни. Когда их лодка опрокинулась
вблизи берега, Глебушка стал истошно орать, и случившиеся на берегу люди пришли
ему на помощь. Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце.
Спасать надо в первую очередь того, кто молчит..."
По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой
были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов
схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега
вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не
выдержало сердце.
Через несколько дней А. Вампилова хоронили на
Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и совершенно
незнакомые люди. И здесь, на кладбище, произошли два странных события, которые
многие истолковали как мистические. Во-первых, его друзья забыли принести с
собой веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Как только это
обнаружилось, они бросились к кладбищенскому сторожу, но того на месте не
оказалось. Стали искать его по всему кладбищу и в конце концов нашли. Пока тот
вернулся в свою сторожку, пока достал веревки, пока их принесли к могиле -
прошло, наверное, около часа. И все это время гроб с покойным стоял на краю
могилы, дожидаясь, когда же... Вот тогда кто-то в толпе произнес: "Не
хочет Саня так рано в могилу уходить..."
Эти слова еще раз вспомнили все присутствующие через
несколько минут. Когда гроб наконец обвязали веревками и стали опускать в
могилу, вдруг выяснилось, что яма маловата...
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала
набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при
жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только
"Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры
приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его
музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился
мемориальный камень...
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.vampilov.net.ru
|