Святитель Серапион Владимирский
Святитель Серапион Владимирский
Святитель Серапион Владимирский
Перевезенцев С. В.
Святитель
Серапион (ум. 1275 г.) поначалу был монахом и, позднее, игуменом
Киево-Печерского монастыря, а в 1274 г. занял стол епископа Владимирского,
Суздальского и Нижегородского.
Серапиону
Владимирскому, как достоверно установлено, принадлежит пять "Слов".
Почти все они точно датируются: первое написано около 1230 г., остальные — в
последние два-три года жизни автора. Впрочем, скорее всего, эти послания
составляет лишь малую часть его творческого наследия.
В
основе религиозно-философской концепции Серапиона Владимирского лежит идея
величия человека, созданного Господом: "Великии бо ны Господь
створи". И это величие проявляется в заповеди любви, заложенной в сердца
людей Самим Господом, как самой главной: "Еже Самого Владыкы нашего болшая
заповедь, еже любити друг друга, еже милость любити ко всякому человеку, еже
любити ближняго своего аки себе". И только любовью можно устроить нормальную
человеческую жизнь: "Всегда в любви пребывающи, мирно поживемъ".
Если
же люди смогут соблюсти Божии заповеди, то Господь дарует им и радостную жизнь
на земле, и вечное спасение и жизнь в Царствие Небесном после смерти, ради
которого, собственно говоря, и были созданы люди: "И милость Господня
излеется на ны, мы же в радости поживемъ в земле нашей, по ошествии же света
сего придем радующеся, акы чады къ Отцю, к Богу своему и населдим Царство
Небесное, его же ради от Господа создани быхом".
Однако
люди не способны пребывать в Господней благодати и соблюдать Его заповедания.
Не справляющиеся со многими искушениями, люди впадают в грехи. Именно в
нравственном оскудении русского народа, в забвении им христианских заповедей
Серапион Владимирский видит главную причину нового, рабского, униженного
положения Руси, завоеванной татарами. "Кто же ны сего сего доведе? —
задает он риторический вопрос, и дает ответ: — Наше безаконье и наши греси,
наше неслушанье и наше непокаянье". И Серапион с горечью и болью перечисляет
грехи русского народа: ложь, клеветы, грабежи, воровство, разбои,
сквернословие, прелюбодейство, зависть, злоба, ненависть, жадность… Серапион
Владимирский не останавливается на перечислении лишь на этих, нравственных,
греховных качеств. К грехам он относит и скверные и немилостивые суды, и
неправедные лихоимства, безжалостное ростовщичество, т.е. социальные явления.
Столь же греховным считает Серапион и возрождение языческих обычаев —
колдовства, гаданий. А совсем тяжкое впечатление на него производит возрождение
человеческих жертвоприношений: "Аже еще поганьскаго обычая держитесь:
волхованию веруете и пожигаете огнем невиные человекы и наводите на всь миръ и
градъ убийство".
По
убеждению Серапиона Владимирского именно за эти прегрешения Русь и наказана
Господом. В "Словах" Серапиона предстает яркая картина "казней
Божиих", которым она подверглась, самым страшным из которых стало
татарское нашествие. Причем, по мнению мыслителя, Господь заранее предупреждал
русский народ о Своем гневе. Серапион перечисляет многие предзнаменования,
случившиеся задолго до татарского завоевания: голод, мор и землетрясение,
обрушившиеся на Русь в 1230 году, солнечное затмение 28 февраля 1206 г.,
затмение луны 3 февраля 1207 г., появление комет в 1223 и 1230 гг. Все эти
природные явления и были предупреждениями Господними о греховности русского
народа.
Как
можно заметить, в религиозно-философских взглядах Серапиона Владимирского самую
большую роль играет идея страха Божиего, как наказания за грехи. Однако
испытание страхом Божиим — это и путь к спасению. В своих проповедях он
постоянно взывает к пастве, объясняя, что гнев Господень до тех пор будет
обрушиваться на Русь, пока сами русские люди не покаятся и не вернутся к
Господу: "Молю вы, братье, кождо васъ: внидите в помыслы ваша, узрите
сердечныма очима дела ваша, — възненавидете их и отверзете я, к покаянью
притецете". И чем искреннее раскаяние, тем быстрее Всемилостивый Господь
простит русских людей и вернет им свое покровительство. И недаром Серапион
уверен, что Господь "ждеть нашего покаянья, миловати ны хощеть, беды
избавити хощеть, зла хощеть спасти!"
В
этом смысле Серапион Владимирский четко осознает и формулирует задачи, стоящие
перед Русью — необходимо покаяние, избавление от грехов, духовное возрождение,
без которого невозможно преодолеть внутренние распри и объединить силы в борьбе
с врагом.
В
учении о страхе Божием, которого придерживается Серапион Владимирский, вполне
естественно можно усмотреть влияние византийской трактовки христианского
вероучения. Однако, русский мыслитель, в соответствии с реальной исторической
обстановкой, вполне творчески подходит к некоторым христианским положениям.
Так, когда он в одной из проповедей перечисляет заповеди Господни, он, видимо,
совершенно сознательно не упоминает заповедь "люби врага своего" — в
реальной жизни подобный призыв можно было рассматривать как предательство.
Следовательно, для Серапиона главным оказывается не просто призыв к
христианскому благочестию, но духовное укрепление русского народа в борьбе за
возрождение Русского государства.
Несомненно,
своими выступлениями Серапион способствовал духовному очищению народа,
укреплению в нем чувства патриотизма. Более того, проповеди Серапиона
Владимирского вселяли в сердца людей крепкую надежду на спасение и на
неизбежное освобождение от тяжкого иноземного ига. Ведь, по его искренней вере,
всех возвратившихся к Христовым заповедям, Господь простит и вновь наделит
Своей Благодатью. И недаром в народе вплоть до ХIХ века Серапиону Владимирскому
поклонялись как одному из заступников в тяжелые жизненные времена.
Святитель
Серапион Владимирский канонизирован Русской Православной Церковью, его память
празднуется в день Собора Владимирских святых 23 июня (6 июля).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.portal-slovo.ru/
|