СЕЗАР ФРАНК (Franck)
СЕЗАР ФРАНК (Franck)
СЕЗАР ФРАНК (Franck)
(1822–1890)

Французский
композитор, уроженец Бельгии. Сезар Огюст Франк родился 10 декабря 1822 в Льеже
(ныне Бельгия). Он учился в Льежской, а затем в Парижской консерватории. По
воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом,
Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую
премию. В студенческие годы сочинил несколько циклов фортепианных вариаций; они
не представляют интереса с художественной точки зрения, но демонстрируют
разнообразие технических приемов фортепианной игры. К тому же периоду относятся
Большие сонаты (Grandes Sonatas) и Первая симфония для большого оркестра,
по-видимому, исполненная в Орлеане в 1841.
В 1835 семья
Франка переехала в Париж, и поскольку Сезар был слишком молод для поступления в
консерваторию, он брал частные уроки у А.Рейхи. Однако вскоре Рейха умер, и
Франк продолжил занятия с Леборном и с П.Циммерманом. В 1837 он в порядке
исключения был принят в Парижскую консерваторию. Как известно, в 1823 директор
консерватории Л.Керубини отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к
моменту поступления тоже не имел французского гражданства. В конце первого
своего консерваторского года Франк получил вторую премию по классу фуги. В 1838
он получил первую премию по классу органа.
Первые
серьезные композиторские опыты Франка относятся к 1842 и 1843: это Три
концертных трио (Trois trio concertants) для скрипки, виолончели и фортепиано –
официальный «первый опус» музыканта. Трио были напечатаны по подписке, причем в
начале подписного листа стояли имена Дж.Мейербера, Д.Обера, Г.Доницетти,
Ж.Галеви и Ф.Шопена. Лист, с которым Франк завязал дружеские отношения, был
настолько поражен цельностью последней части третьего трио, что убедил автора
издать ее как отдельное законченное произведение.
В 1843 Франк
создал свое первое крупное сочинение – ораторию Руфь (Ruth), которая получила
высокую оценку Мейербера и Г.Спонтини. Примерно тогда же он получил место
органиста в церкви Нотр-Дам-де-Лоретт.
Первыми
значительными сочинениями Франка стали органные Шесть пьес (Six pieces pour
grande orgue, 1860–1862). К этому времени он перебрался в церковь
Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял
обязанности органиста до конца своих дней. Среди других произведений этого
периода – симфоническая поэма Что слышно на горах (Ce qu'on entend sur la
montagne) по В.Гюго (около 1846), комическая опера Батрак с фермы (La valet de
ferme, 1851–1852) и оратория Вавилонская башня (La tour de Babel, 1865). Все
они остались в рукописях, но Что слышно на горах – несомненно, хронологически
первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже Лист написал
поэму на тот же сюжет). В 1869 Франк создал произведение, которое часто считают
лучшим в его творчестве – ораторию в восьми частях для солистов, хора и
оркестра Заповеди блаженства (Les Beatitudes, 1869–1879).
В 1872 Франк
получил место профессора органа в Парижской консерватории. Так было положено
основание тому, что позднее получило название «великой традиции». Консерватория
ориентировалась прежде всего на оперный жанр; органный класс Франка стал по
существу композиторским классом, который посещали не только официальные ученики
Франка, но все, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на
изучении творчества Баха и Бетховена.
Молодое
окружение Франка, в котором царил дух творчества, стимулировало созидательную
деятельность композитора, формирование его собственной эстетики. В 1879 он
закончил прекрасный фортепианный квинтет (1878–1879). Весьма плодотворными
оказались и следующие несколько лет (1882–1886), когда появился ряд сочинений:
симфоническая поэма "Проклятый охотник" (La chasseur maudit, 1882) –
дань композитора романтизму и влиянию Г.Берлиоза; "Джинны" для
фортепиано с оркестром (Les Djinns, 1884); прелюдия, хорал и фуга для
фортепиано (1884); "Симфонические вариации" для фортепиано с
оркестром (Variations symphoniques, 1885); скрипичная соната ля мажор (1886 –
подарок к свадьбе великому скрипачу Э.Изаи); прелюдия, ария и финал для
фортепиано (1886–1887).
Симфония ре
минор (1886–1888), впервые исполненная в 1889 Обществом концертов
консерватории, была встречена публикой недоброжелательно, однако Франк
продолжил работу над струнным квартетом ре мажор (1889). Исполненный в 1890,
квартет имел оглушительный успех – это был долгожданный триумф композитора.
Следующим опусом стали величественные Три органных хорала (Trois chorals, 1890),
превосходные, вдохновенные образцы его вариационной техники. Жизнь композитора
оборвалась внезапно: он попал в уличную катастрофу и скончался в Париже 8
ноября 1890.
Значение
творчества Франка трудно переоценить. Он не только создал собственную школу, но
и кардинально обновил французскую музыкальную традицию. Он доказал, что
национальный дух не замыкается в стенах оперного театра и что во Франции может
создаваться симфоническая музыка высочайшего европейского класса. Он поднял
органные жанры из трясины благополучного сенсуализма на уровень, сопоставимый с
творениями Баха; то же самое относится и к фортепианным жанрам – два больших
цикла Франка можно поставить рядом с любыми бетховенскими фортепианными
сонатами. Он был очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало
выдающихся музыкантов – В. д'Энди, Э.Шоссон, П. де Бревиль, Г.Ропарц, А.Дюпарк;
мнение Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж.Бизе,
Э.Шабрие, П.Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился
Дебюсси. Следует особенно выделить хроматическое письмо, свободное употребление
Франком нонаккордов и выразительность его модуляций – гармонический язык
композитора указал его последователям путь преодоления шаблонов; много нового
внес Франк и в область циклических форм.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|