Павлов Виктор Павлович
Павлов Виктор Павлович
Павлов
Виктор Павлович
Народный артист
России.
Родился 6
октября 1940 г. в г.Москве. Супруга - Говорова Татьяна Николаевна, Заслуженная
артистка России, актриса театра имени М.Н.Ермоловой. Дочь - Александра (1967
г.рожд.), врач. Внучка - Наташа.
Виктор Павлов
родился в районе Арбата на Сивцевом Вражке. Детство пришлось на военные годы.
Было голодным и холодным. Незабываемое воспоминание тех лет - приход с войны
отца - и он, пятилетний мальчишка, обнимает его, вдыхая запах отцовской
гимнастерки. Особой любовью Виктора были птицы, страсть к ним он пронес через
всю жизнь. Эти давние, трудные, противоречивые годы теперь вспоминаются с
теплотой и нежностью. Было много друзей, начиналась мирная, светлая жизнь с
надеждой на счастье.
Родители
познакомились в Чите, где отец начинал службу в танковом корпусе. Позже он
занимался переводом машиностроительных заводов на выпуск военной продукции,
испытывал новые танки. Мать - родом из Иркутска, врач. Родители переехали в
столицу по настоянию матери. Отец - по специальности инженер, специалист по
сельскому хозяйству, в 50-х годах работал начальником территориального
управления «Повольжье», позже его назначили заместителем министра сельского
хозяйства РСФСР.
К театру
Виктора пристрастил отец, любил его необычайно, и уже в третьем классе он был
частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Выступать на сцене
начал рано. Сначала занимался в детском районном хоре, потом был школьный
драматический кружок. Его первая роль - негритянской женщины - вызвала восторг
и безудержный хохот одноклассников.
Семья жила
всегда трудно. В 1956 г. после окончания 8-го класса Виктор пошел на завод
учеником слесаря. Потом стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней
школе рабочей молодежи. Первым театральным педагогом его был замечательный
актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при
Доме учителя. Именно он распознал в Викторе актерские способности и поддержал
его в решении идти в искусство. В 1959 г. он поступал в Школу-студию МХАТ, в
Щукинское, в Щепкинское и собирался даже в цирковое училище. Свой выбор Виктор
остановил на Школе-студии МХАТ, куда он был принят. Но Вера Николаевна Пашенная
и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили разыскать и
передать ему, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие
мастера будут его педагогами, он пришел в училище им.М.С.Щепкина.
Студенческие
годы были счастливейшим периодом жизни. Удивительно творческая атмосфера царила
на курсе. И курс был интересный: О.Даль, В.Соломин, Я.Барышев, М.Кононов,
М.Фомина... Виктору повезло с учителями - Н.А.Анненков, А.И.Смирнов. Их уроки
помогли каждому из них развить свою индивидуальность. Руководитель курса
Н.А.Анненков на занятиях не признавал половинчатой работы, требуя полной отдачи
и от себя, и от студентов.
Театр
«Современник», куда попал Виктор Павлов после окончания училища в 1963 г.,
стремительно набирал высоту, гремел на всю страну. Кто не помнит работы
«Современника» в начале 60-х! И ему, молодому артисту, искренне завидовали - на
«Современник» равнялись тогда лучшие театры. За два сезона на сцене театра
«Современник» он так и не сыграл «своей» роли. В основном были вводы: Христиан
(«Голый король» Е.Шварца), Репа («Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова), Огородников
(«Старшая сестра» А.Володина) и др. Он входил в готовый спектакль, в рисунок
совсем иных актеров, а хотелось своей роли, выстраданной на репетициях вместе
со всеми.
Виктор еще
учился на 3 курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль
солдата Мити Огольцова в фильме режиссера С.Ростоцкого «На семи ветрах» была
маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ
неунывающего солдата-балагура, сродни Теркину. С тех пор кино и театр в его
жизни живут рядом.
Работа актера в
кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с
искусством таких крупных режиссеров, как С.Ростоцкий, Л.Кулиджанов, Л.Гайдай.
Л.Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он
был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного
творчества. В фильмах Л.Гайдая В.Павлов сыграл студента-изобретателя Дуба
(«Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и студента-молодожена («Двенадцать
стульев») - маленькие эпизоды, а запомнились зрителям уже не одного поколения.
Творческая
жизнь в «Современнике» не складывалась и в 1965 г. Павлов уходит в театр имени
М.Н.Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения:
Вс.Якут, Л.Галлис, И.Соловьев... Молодой актер был доброжелательно принят
«стариками» и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского
мастерства. Здесь В.Павлов сыграл одну из лучших своих ролей - Биверса («Время
и семья Конвей» Дж.Б.Пристли).
Признание
получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор («Бал воров» Ж.Ануйя), Буланов
(«Лес» А.Н.Островского) и др. В театре имени М.Н.Ермоловой В.Павлов
познакомился и со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она
играла главную роль в спектакле «Гусиное перо». На сцене была смешная девчонка,
и Виктор не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они вместе вот
уже более 30 лет и в их взаимоотношениях по-прежнему присутствует любовь и
взаимопонимание.
В 1968 г.
Виктор Павлов уходит из театра имени М.Н.Ермоловой. Все переходы из театра в
театр связаны не с трудным характером Виктора Павловича, а по соображениям
творческим. Он убежден, что актеру необходима свобода, свобода выбора.
В театр имени
Вл.Маяковского (1969-1977 гг.) его привел интерес к режиссерским работам
А.А.Гончарова. Творческое общение с крупным режиссером, актерами
А.Джигарханяном, А.Лазаревым, С.Немоляевой, Е.Леоновым, В.Самойловым,
Т.Дорониной, легендой русского театра М.Бабановой, роли, сыгранные здесь
ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и
комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова
на сцене театра имени Вл.Маяковского. Неистовый по темпераменту Стыркша
(«Разгром» А.Фадеева), «коммерсант» и пьяница Красавин («Дети Ванюшина»
С.Найденова), человек без морали, опаленный тщеславием Мелет («Беседы с
Сократом» Э.Радзинского) - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им.
Особенно любима
и дорога актеру роль Санчо Панса («Человек из Ламанчи» Д.Вассермана и
Д.Дэриона). Эта роль пришла к актеру от Е.Леонова, которого Павлов заменил в
этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным
артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью
деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю,
вера в добро и справедливость.
За годы работы
Павлова в театре и кино у зрителей выработался некий стереотип восприятия
актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Такие персонажи
не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером
отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В
1977 г. Павлов возвращается в свою альма-матер, Малый театр, где учился
профессии, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на
сцене рядом со своими учителями: Н.А.Анненковым, М.И.Царевым и другими
корифеями, которые, несмотря на разницу лет, званий, говорили на одном языке -
языке Малого театра.
Виктор Павлов -
актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он
никогда не повторяется, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот
только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев
(«Фома Гордеев» М.Горького), Шпекин («Ревизор» Н.Гоголя), Репетилов («Горе от
ума» А.Грибоедова), Сомоновский («Мой любимый клоун» В.Ливанова) и др. Но
театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута («Король Лир»
У.Шекспира) - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал
воистину народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру
драматическую, персонаж, произносящий истины, даже не прячась за
профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов,
наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала свой очередной виток...
В театр имени
М.Н.Ермоловой пришел главным режиссером талантливый В.Фокин со своей,
заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с
современным, обостренным чувством времени. Он пригласил В.Павлова в свой театр.
Шел 1985 год, наступала эпоха перемен, горьких и очищающих журнальных
публикаций, покаяния. Хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И
«Говори...» (пьеса А.Буравского) стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней
роль Нечипуренко. Среди работ этого периода: Казмин («Последний посетитель»
В.Дозорцева), Жак («Второй год свободы» А.Буравского) и др.
Событием
театральной Москвы стал спектакль «Спортивные сцены 1981» Э.Радзинского. Это
был «звездный» спектакль. Партнерами В.Павлова были Т.Доронина, О.Меньшиков,
Т.Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое
Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого
персонажа, социально опасного типа.
У Виктора
Павлова твердый жизненный принцип: если внимание к тебе, как к актеру, у
главного режиссера пропадает, то нужно разобраться - временное это явление или
ты стал не интересен. Если последнее, то надо уходить. Не найдя достойного
применения своим актерским возможностям, Павлов уходит из театра имени М.Н.Ермоловой
и в 1990 г. возвращается в Малый театр, где работает и сегодня.
Виктор Павлов
находится в лучшей поре актерского пути. Ощущение праздника - то есть желание
играть - не иссякает. Ему подвластны все жанры, а та палитра красок, которая
есть в арсенале артиста, позволила ему создать роли: Ашметьева («Дикарка»
А.Островского и Н.Соловьева), лицемера и ханжи Градобоева («Горячее сердце»
А.Островского), махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего
всех и вся Бежеарса («Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше), дающие
представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в
труппе Малого театра. За роль Градобоева В.Павлову в 1992 г. была присуждена
премия Правительства Москвы.
За последние
несколько лет возникла всегда горькая для актера пауза между ролями. И вот
Аркашка Счастливцев в «Лесе» А.Островского, роль, ставшая долгожданной встречей
со зрителем. Герой В.Павлова смешон и одновременно трагичен, но отнюдь не
жалок. А маска шута - это своего рода самозащита, и как его давний
шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью,
которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова -
действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба
насущного. Демонстрируя потенциальные артистические возможности своего героя,
«проигрывая» каждую из своих «баек», как законченный спектакль, сам артист
Павлов увлечен азартом игры - это его стихия, его призвание. «Это диплом моей
любви к актерам», - признался Виктор Павлов, принимая приз «Московская
премьера», учрежденный Международным фондом К.С.Станиславского, за роль
Счастливцева в «Лесе». Это самая дорогая для артиста награда, так как
присуждают ее коллеги-профессионалы.
Театральное
творчество Павлов сочетает с работой в кино и на телевидении. Он создал более
150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность.
Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми
режиссерами, как Е.Ташков, В.Венгеров, В.Трегубович дали возможность актеру создать
ряд интересных образов в кино и на телевидении.
Е.Ташков
серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные
эпизоды на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь» (1967 г.). Роль
Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было
непросто: приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли
за «своего». Следующая встреча с режиссером Е.Ташковым состоялась на съемках
телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства» (1970 г.). В творческой
биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и
противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но
сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью
и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы» (1976
г.). В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши.
Герой Павлова и на этот раз «злодей» и тоже безнадежно влюблен. Но поскольку
роль более масштабна и сложна, актер создает и более значительный в
художественном отношении образ.
Неожиданными
красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме режиссера
В.Трегубовича «На войне, как на войне» (1969 г.) в роли Гриши Щербака,
мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и
смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера
в фильме «Уходя - уходи» (1980 г.). Главная роль бухгалтера Сулина написана
драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.
Сейчас трудно
представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме
С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), запутавшегося,
сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В
детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс
гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни,
но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить.
Военная тема для актера - одна из главных. В воспоминаниях военного детства,
рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по
ролям, сыгранным в кино артистом - эта тема живет в нем всегда.
Среди наиболее
известных киноработ Павлова: Васька-сеньор («Здравствуй и прощай», 1973 г.),
Игнатенко («Схватка в пурге», 1978 г.), Митька Лысов («Емельян Пугачев», 1979
г.), Иван Карнавин («След на земле», 1979 г.), Ватутин («Контрудар», 1985 г.),
Красавин («Дети Ванюшина»), Бегемот («Мастер и Маргарита», 1993 г.) и др.
Артист снимался в фильмах: «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется
общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети
понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и др.
Виктор Павлов
редко находится в творческом «простое», что свидетельствует о постоянном
интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера. В свободное
время, а это редкость, он страстный рыбак и охотник. Занимался стендовой
стрельбой. Любит активный отдых на даче: с работой в саду и огороде.
Но главное
увлечение его жизни - рисование. Это не хобби, а подспорье в работе. На третьем
курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, стоял вопрос о его отчислении.
Ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с
тех пор артист может профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на
съемах, на гастролях - всюду с ним бумага, краски, карандаши. Каждый раз,
приступая к роли, он создает «портрет» своего героя. Это развивает у актера
фантазию, самостоятельное мышление. Такой эскиз - только первый шаг к
постижению образа, а продолжает создавать его артист из своих нервов, из своей
фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая своего героя,
но уже актерскими средствами. Есть у него картины и для души: пейзажи,
портреты, но в основном, лица друзей, жены Татьяны.
Виктор Павлович
Павлов - Народный артист России (1994 г.), член Союза театральных деятелей и
Союза кинематографистов. Он награжден медалью «Ветеран труда» (1989 г.) и «В
память 850-летия Москвы» (1997 г.).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|