Михаил Михайлович Тьедер
Михаил Михайлович Тьедер
Михаил
Михайлович Тьедер
(1879-1942)
Михаил
Михайлович Тьедер родился 30 ноября 1879 года в Смоленске в семье начальника
Смоленского почтово-телеграфного округа. Род его происходил из обрусевших
финнов.
В 1900 г.
Тьедер закончил Морской корпус и вскоре одним из первых откликнулся на призыв
создателя русского подводного флота капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева и ушел в
подводное плавание. Стал старшим помощником (старшим офицером) на первой русской
подводной лодке "Дельфин", конечно, выразил желание отправиться с
новыми лодками во Владивосток на войну с японцами. Не случайно именно Тьедер,
уже в чине лейтенанта назначен начальником первого эшелона, на котором
отправлены на Дальний Восток субмарины "Скат" и "Налим". 2
ноября 1904 г. Тьедер отбыл во Владивосток, где командовал подводной лодкой
"Скат".
После
проигранной войны в стране и в морской среде разгорелась дискуссия о роли и
задачах флота, особенно о месте и значении в боевом строю подводных лодок и
линкоров-дредноутов. Большинство адмиралов и старших офицеров считало подводные
лодки дорогостоящими и опасными игрушками. К ним, в частности, относились
адмиралы Дубасов, Рожественский, Алексеев, Эбергард, капитан 1 ранга Колчак.
Группу "подводников" возглавлял адмирал Э.Н. Щенснович. Тьедер стал
одним из наиболее яростных пропагандистов подводного флота. Победила точка
зрения сторонников строительства в основном линейных сил и не получивший
поддержки Тьедер в 1907 г. вынужден был уйти в отставку.
Он поселился в
Москве и занялся журналистикой, в частности, редактировал журнал
"Судоходство и мореплавание".
В 1912 г. в
Москве под псевдонимом "Эм. Те." он двумя изданиями выпустил книгу
"На подводной лодке. Из дневника участника минувшей войны". В ней
экс-лейтенант подверг жесточайшей критике порядки, царившие в военном флоте.
Описаны были потрясающие истории.
Так из
Владивостока в Порт-Артур послали пароход "Уссури" в полной
уверенности, что его перехватят японцы, а еще лучше - утопят. Однако капитан в
море от случайно встреченного парохода узнал, что крепость капитулировала и
развернул "Уссури" домой.
При разгрузке
выяснилось, что пулеметы посланы без лент, в бочках с соленой кетой больше
камней, чем рыбы, во многих мешках вместо муки - песок, полушубки старые и
рваные, сапоги без подошв, а снарядов не хватает на 200 тыс. руб. Конечно, по
бумагам все числилось первосортным, по соответствующей цене. Вообще,
Владивостокский порт за время войны ни разу не отчитывался в расходовании
средств. После опубликования таких вопиющих фактов власти сделали все, чтобы
вторая часть книги не увидела свет, так оно и произошло. Крамольной публикации
не забыли, даже во время мировой войны 35-летний офицер с боевым опытом
оставался в отставке. Много времени Тьедер в этот период тратил, занимаясь на
профессиональном уровне ихтиологией.
После
февральской революции он снова встал в строй и получил назначение командиром
новой подводной лодки типа "Барс" - "Ягуар", которая
достраивалась в Ревеле. Субмарина вошла в строй 12 октября 1917 г., а уже 25
октября командир вместе с экипажем заявил о признании Советской власти. Однако
уже в ноябре по состоянию здоровья из-за болезни сердца Тьедер вынужден был
оставить подводную службу. Он стал командовать специальным судном-спасателем
подводных лодок "Волхов", на котором 25-28 февраля 1918 г. совершил
переход из Ревеля в Гельсингфорс. Весь поход простояв на мостике, бывший
подводник сильно простыл и слег с воспалением легких. Попав в госпиталь, он не
мог участвовать в знаменитом Ледовом походе. Возможно, из-за отсутствия
командира и "Волхов" оставался в Гельсингфорсе до мая 1918 г., когда
ушел в Кронштадт. К этому времени путь из Финляндии в Россию офицерам оказался
закрыт.
Тьедер уехал в
Вильно, оттуда в 1920 г. переехал в Ригу, где служил в министерстве земледелия
и сотрудничал с газетами, там иногда помещал свои статьи и в том числе, о
порт-артурских эпизодах.
В 1922 г.
бывший моряк вернулся на родину предков, в Финляндию, где прожил 20 лет - до
кончины в 1942 г. Похоронен в Гельсингфорсе на русском кладбище.
Все годы,
проведенные в Финляндии, он не переставал заниматься ихтиологией и написал
мемуары "В подводное плавание", которые остались в рукописях.
Считая себя в
душе русским человеком, Тьедер все свои материалы отправлял в Москву, хотя это
могло не понравиться многим в тогдашней Финляндии. Правда, в Москве тоже не
публиковали его работы. Последняя подводная лодка, которой командовал подводник
Михаил Тьедер, - это "Ягуар" (с 1922 г. название сменено на
"Краснофлотец", а позднее на Б-4). На ней долго плавали первые
советские подводники, а отслужив свой срок как боевой корабль, лодка всю войну
прослужила плавучей зарядовой станцией и пережила своего командира,
просуществовав до 1946 г.
Зато
"Волхов" ("Коммуна") - последний корабль, которым
командовал Тьедер, до сих пор остается в боевом строю Черноморского флота
памятником одному из первых подводников России Михаилу Михайловичу Тьедеру.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/
|