Константин Паустовский
Константин Паустовский
Константин Паустовский
Н. Плиско
Паустовский Константин Георгиевич (1893—) — советский
писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском
университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке,
Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время
империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором
газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое свое
произведение П. напечатал в 1912, профессиональным писателем стал с 1927.
Свою Литературную деятельность П. начал серией новелл,
изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Эти ранние
произведения П. сохраняют в себе ряд черт мелкобуржуазного интеллигентского
восприятия действительности. Писателя остро интересует здесь проблема
несоответствия мечты и действительности. Он уделяет особое внимание образу
«мелкого» человека; таков напр. образ гравера в новелле «Этикетки для
колониальных товаров» («Встречные корабли», 1928), который жил мечтой «об
океане, о серебряных веснах, о желтом блеске чужих и пустынных берегов» и которого жестокая реальность
царской России с неизбежностью возвращала в царство нищеты и произвола. Позднее
этот гравер «проморгал революцию». В ранних рассказах П. выявляется
пассивно-созерцательный подход к действительности, писатель любуется в этих
новеллах морем, силой и остроумием моряков, он не идет здесь дальше изображения
стихийного, индивидуалистического бунта против капиталистической эксплоатации
(«Королева голландская», «Разговор во время ливня», «Судебный заговор»). В
большинстве своем реалистические новеллы Паустовского проникнуты лиризмом, им
свойственна порой излишняя изысканность. По своей композиции это — обычно
рассказы от первого лица, записки, письма, дневники и т. п.
Если в ранних новеллах П. выражен созерцательный
подход к мечтателю-интеллигенту, фактически выключенному из социальной
практики, то в последующих своих произведениях П. переходит к изображению
интеллигентов, включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт писателя
расширяется, произведения его получают заостренность. В романе «Блистающие
облака» интеллигенты, вроде капитана Кравченко, писателя Берга, журналиста
Батурина, в борьбе с врагами Советского Союза перестают быть людьми,
«оторванными от своего века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в
новой жизни. Сюжетный узел романа — поиски похищенных врагом Пиррисоном
чертежей ценного для Советского Союза изобретения. Борясь с врагом,
герои-интеллигенты возвращаются к жизни, перестраиваются. Они чувствуют себя
включенными в практику революционной действительности. Заключительная глава
романа показывает этих людей переродившимися. Писатель Берг, подводя итоги
удачной операции, говорит: «Если бы не эти поиски, вы бы заплеснели в своем
скептицизме». «Очень стал жить широко и молодо». Батурин же почувствовал себя
борцом. Он позовет «к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным
зрачкам людей, к мудрости каждой, самой незначительной вещи». Правда, у
Батурина нет еще пролетарского понимания задач революции. Смысл романа —
утверждение необходимости включения интеллигента в революционную работу как
единственного пути, на котором преодолевается узость кругозора мелкого
человека. Несмотря на то что в этом романе излишне подчеркнуты авантюрные
мотивы, несмотря на то что писатель не смог дать реалистическую трактовку
эпизодам классовой борьбы в заслугу Паустовскому необходимо поставить
психологически убедительную трактовку тех изменений, которые претерпевает
бо́льшая и лучшая часть интеллигенции в условиях победоносной борьбы
пролетариата.
С значительно большей идейно-художественной зрелостью
написан П. «Кара-Бугаз», первоначально предназначавшийся для юношества и
выдвинувший П. в первые ряды советской литературы. В «Кара-Бугазе» со всей
силой выступает характерное для П. умение сочетать романтический пафос с реалистическим
изображением явлений действительности. Кара-Бугаз — залив Каспийского моря,
содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита (глауберовой соли), миллионы
тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов. Эти колоссальные богатства,
освоить которые была бессильна старая самодержавная Россия, начинает широко
разрабатывать пролетарское государство. В Кара-Бугазе строится мощный комбинат,
вовлекаются в строительство кочевники-туркмены, страшная безводная пустыня
превращается в цветущий сад. П. создает ряд волнующих художественно
выразительных эпизодов; такова напр. сцена первого социалистического
соревнования туркмен при прорытии туннеля. «Кара-Бугаз» в изобилии включает в
себя историч. документы (донесения капитана Жеребцова), выдержки из речей,
цифровые справки, научные разъяснения и т. д.; вместе с тем П. далек от
фактографического подхода к действительности. В «Кара-Бугазе» органически
соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий,
драматически насыщенной новеллы о гражданской войне, психологического эскиза. В
повествование мимоходом вкраплены сжатые и вместе с тем выпуклые
портреты-характеристики. Передавая своеобразный колорит пейзажа Туркменистана и
особенности культурно-бытовых черт его населения, Паустовский свободен от
дешевого эстетского экзотизма. В замечательной сказке Бекмета о Ленине
Паустовский дает образец художественного воссоздания творчества народных масс.
Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее,
окрылена романтической целеустремленностью.
В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» П. переходит от
изображения практики соц. строительства к такому показу прошлого, который не
только не уводит от современности, но еще ярче оттеняет собой ее
значительность. Действие повести развертывается в эпоху Николая I. П. не
случайно избирает своим героем революционера-республиканца Шарля Лонсевиля,
попавшего в Россию в плен после отступления наполеоновской армии: именно такой
человек способен был особенно остро почувствовать казарменную действительность
николаевской России. Положение подобного человека в России трагично, и лишь
смерть избавляет Лонсевиля от пожизненного заключения в Шлиссельбургской
крепости. Рабской российской действительности противопоставляются запретные
воспоминания о грозных восстаниях крепостных рабочих. Повести «Судьба Шарля
Лонсевиля» свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет, вбирающий
исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы,
яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык.
Автор большого количества очерков и новелл,
Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими
деятелями и писателями нашей эпохи — Н. К. Крупской, М. Горьким, Р. Ролланом и
др. «Кара-Бугаз» и «Судьба Шарля Лонсевиля» переведены на немецкий, французский и
английский яз.
Список литературы
I. Минетоза, Морские наброски, изд. «Библиотека
„Огонька“», М., 1927
Морские наброски, Рассказы, изд. ЦК Союза водников,
М., 1927
Встречные корабли, Повести и рассказы, изд. «Молодая
гвардия», (M.), 1928
Блистающие облака, изд. «Пролетарий», Харьков, (1929)
Записки Василия Седых, Гиз, М. — Л., 1930
Ценный груз, изд. «Молодая гвардия», М., 1931
Кара-Ада, изд. то же, М., 1932
Кара-Бугаз, изд. то же, М., 1932
Лучшая ловецкая бригада СССР, (Очерк), изд. 2-е,
Когиз, М., 1932
Судьба Шарля Лонсевиля, изд. «Молодая гвардия»,
Москва, 1932. П. опубликовано свыше ста рассказов и очерков в периодической
печати: «Правда», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Красная новь»,
«Сибирские огни», «30 дней», «Смена», альманах «Год шестнадцатый», «La
littérature internationale» (Москва), «Regards» (Париж) и др.
II. Ж. Э., «Молодая гвардия», 1927, VI (отзыв о
«Минетозе»)
Рожков П., «Книга и революция», 1929, X (отзыв о
«Блистающих облаках»)
Крупская Н. К., газ. «Комсомольская правда», 1932, № 5
Павленко П., Отличная книга, «Литературная газета»,
1932, № 56, 11 дек.
Его же, «Красная новь», 1932, XII
Юдин С., Книга, зовущая на победу, «Книга — молодежи»,
1932, VIII—IX
Третьяков С., газ. «Правда», 1933, № 6, 6 янв.
Колесникова Г., На грани между очерком и повестью,
«Октябрь», 1933, VI
Дучинская С., Что говорят о «Кара-Бугазе» ребята,
«Книга — молодежи», 1933, VIII—IX
Трифонова Т., «Резец», 1933, II
Фридман Б., «Молодая гвардия», 1933, II
Яглинг Б., «Наши достижения», 1933, I
Тоом Л., Книга, заражающая творчеством, «Сибирские
огни», 1933, III—IV
Славин Л., Книга для всех (Заметки писателя),
«Вечерняя Москва», 1933, 13 февр.
и др. (отзывы о «Кара-Бугазе»)
Ледовская М., «Детская литература», 1932, XIII (отзыв
о »Кара-Ада«)
Кравцов, «Детская литература», 1932, II—III (отзыв о
«Ценном грузе»)
Фридман Б., Новая книга К. Паустовского, «Молодая
гвардия», 1933, VIII
Резник О., Повесть многих граней и проблем, «Детская и
юношеская литература», 1933, VI
Шкловский В., Исторический роман из общих
представлений, «Литературная газета», 1933, № 53, 17 ноября
Паустовский К., Упрек возвращаю, Ответ на статью
Шкловского, там же, 1933, № 53, 17 ноября
Шкловский В., Мольеровские парички, там же, 1933, №
55, 29 ноября (отз. о «Судьбе Шарля Лонсевиля»).
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://feb-web.ru/
|