Карл Брюллов
Карл Брюллов
Карл Брюллов
Брюллов (Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек.
1799 г. Отдаленные его предки были французы, но отец - немец с французской
фамилией Brulleau; который был скульптор резчик и живописец миниатюр. Сын уже с
малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки в
этом искусстве от отца. Десяти лет, Карл был отдан в Академию художеств и скоро
стал удивлять всех своими успехами в рисовании; но был слаб в науках, которых
преподавание в то время велось в академии. Что же касается искусств, то в этом
отношении Б. во все время пребывания в академии считался первым между
сверстниками; его наставниками были А. Иванов (Старший), А. Егоров и В. Шебуев.
В 1821 г. молодой Б. получил золотую медаль за
картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского", и вместе
с тем право на отправку заграницу на казенный счет. Но в том же году состоялось
постановление, чтобы молодые художники были отправляемы заграницу лишь спустя
три года по окончании ими курса в академии. Общество поощрения художников
пришло на помощь молодому Б., постановив, не ожидая истечения трехлетнего
срока, послать его на свой счет заграницу, что и было сделано в 1822 г. По
высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло в Брюллова. В
то время русские художники проводили значительную часть своей жизни заграницей,
обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. Бруни и Басин уже три
года работали в Риме, когда прибыл туда Б. Басин всего прожил заграницею 11 лет,
Б. - 13, а Бруни и гораздо более.
Первое время пребывания своего в Италии Б. писал
картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры,
известные под названием: "Утро и Полдень", и скопировал для
петербургской академии художеств "Афинскую школу" Рафаэля. Лучшее и
колоссальное его произведение: "Последний день Помпеи" было написано
в промежуток времени 1830 - 33 года по заказу А. Демидова. В Италии эта картина
произвела фурор и в честь ее был устроен настоящий триумф. Потом она была
выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с
большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Б. большую гравюру
черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834 г. и
была вознесена художниками и публикой на такую высоту, какой достигали лишь
лучшие произведения лучших художников прежнего и нового времени.
Когда в 1836 г. Б. возвратился в Петербург, совершив
из Италии путешествие чрез Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в
Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в недрах академии, члены
которой устроили ему торжественный обед в той самой зале, где была выставлена
его знаменитая картина. Впоследствии, когда наступила пора преобладания
реализма в живописи, критика старалась унизить произведение Б., не находя в нем
ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей, которые бы
соответствовали событию; но пора этой второй крайности тоже миновала.
"Последний день Помпеи" (в русской школе Эрмитажа), как и
"Медный змий" Бруни, составили эпоху в русской живописи. Картина Б.
получила широкую известность и в тех местах, где она никогда не была видана,
благодаря прекрасной большой гравюре, о которой было упомянуто выше. Один
петербургский художник писал масляными красками с "Посл. дня Помпеи"в
уменьшенном виде много раз и тем существовал несколько лет.
Из других больших произведений Б.:
"Распятие", находится в Петропавловской лютеранской церкви в
Петербурге. Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавший
при этом бывший учитель Б., профессор А. Егоров, в удивлении от искусства
своего ученика, воскликнул: "Карл, ты кистью Бога хвалишь!" В
Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Б.: "Взятие
Божией Матери на небо", рядом с нею "Покров Божией Матери" -
Бруни и "Введение Богородицы во храм" - Васина. В Сергиевской пустыни
(близ Петербурга) "Св. Троица" - Б. Кроме того, он написал несколько
образов для церкви на Аптекарском острове, "Спаситель во гробе" (в
домовой церкви гр. Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в
Исаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно - плафон, двенадцать фигур
апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы
Б. в виде картонов, но по причине его болезни были написаны Басиным. Только
живопись плафона была начата Б.; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около
800 кв. м.), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь,
окруженную св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Богословом и сонмом святых,
соименных членам Императорской фамилии.
По исторической живописи Б., кроме "Последнего
дня Помпеи", написал еще "Смерть Инесы де Кастро", и "Осаду
Пскова" (оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Академии
художеств. Он сделал также эскиз картины: "Нашествие Гензериха на
Рим". Большая часть фигур его исторических картин изображены им в сильном
движении и в техническом исполнении видны скорость и решительность. Б. был
сильный колорист и превосходный рисовальщик; в последнем отношении - благодаря
своим учителям, профессорам академии, и требовательности отца, заставлявшего
его многократно рисовать с античных статуй.
В картинах неисторического содержания отчасти
продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионе и Диане, также в бытовых
итальянских, но в других - покой. Б. был также замечательным портретистом; из
произведений этого рода упомянем про портреты: кн. А. Голицына во весь рост
(гравирован на стали Ройтом), герцога М. Лейхтенбергского и собственный портрет
художника, писанный им во время болезни, - в особенности последний. Этот
портрет был литографирован Тиммом в его русском "Художественном
Листке"; но более замечательна гравюра, исполненная резчиком по меди
Пожалостиным. Б. писал не только масляными красками, но был и отличным
акварелистом. Сюжеты акварели были жанровые, но Б. иногда унижался и до грубо
эротических произведений.
Болезнь заставила Б. в 1849 г. отправиться для лечения
на остров Мадеру, где он был одновременно с герц. М. Лейхтенбергским.
Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию,
он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852 умер в местечке Марчиано, близ
Рима. Он похоронен на кладбище МонтеТестаччио в Риме.
Б. при жизни имел, конечно, обширнейшие знакомства,
особенно в обществе служителей искусства, но особенно близок он был к писателю
Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В. Самойлову. В числе учеников Б.
некоторые получили впоследствии большую или меньшую известность. Федотов -
жанрист-сатирик, ничем не похожий на своего учителя; Петровский, умерший почти
в начале своего художественного поприща; Моллер - автор картин
"Поцелуй" и "Проповедь Иоанна на острове Патмосе"; Михайлов
("Девушка ставит свечу перед образом"); Капков ("Вдовушка"
и "Татьяна, читающая свое письмо к Онегину"), известный
выразительностью своих головок, и Шевченко. Но Б., несмотря на силу своего
таланта, не создал школы. Было упомянуто о портрете Б., писанном им самим; в
"Последнем дне Помпеи" он изобразил себя на втором плане в виде
художника; в Академии художеств в Петербурге находится гипсовый снимок с бюста
Б., работы И. Витали. Несмотря на крупную художественную личность Б., его
полная биография не написана и точная оценка его значения для русского
искусства еще не сделана. Критич. этюд Стасова о Б. ("Рус. Вест.",
1861), во многих отношениях для него неблагоприятный, недостаточно определяет
его значение. Однако, надо признать, что результаты художественной деятельности
Б. не находятся в соответствии с его большим талантом.
Ф. Петрушевский.
Список литературы
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь Изд.
"Русское слово", 1996 г.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://skatarina.ru
|