Эжен Сю
Эжен Сю
Эжен Сю
Сю
Эжен (Eugène Sue, 1804—1857) — виднейший представитель массовой
социальной беллетристики 40-х гг. во Франции. Сын придворного врача.
«Сентиментально-мещанский
социал-фантазер», по определению Маркса, С. является типичным
писателем-профессионалом эпохи возникновения массового рыночного спроса на литературу.
Приспособление к требованиям широкого читателя характерно для С. на всех этапах
его творчества. Свою деятельность начал как драматург. Выдвинулся рассказами. Сборник
«Плик и Плок» («Plik et Plok») снискал ему почетное по тем временам прозвище
«французского Купера». Колониальная экспансия (захват Алжира и др.) возбуждает
в 30-х гг. живой интерес к экзотическим странам. Увлечение байронизмом
находится в апогее. Все это обеспечивает успех таких морских и колониальных
романов С., как «Атар-Гюль» (Atar-Gull, 1831); «Кукарача» (La Coucaratcha,
1832—34) и др., где на фоне тропического пейзажа действуют гордые,
разочарованные личности, таинственные злодеи и безумно-смелые морские волки. В
романах из современной ему жизни («Сесиль» (Cécile, 1835), «Артур»
(Arthur, 1838) и др.), так же как и в условно-исторических — «Латреомон»
(Latréaumont, 1837), «Маркиз де Леторьер» (Le Marquis de
Letorières, 1839) — и других зарисовки, нередко портретные,
легитимистских салонов подвергнуты той же обработке в духе байронизма, как и
наблюдения, легшие в основу первых романов. Современники впрочем находили, что
пресыщенное, самолюбивое, отравленное ядом рефлексии и позерства поколение 30-х
гг. запечатлено в романах С. как живое.
Однако в отличие от его дворянских бытописателей (Мюссе и др.), у С., чем
дальше, тем настойчивей выступает типично буржуазное морализирование.
«Матильда» (Mathilde, 1841), разоблачающая испорченность аристократии, знаменует
совершившийся переход С. на новые, лево-буржуазные позиции. Наиболее популярны
«Парижские тайны» (1842) — первый социальный роман С. Чрезвычайно доходчивым в
этом произведении оказалось применение традиционных приемов «романа ужасов» к
свежему, политически актуальному материалу — описанию быта парижской нищеты и
преступного мира. Превознесенный Консидераном, Пиа, Ламартином, роман нашел
беспощадную оценку у Маркса, обстоятельно показавшего в «Святом семействе» его
идейное убожество и психологическую фальшь, продемонстрировавшего эклектизм
идеологии С., скомбинированной из осколков реакционного буржуазного
филантропизма и сентиментально-утопического социализма. С оценкой Маркса
гармонирует и отклик Белинского на роман С. замечательную статью Белинского о
«Парижских тайнах», Избр. соч., т. II, Гослитиздат, 1937). Великий русский
критик с негодованием обрушился на художественную фальшь и благонамеренный
реформизм романа, затемнившие критику социального неравенства, церкви, брака и
традиционной морали, но зато отвечавшие вкусам лево настроенного городского
мещанства 40-х гг. Грандиозный успех «Парижских тайн» и антиклерикального
«Вечного жида» (Le Juif errant, 1848)
означал не только революционизирование этой среды, но и ее политическую
аморфность, ярко проявившуюся в ходе революции 1848.
Почти
все романы С., начиная с 1837, шли сперва фельетонами в умеренно-либеральных
газетах («Journal des Debas», «Constitutionel» и др.), находя доступ к
читателю, нередко не бравшему до того книги в руки, и в свою очередь привлекая
его к газете (во время печатания «Вечного жида» в «Constitutionel» число
подписчиков поднялось с 3 000 до 40 000, в читальнях устанавливались очереди,
не знающим грамоты читали вслух портье и соседи). Обращение к массовому
мещанскому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в
постоянном ожидании продолжения, торопливость самого процесса писания породили
характерную для романа-фельетона технику: упрощенность психологических
мотивировок, сентиментально-мелодраматический подбор персонажей, сложность
интриги, при обилии кульминационных пунктов, подчас сводящих изложение к
монтажу разрозненных выразительных ситуаций, растянутость, наконец
эмоциональность и неряшливость языка. В отличие от другого корифея
романа-фельетона, А. Дюма, опоэтизировавшего разгульную жизнь дворянского
искателя приключений, С. внес в свои романы элементы демократического реализма
— сочувственные описания быта рабочих, трактовку характеров как результата
воздействия общественной среды, популяризацию идей утопического социализма.
После «Вечного жида» популярность С. еще продолжала расти. Перед 1848 имели
заметный успех «Мартин-найденыш» (Martin l’enfant trouvé, 1847) и цикл
«Семь смертных грехов» (Les sept péchés capitaux, 1847). В 1850
С. выбирают в Национальное собрание (Маркс оценил эти выборы как «шутку в угоду
гризеткам»). После 1851 он эмигрировал. Гнет цензуры и разочарование мелкой
буржуазии в розовых идеалах 40-х гг.
тяжело отразились на литературной судьбе С. Лучшее из его последних
произведений, революционно-историческая эпопея «Тайны народа» (Les
Mystères du peuple, 1849—57), подверглось запрету во Франции, а потом и
в других странах.
Список литературы
Русские
переводы из Сю многочисленны. Многие из них указаны современными отзывами в
работе Е. Б. Покровской ниже). Новейшее изд. Агасфера (4 тт.) в пер. С.
Ильиной, под ред. и со вступ. статьей и комментариями Ю. И. Данилина дано
изд-вом «Academia», М. — Л., 1933—1936.
Маркс
К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Сочин., т. III
К.
Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, Сочин., т. VIII
Маркс
и Энгельс об искусстве. Сост. Ф. П. Шиллер и М. А. Лифшиц. Под ред. А. В.
Луначарского, М., 1933, стр. 64—86, 157. Указания на др. высказывания Маркса и
Энгельса о Сю см. по «Библиографическому справочнику», приложенному к этому же
изданию (№№ 68, 117, 180, 182, 205)
Белинский
В., Рецензии на «Парижские тайны» («Отчет. записки», 1844, март) и «Терезу
Дюнойе» («Современник», 1847 или Полн. собр. сочинений под ред. Венгерова, т. X)
Gros J.-M., Le mouvement
littéraire socialiste depuis 1830, P., 1904
Teeg S. L. F., Die sozialen Elemente
in den Romanen E. Sue’s, Greifswalder, Diss., 1921
Atkinson N., E. Sue et le
roman-feuilleton, Nemours, 1929
Jarbinet G., Les Mystères de
Paris d’Eugène Sue, P., 1932
Веселовский
Ю., Э. Сю в изд.: История западной литературы (1800—1900), под ред. Ф.
Батюшкова, т. II, кн. 7, М., (1914), стр. 473—477
Покровская
Е. Б., Литературная судьба Е. Сю в России (1830—57), «Язык и литература», сб.
V, Л., 1930 (здесь же и библиография)
Данилин
Ю., Эпоха сороковых годов и «Агасфер» Эжена Сю, вступит. статья к «Агасферу»,
т. I, в изд. «Academia» (М. — Л.), 1933
Лифшиц
М., Маркс о «Парижских тайнах» Сю, «Октябрь», 1933, № 3.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru
|