рефераты рефераты
Главная страница > Даниил, игумен  
Даниил, игумен
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Даниил, игумен

Даниил, игумен

Даниил, игумен

Карпов А. Ю.

ДАНИИЛ, игумен одного из южнорусских (черниговских?) монастырей, паломник, писатель (начало XII в.).  Известен как автор «Хождения» — первого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую Землю (Палестину). «Хождение» получило широкое распространение в русской письменности и дошло до нас более чем в ста пятидесяти списках, самый ранний из которых датируется второй половиной XV в.

Биографические сведения о Данииле практически отсутствуют. Известно лишь, что свое путешествие он совершил между 1104 г. (взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности которой Иерусалимскому королевству говорит Даниил) и 1113 г. (кончина киевского князя Святополка Изяславича, упомянутого Даниилом). Предлагались и более точные датировки: 1106—1108 (М. А. Веневитинов) или 1104—1107 гг. (Ю. П. Глушакова). Сам себя Даниил называет игуменом «Руския земля»; некоторые подробности в его описании Святой Земли, в частности упоминание речки Сновь (в Черниговском княжестве), с которой русский паломник сравнивает Иордан, позволяют предположить, что он жил в Южной Руси и был игуменом какой-то южнорусской обители, возможно, в Черниговской области. Предположение о том, что Даниил был постриженником киевского Печерского монастыря, не находит подтверждений в источниках.

В своем «Хождении» Даниил подробно описывает путь из Константинополя в Иерусалим, указывая расстояния между важнейшими пунктами. Вместе с сопровождающими его паломниками он посетил по пути о. Крит, г. Ефес, о-ва Патмос, Родос, Кипр, г. Яффу, причем сообщил о всех их святынях и просто достопримечательностях. Но главное внимание в своем произведении он уделяет подробному описанию Святой Земли. В Иерусалиме Даниил прожил 16 месяцев в подворье лавры Св. Саввы и за это время «могох походити и испытати вся святая си места». Ему удалось найти проводника — некоего жившего в Лавре «мужа свята и стара деньми и книжна вельми» — и с его помощью обойти «вся святаа та места: и въ Иерусалиме и по всей земли той… и до Тивириадъскаго моря… и до Фаворы, и до Назарефа, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местом…». В своем рассказе Даниил обнаруживает прекрасное знание не только библейской, но и апокрифической, а также житийной литературы; вместе с тем исследователи отмечают в «Хождении» яркие описания природы, чисто житейские зарисовки, меткие сравнения и т. п. Все это характеризует Даниила как незаурядного писателя.

Даниил общался и с королем Иерусалимским Балдуином I (1100—1118), который весьма благоволил русскому паломнику. На этом основании полагали даже, что Даниил выполнял какие-то дипломатические поручения киевского князя Святополка Изяславича, но для этого, кажется, нет достаточных оснований. С разрешения Балдуина Даниил поставил в канун Великой Субботы «кандило» (лампаду) на Гробе Господнем «от всея Русьскыя земля». С гордостью пишет он и о том, что «во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже не забыл есмь». Ощущая себя представителем всей Русской земли, Даниил записывает для поминания в ектениях в лавре Св. Саввы имена русских князей: Михаила-Святополка Киевского, Василия-Владимира Мономаха, Давыда, Михаила-Олега и Панкратия-Ярослава Святославичей (князей черниговских и муромского), Андрея-Мстислава Всеволодовича (внука волынского князя Давыда Игоревича, князя Смоленского?), Федора-Мстислава Владимировича (сына Мономаха, князя Новгородского), Бориса и Глеба Всеславичей, причем, как показал в своем исследовании В. Л. Янин, располагает их в строгом иерархическом порядке в соответствии с принятым в то время на Руси принципом старшинства.

В литературе было высказано предположение, согласно которому игумен Даниил мог быть одним лицом с будущим юрьевским епископом Даниилом (поставлен на кафедру в 1114; † 1122), однако оснований для этого явно недостаточно. Другое предположение — о том, что Даниил был автором «Слова о том, како первое погании суще языци кланялися идолом», — представляется бездоказательным.

ИЗДАНИЯ:

Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в нач. XII в. / Изд. А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106—1107 гг. / Изд. М. А. Веневитинов // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3 (9); Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 26—117 (подг. текста и перев. Г. М. Прохорова).

Список литературы

Веневитинов М. А. Хождение игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII ст.: Исследование // ЛЗАК. 1884. Т. 7 (1876—1877). № 1. С. 1—138; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила // ТОДРЛ. Т. 10. М.; Л., 1954. С. 92—105; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила» // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 112—131; он же. Сфрагистический комментарий к «Хождению игумена Даниила» // ВИД. Т. 26. СПб., 1998. С. 117—124; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 79—87; Творогов О. В. Даниил // СККДР. Вып. 1. С. 109—112.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/



рефераты
Новости