Бела Барток (Bartok)
Бела Барток (Bartok)
Бела Барток
(Bartok)
(25.3.1881,
Надьсентмиклош, Трансильвания, — 26.9.1945, Нью-Йорк)

Венгерский композитор,
пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора
сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и
учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903).
С 1907 профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую
деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора
(венгерского, румынского, словацкого и др.), собрал свыше 30 000 песен.
В сочинениях
1900—1910-х гг. сочетал элементы архаического песенного фольклора с
остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно,
«Багатели», 1908, «Бурлески», 1911, «Варварское аллегро», 1911, «Портреты» для
оркестра, 1908, 2 струнных квартета — 1908 и 1915—17). Его новаторские
произведения, в том числе опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911), не были
приняты консервативной критикой. Начало общественного признания Бартока связано
с балетом «Деревянный принц» (соч. 1916). В период Венгерской советской
республики (1919) Барток совместно с З. Кодай разработал демократическую
реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы
хортистского режима. В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его
сочинений — балет «Чудесный мандарин» (пост. 1926).
Освоив опыт И. Стравинского
, А.
Шёнберга и других современных западных композиторов, Барток продолжал и в 20-е
гг. развивать национальные фольклорные элементы. Но в некоторых его
произведениях этого времени ещё острее проявились тенденции к коренному
обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й
квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной
усложнённости музыкального языка. Этим сочинениям Бартока присущи крайняя заострённость
и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам и в то же время
рафинированный интеллектуализм, изощрённость колорита. 20—30-е гг. — период
расцвета гастрольно-концертной деятельности Бартока-пианиста (выступал в
странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР).
В 30-х гг. в
творчестве Бартока наметился известный поворот в сторону большей простоты и
классичности стиля; Барток отказывается от некоторых крайностей звукового
выражения, обращается к большей тематической ясности и чёткости
образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931, «Музыка для
струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы Барток занимает
антифашистскую позицию. Он создаёт сочинения, своеобразно выражающие идеи
гуманизма и братства народов. В сонате для 2 фортепьяно и ударных (1937),
скрипичном концерте, «Дивертисменте» для струнного оркестра (1939) ярко
национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей
тревожную атмосферу этих лет. Общая тенденция к демократизации творчества
Бартока выразилась в создании произведений для музыкальной самодеятельности
(обработка народных венгерских песен, кантата «Из прошлого», 1935), а также
пьес педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931, и фортепьянный цикл
«Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры, в 1940, Барток эмигрировал
в США, где не достиг признания музыкальных кругов и умер в нищете. Из
произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра
(1943) и фортепьянный концерт (1945).
Наиболее важное
место в творчестве Бартока занимают инструментальные сочинения — пьесы для
фортепьяно, 6 струнных квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки, многочастные
сочинения для оркестра. Выдающееся значение имеют научные исследования Бартока
в области фольклористики. Барток оказал большое влияние на формирование
композиторских школ 30—50-х гг. в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.
Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).
И. В. Нестьев
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|