А. А. Алябьев
А. А. Алябьев
А. А. Алябьев
(1787—1851)
Александр
Александрович Алябьев принадлежит к числу самых выдающихся композиторов первой
половины XIX века. Участник Отечественной войны и друг декабристов, он сумел
выразить в своем творчестве новые, прогрессивные стремления русского искусства
этого времени. С его романсами вошли в русскую музыку темы большого
гражданского значения, идеи свободолюбия и патриотизма. В своих произведениях
он значительно углубил психологическое содержание русского музыкального
искусства, отобразил богатый мир чувств своих современников, их мечты и думы,
их романтический порыв к свободе, их жажду утверждения свободной и независимой
человеческой личности. И в этом отношении творчество Алябьева во многом
родственно юношеской поэзии Пушкина и творчеству поэтовдекабристов, с которыми
его связывали не только общие взгляды, но и многие обстоятельства личной жизни,
тяжелой личной судьбы.
Алябьев
родился в 1787 году в дворянской семье в гвроде" Тобольске, где его отец
занимал пост губернатора. В доме Алябьевых постоянно звучала музыка, часто
устраивались домашние концерты. В 1796 году семья Алябьевых переехала в
Петербург. Здесь будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой под
руководством известного композитора и теоретика И. Г. Миллера. Музыкальное
образование Алябьев продолжил и в Москве, куда он переселился в 1804 году и был
зачислен на службу по горному ведомству. В 1810—1811 годах он начал издавать
свои сочинения. Но вскоре разразились события Отечественной войны. Летом 1812
молодой Алябьев вступил добровольцем в гусарский полк. Вплоть до победоносного
окончания войны он прошел с русской армией весь ее путь от Москвы до Парижа,
участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые
заслуги. Отважный офицер, отзывчивый человек, Алябьев сразу завоевал доверие
своих товарищей. В годы войны он сближается с поэтом-партизаном Д. В.
Давыдовым, с писателем Грибоедовым и многими будущими декабристами. По
окончании военных действий Алябьев поселяется в Петербурге и с увлечением
отдается музыкальному творчеству. К этому времени относится его знакомство с
Верстовским, которое вскоре переходит в тесную дружбу. Вместе с Верстовским он
пишет музыку к водевилям, а затем одновременно с ним переезжает в Москву. Здесь
он становится постоянным участником любительских концертов и приобретает
известность как автор романсов.
Внезапно
в жизни Алябьева наступил трагический перелом: весной 1825 года он был
арестован по подозрению в убийстве. Несмотря на полную недоказанность этого
обвинения, он около трех лет содержался в крепости под стражей, а затем по
приговору суда был сослан в Сибирь, с лишением всех прав и дворянского звания.
В эпоху реакции, после восстания декабристов, «дело» Алябьева, близкого к
декабристским кругам, вызвало пристальное внимание правительства.
Тяжелые
испытания не сломили Алябьева. В Сибири он много сочиняет, организует военный
духовой оркестр, участвует в концертах как пианист и дирижер. В эти трудные
годы он создал лучшие свои романсы: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога» и
многие другие. Еще раньше, во время тюремного заключения, был написан
знаменитый романс «Соловей» на слова Дельвига.
В
1832 году Алябьев получил разрешение выехать на Кавказ для лечения. Около двух
лет он провел в Пятигорске и его окрестностях. Природа Кавказа произвела
неизгладимое впечатление на его восприимчивую натуру. Алябьев знакомится с
песнями и танцами горских народов, записывает черкесские, кабардинские, грузинские
и азербайджанские мелодии. Итогом поездки явился большой сборник романсов,
изданный под общим заглавием «Кавказский певец». Кавказские впечатления
отразились также и в опере «Аммалат-Бек» по повести писателя-декабриста
Бестужева-Марлинского, над которой Алябьев работал в 1840-е годы.
На
Кавказе Алябьев познакомился с украинским историком и фольклористом М. А.
Максимовичем и вместе с ним подготовил сборник «Голоса украинских песен», в
котором опубликовал свои обработки украинских народных мелодий. Этот сборник,
изданный в 1834 году, был отмечен высокой похвалой Гоголя.
Работу
по записи народных песен Алябьев продолжил в Оренбурге, куда он был переведен
после кавказской поездки. Первым среди русских композиторов он записывает
башкирские, киргизские и туркменские песни, пишет увертюру на башкирские темы.
Этот стойкий и неизменный интерес к музыке народов России характеризует его как
одного из передовых деятелей своего времени.
Последние
годы жизни композитора прошли в Москве. В 1843 году, после долгих скитаний, ему
было наконец разрешено поселиться там под надзором полиции, «без права
показываться в публике». Алябьев по-прежнему много сочиняет, работает над
операми «Рыбак и русалка» и «Аммалат-Бек», пишет музыку к драматическим
спектаклям. В Москве он встречается с Даргомыжским, знакомится с
поэтом-революционером Н. П. Огаревым и создает на его стихи ряд песен-сцен из
народной жизни («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож»). Проникнутые горячим
сочувствием к тяжелой доле народа, к судьбам «маленьких людей», эти песни
явились откликом на новые реалистические стремления русской литературы эпохи
Белинского, Гоголя и молодого Тургенева. В своих песнях на слова Огарева
Алябьев проложил путь к новаторскому жанру драматической песни-сцены, к
творчеству своего младшего современника Даргомыжского. От первых романсов
1820-х годов и до последних произведений он прошел большой путь развития. При
этом на каждом новом историческом этапе он чутко прислушивался к передовым
веяниям русского искусства, был в числе передовых художников своего времени.
Умер
Алябьев в Москве в 1851 году.
Обширное
и многообразное творчество Алябьева охватывает различные жанры. В области
сценической музыки ему принадлежат 6 опер, балет «Волшебный барабан, или
Следствие волшебной флейты»,..около 20 водевилей, музыка к драматическим
произведениям Пушкина («Русалка»), Шекспира и других авторов, мелодрама
«Кавказский пленник», (инсценировка второй части поэмы Пушкина) и другие
произведения. Большое место в его творчестве занимают инструментальные
сочинения: увертюры, симфонии, сюиты, марши и танцы для симфонического и
духового оркестров, камерные инструментальные ансамбли. В них отразилась связь
композитора с прогрессивными настроениями времени, с думами и чувствами,
волновавшими его современников.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://revolution.allbest.ru/
|