рефераты рефераты
Главная страница > Лекции по БЖД  
Лекции по БЖД
Главная страница
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
География экономическая география
Геодезия
Геология
Госслужба
Гражданский процесс
Гражданское право
Иностранные языки лингвистика
Искусство
Историческая личность
История
История государства и права
История отечественного государства и права
История политичиских учений
История техники
История экономических учений
Биографии
Биология и химия
Издательское дело и полиграфия
Исторические личности
Краткое содержание произведений
Новейшая история политология
Остальные рефераты
Промышленность производство
психология педагогика
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Реклама
Физика
Финансы
Химия
Экономическая теория
Юриспруденция
Юридическая наука
Компьютерные науки
Финансовые науки
Управленческие науки
Информатика программирование
Экономика
Архитектура
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
География
Кредитование
Инвестиции
Информатика
Кибернетика
Косметология
Наука и техника
Маркетинг
Культура и искусство
Менеджмент
Металлургия
Налогообложение
Предпринимательство
Радиоэлектроника
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Сочинения по литературе и русскому языку
Теория организация
Теплотехника
Туризм
Управление
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Лекции по БЖД

Лекции по БЖД

Лекция № 1

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей

среды.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье

человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии;

описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между

характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа обусловиях

движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).Петров – изобретатель

батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от

электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и

др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин

“техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает

восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы

“Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания

единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель –

выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые

явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе

“Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду

обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения

безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях

жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в

определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.

Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая

среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при

функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с

заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием

опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а

ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает

допустимого.

Признаки опасности.

1. Угроза для жизни.

2. Возможность понесения ущерба здоровью.

3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с

окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

1. ориентирующая (общее направление поиска);

2. организующая (организация рабочего дня);

3. управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

4. технический (направлен на реализацию защитных средств технических

устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора,

принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных

связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда,

зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания

людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани

допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование

конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты

количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип

защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие

увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения,

экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в

системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

1. А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными

веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных

воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с

характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный

отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами

защиты);

4. Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

Средства обеспечения БЖД:

1. средства коллективной защиты (СКЗ);

2. средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от

которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры,

противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и

т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления

для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия,

способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты

деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к

длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания,

т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных

воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не

превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного

воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не

превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного

воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается

соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим

система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты

(экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических

процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля

режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств

реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик

оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении

оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

1. идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной

деятельности;

2. разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных

опасностей;

3. разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

Опасности:

- по происхождению:

1. природные,

2. техногенные,

3. экологические,

4. смешанные;

- по времени проявления:

1. импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током

),

2. кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности

повышенного радиоактивного воздействия);

- по локализации:

1. литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);

2. гидросферные;

3. атмосферные (озоновые дыры);

4. космические (солнечные циклы).

Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой среды.

Опасный фактор – производственный фактор, воздействие которого на

работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению

здоровья (эл. Ток, ионизирующие излучения и т.д.).

Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в

определенных условиях приводит к заболеванию или снижению

работоспособности.

Факторы:

- в зависимости от характера воздействия:

1. активные (сами носители энергии);

2. активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр., угол

стола – человек может об него удариться);

3. пассивные (действуют опосредствованно, напр., коррозия металлов,

старение материалов).

- в зависимости от энергии, которой обладают факторы:

1. физические (излучения, шумы);

2. химические;

3. биологические (хищники, паразиты);

4. психофизиологические.

Понятие “риск”. Определение риска.

Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению

к их возможному числу: [pic]

Факторы риска. Классификация риска.

Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо

процессе или явлении.

Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но

увеличивающий вероятность её возникновения.

Объект риска - то, что подвергается риску.

Различают след виды рисков:

1. индивидуальный,

2. технический,

3. экологический,

4. социальный,

5. экономический,

6. другие.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для

отдельного индивидуума.

Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек.

Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.

Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50

тыс./200 тыс.=2.5*10-4.

Приемлимый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово

умереть. За рубежем он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов,

для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8).

Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой

реализации опасности и числом жертв.

Социально-приемлимый риск – тот уровень социального риска, с которым

общество готово умереть.

ТЕМА: Человек как элемент среды обитания.

Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система

“Человек-Среда обитания”(Ч-СО).

Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-

Окружающая среда”(Ч-ОС).

Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);

- “Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.

Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек

играет троякую роль:

1. объект защиты,

2. объект обеспечения безопасности,

3. источник опасности.

Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по

вине человека.

Система защиты. Человек как биологическое существо.

Выделим основные системы защиты:

1. системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка),

2. иммунная система,

3. система обеспечения постоянства внутренней среды организма

(гомеостаз(ис))

1. система терморегуляции,

2. система регуляции частоты сердечных сокращений,

3. - \\ - кровяного давления.

Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики

человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно:

1. снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности),

2. развитие заболеваний,

3. травматизм,

4. смерть.

Нервная система человека. Анализатор.

Головной мозг спинной мозг

Центральная

Периферийная

Нервная система

Соматическая

Вегетативная

-связь с внешним миром, - внутр.

cреда:

-обеспечение движения человека обмен веществ,

кровообращение,

выделения,

размножение.

Симпатическая

Парасимпатическая

- повышение давления,

- противоположные

процессы

- повышение ЧСС(частоты серд.

сокращений) и т.п.

Нервная система обеспечивает гомеостаз. Нервная система функционирует

посредством анализаторов.

Классификация анализаторов:

1. экстероцептивные (воспринимает информацию извне),

1. зрительный,

2. слуховой,

3. осязательный (такильный),

4. вкусовой,

5. болевой,

2. интероцептивные (воспринимает информацию изнутри).

Структура и принцип действия анализатора.

Нервные пути: центростремительные

Проводковая часть анализатора

Эффекторные пути

Нервные пути : центробежные

Центральная часть

анализатора

Периферическая часть анализатора

Рефлекторная дуга анализатора

Характеристики работы анализаторов.

1. все анализаторы специализированы (искл., болевой),

2. все анализаторы характеризуются пороговыми значениями.

Различают:

1. нижний абсолютный порог чувствительности,

2. верхний абсолютный порог ощущений.

Нижний порог – минимальная сила раздражителя, при которой возникают

ощущения.

Верхний порог – максимальная сила раздражителя, при которой ещё

возникают ощущения (болевой порог).

Дифференциальный порог ([pic]) – минимальное различие интенсивностей двух

однотипных раздражителей, при котором возможно распознание по разнице в

ощущениях.

Если [pic] нагрев тканей. Электролиты составляют осн - й %-т от

веса человека. Диэлектрики: сухожилия, хрящи, кости - возможен нагрев за

счет поляризации. Чем больше напряженность поля, тем сильнее нагрев. До

определенного порога избыточная теплота отводится от тканей за счет

механизма терморегуляции. Тепловой порог: J = 10 мВт/кв.см. Начиная с

этой величины - возможность организма отводить тепло исчерпывается и

начинается нагрев. Слабая терморегуляция (где много жидкости, но

слабо развита кровеносная система): хрусталик глаза, глаз, мозг (ткань

головного мозга), печень, почки и т.д.

2) Специфическое воздействие ЭМ полей сказывается при

интенсивностях, значительно меньших теплового порога. ЭМ поля изменяют

ориентацию белковых молекул, тем самым, ослабляя их биохимическую

активность. В результате наблюдается изменение структуры клеток крови,

изменения в эндокринной системе, а также ряд трофических заболеваний

(нарушение питания тканей: ломкость ногтей, волос и т.д.), нарушение

ЦНС, серд. - сосуд. системы; при низких дозах есть опасность воздействия

на иммунитет.

4)Нормирование ЭМИ.

Осуществляется в зависимости от диапазона частот. При

нормировании учитывается: 1) диапазон частот; 2) значения

напряженности эл. и магн. полей и энергетическая нагрузка: ЭН =

ППЭ*Т; где ЭН - энергетич. нагрузка; ППЭ - плотность потока энергии; Т -

время, в течение которого человек подвергается воздействию ЭМИ ГОСТ

12.1.006-14 - нормирует напряженность ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне

частот от 60 Гц до 300 МГц. Санитарные нормы: СН 1748 - 72 - нормируют

значения постоянных магн. полей. Предельно допустимая ППЭ = ЭН предельно

допустимого уровня (осн. параметр для нормирования)/ Т (время пребывания

человека). Если в течение рабочего времени человек подвергается

воздействию ЭМИ, ППЭ не должна превышать 1 мВт/кв.см. Нормирование

ЭМ поля пром. частоты - 50 Гц: зона индукции - десятки км. Эл. поле

нормируется, магн. - нет. По офиц. данным неблагоприятные воздействия

ЭМ поля проявляются при напряженностях магнитного поля, начиная

с 160 - 200 Ампер/метр. Токи пром. частот не превышают 25 А/м. В

зависимости от времени нахождения человека в поле пром. частоты

устанавливается предельное значение напряженности эл. поля (8 часов - не >

5 кВ) 5) Защита от ЭМИ. Способы защиты: 1) уменьшение

мощности источника - уменьшение параметров излучения в самом

источнике (защита количеством) - осн. поглотители - графит, резина и

т.д.; 2) экранирование источника излучения (рабочего места); 3) выделение

зоны излучения (зонирование территории); 4) Установление

рациональных режимов эксплуатации установок, 5) применение

сигнализации; 6) Защита расстоянием (особенно эффективна для СВч)

формула 7) Защита временем (от тока пром. частоты) 8) Средства

индивидуальной защиты (спец. костюмы).

Лекция 7. 25.10.99

ИКИ - тепловое излучение близко к СВч. Зашита от ИКИ - защитные

экраны. УФИ - вредно для глаз, кожи, имеет слабое ионизирующее

действие. Качество бактерицидности УФИ - в медицине. !!!

На сам. изучение - Лазерное излучение: 1) Особенности ЛИ; 2) Опасные

факторы, связанные с Л облучением; 3) Воздействие ЛИ на живые ткани; 4)

Защита от ЛИ; 5) Классы опасности Л установок Найти лит-ру по защите от

УФИ.

ТЕМА: Ионизирующее излучение (ИИ).

1) Международные организации по вопросам радиационной защиты. 2) Виды ИИ,

их характеристики. 3) Единицы активности и дозы ИИ. 4) Биологическое

воздействие ИИ: 4.1) Внешнее облучение; 4.2)Внутр. облучение;

4.3) Заболевания от радиации; 4.4)Зависимость острого

поражения от дозы. 5) Нормирование ИИ. 6) Защита от ИИ. Дозиметрический

контроль.

1) Международные организации по вопросам радиационной защиты. До конца

19 в чел-во подвергалось ИИ, но ничего не знало об этом. Люди

столкнулись с отрицат. эффектом ИИ в связи с открытием

рентгеновских лучей. В 1985 г. помощник Рентгена получил ожог рук

при взаимодействии с рентген-ми лучами. Чуть позже А.Беккерель положил в

карман пробирку с радием. Мария Кюри умерла от внеш. и внутр.

поражения (останки ее до сих пор радиоактивны). В конце 20-х гг. стало

известно, что ИИ обладает отрицательным действием, создана

Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ) - разрабатывает

правила работы с радиоактивными веществами и мероприятия по защите от

радиации.Национальные институты безопасности разрабатывают нац-ные

нормативы согласно МКРЗ. До 50-х гг. многие не знали о радиации; затем США

вели интенсивные испытания ядерного оружия в атмосфере - амер.

бомбардировки японских городов. В 1955 г Генеральная Ассамблея ООН

основала научный комитет по действию атомной радиации (НКДАР);

занимается изучением воздействия радиации, независимо от ее источника,

на окр. среду и население. В России таким институтом является НИИ

радиационной гигиены в СПб.

2) Виды ИИ, их характеристики. ИИ - излучения, взаимодействие которых

со средой приводит к образованию зарядов противоположных знаков. Виды

ИИ: 1) ЭМ часть ИИ: 1.1) рентгеновское (Х-rays): 1.1.1) тормозное

(торможение потока электронов) - различные дисплеи; 1.1.2)

характеристическое (изменение энергетического состояния электрона и

переход его на др. орбиталь); 1.2) ( (гамма) - излучение; 2)

Корпускулярная часть ИИ: 2.1) ( (альфа) - И (ядро гелия); 2.2) (

(бета) - И (электроны); 2.3) нейтронное И. Характеристики ИИ:

Проникающая (спос-ть И проникать через вещество) и ионизирующая

(спос-ть образовывать заряд) способности. При высокой проникающей

сп-ти имеет место низкая ионизирующая сп-ть, и наоборот.

Корпускулярное И: 1) (: Пробег квазитронов альфа-частиц в воздухе

составляет 8-9 см, проникновение в кожу - до неск-ких микрометров, т.е.

проникающая сп-ть крайне мала. Ионизирующая сп-ть альфа-частиц высокая,

т.к. это тяжелые частицы. 2) ( И: Поток электронов имеет максимальный

пробег в воздухе - 1800 см, проникновение в живую ткань - 2,5 см.

Ионизирующая способность высокая, но на 3 порядка ниже, чем у альфа.

3) Нейтронное И: Обладает высокой ионизирующей сп-тью, проникающая сп-

ть при достаточно упругом взаимодействии невысока; при неупругом

взаимодействии поток нейтронов вызывает вторичное И в виде других

заряженных частиц и гамма-квантов. ЭМИ: Проникающая сп-ть растет от

X-rays к гамма-И, а ионизир. сп-ть во много раз 80% и

отклонениях температуры может быть охлаждение и перегрев.

3) ( - «сквозняк»

Лекция12.

Законадательное обеспечение БЖД.

1. Законадательное обеспечение охраны труда.

2. Законадательное обеспечение экологической безопасности.

3. Законадательное обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях.

1. Основой законодательного обеспечения безопасности является основной

закон государства – Конституция (РФ и РБ)

В конституции РФ базовой статьей является Ст.37:

"труд свободен;"

Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать

вид деятельности; запрет принудительного труда.

П.3:" каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям

безопасности и гигиены…"

Ст.41 Конст. РФ:

- утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

"Сокрытие должностными

лицами фактов и

обстоятельств, создающих

угрозу для жизни, здоровья

людей влечет за собой

ответственность в

соответствии с федеральным

законом"

Аналогичные статьи имеются в Конституции РБ (соответственно: Ст.45 и 48)

Кодекс законов о труде(РФ и РБ)

Устанавливаются права и

обязанности работодателей

и радотников в отношении

охраны труда;

оговариваются ограничения

к труду в особо тяжелых

условиях некоторых групп

населения (беременных

женщин и т.д.)

Закон об охране труда (РБ)

Принят 5.11.93г.;

действует поныне;

готовится новая редакция

этого закона.

Содержит следующие главы:

1) Общие положения.

Глава.

Ст.1 дает определение охраны труда:

Охрана труда – система,

обеспечивающая сохранение

жизни, здоровья и

трудоспособности человека

в процессе труда в течении

всего трудового стажа.

{Действует на основе "Закона об охране труда" и Конституции РБ}

Определяется сфера действия законодательства РБ, приводятся основные

принципы государственной политики:

1. единство действий государтвенного и хозяйственного управления,

надзора и контроля, профессиональных союзов, предпринимтелей,

общественных объединений, органов местного самоуправления и

предприятий по улучшению условий труда, предупреждению

производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

2. приоритет жизни и здоровья работника по отношению к

результатампроизводственной деятельности;

3. координация деятельности в области охраны труда. С другими

направлениямии экономической и социальной политики, а также с

деятельности в области охраны окружающей среды;

4. установление единых требований в облатсти охраны труда для всех

предприятий, независимо от видов и Форм собственности;

5. независимый действенный контроль и надзор за применением безопасной

техники и иехнологии;

6. стимулирование внедрения безопасной техники;

7. экономическое стимулирование предприятий в обеспечении безопасных

условий труда;

8. обеспечение работников специальной одеждой;

9. установление льгот и компенсации за работу, осуществляемую в

безопасных и вредных условиях; обязательности своевременнго

расследования и учета каждому несчастному случаю на производстве и

профессиональным заболеваниям.

2.) Обеспечение охраны труда.

Глава.

Ст. 9: "Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение"

Создание и управление

системой охраны на

предрпиятие осуществляет

собственник предприятия

или уполномоченыне им

лица; они создают службы

охраны труда или на

договорной основе

принимают специалистов по

охране труда.

В настоящем законе говорится о том, что численность и структура служб

охраны труда на предприятии обусловлена размером предприятия и численностью

его сотрудников.

(Если численность сотрудников < 10 человек – спец. комиссии или

специалиста не нанимают, но полную ответственность несет работодатель; >=

10 человек – создается комиссия на паритетной основе (входят представители

работодателей и работников) ; если > 100 человенк – вводится должность

человека по охране труда; > 1000 человек – служба по охране труда )

Важнейшей статьей этой главы является статья "права и обязанности сторон

участвующих в трудовом пороцессе" ( 10 статья) :

Описываются права работника (работник имеет право на рабочее место,

свободное от воздействия опасных и вредных факторов; на информацию о

состоянии условий его труда; на обеспечение СИЗ за счет средст

работодателя; на прведение инспектирования условий труда на рабочем месте

соответствующими службами госсударственного и общественного контроля )

Существует положени о отестации рабочего места "по условиям труда" .

Работник имеет право на отказ о работы в опасных условиях; на обучение

безопасным методам работы; на переподготовку за счет средств работодаителя

в случае закрытия предприятия, ликвидации места вследствие нарушения

законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения

безопасности труда.

Работник обязан:

- соблюдать правила и нормы;

- выполнять медецинские рекомендации;

- извещать руководителя (непосредственно) о возникновении опасной

ситуации;

- немедленно сообщать о несчастном случае на рабочвем месте;

Работодатель обязан:

- имеет право выступать с предложением об изменении стандата;

- на проведение инспекции при расследовании несчастного случая службми

государственного надзора и контроля;

Обязанности работодателя (соотносятся с правами работника)

- обеспечить рабочие еста, находящиеся под его контролем, безопасным

для здоровья и жизни людец состоянием;

- осуществлять за счет предприятия медицинское обследование

работников;

- проводить инструктаж о безопасности, а также:

- проводить в установленные сроки ттестацию рабочих мест по условиям

труда;

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям

труда.

(является приложением к постановлению Мин-ва труда и соц-го развития РФ,

от 14.03.1997)

Аттестации подлежат все

имеющиеся в организации

рабочего места.

Нормативная основа проведения аттестции рабочих мест:

1) гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности

и опасности, утвержденные Госсанэпидемндзором РФ

2) система стандартов безопасности труда (ССБТ) ГОСТ 12.0.001.-79 (общие

положения, определения)

12.1 – ГОСТ на опасные и вредные факторы

003 – позиции и группы

12.2 - ГОСТ безопсности оборудовния

12.3 – безопасность технологических процессов;

12.4 – требования к коллективным и индивидуальным средствам защиты

3) санитарные правила и нормы

Проведение аттестации начинается с составления перечня всех рабочих

мест, подлежащих аттестации. Издается приказ руководителем предприятия о

проведении аттестации.

Изд-ся приказ руковоителем предприятия о проведения ттестции в

соответсвии с которым создается аттестационная комисия; в ее состав

рекомендуется включить представителей охрны труда, служб оплаты труда и

зарплаты, главных специалистов, руководителей подразделений, мед.

работников, представителей провсоюзных момитетов ( не реже 1 раза в 5 лет)

По результатам аттестации возможны 3 решения :

1. рабочее место соответствует требованиям безопасности и гиеены.

2. рабочее место подлежит рационализации

3. решение о закрытии рабочего места (ликвидация рабочего места, как не

соответствующего требования безопасности)

-----------------------

рецептор

Участок коры головного мозга, обслуживающий соотв. рецептор

f (частота)

( (длина волны)

50Гц

60кГц

Низкие

частоты

средние

частоты

высокие

частоты

300МГц

Сверхвысокие частоты

дцм

см

мм

300ГГц

ИКИ

Оптический диапазон

УФИ

Рентгеновское

излучение

Гамма-

излучение

Ионизирующее излучение

Е

Н

J [Вт/м2]

Cхема 2

Схема 3

Ru

I

II

III

[pic]

рефераты
Новости