Учебное пособие: План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему: "Лингвистический анализ текста"
а) цели высказывания на
повествовательные, вопросительные, побудительные;
б) могут быть -
восклицательные и невосклицательные;
в) по количеству
грамматических основ на простые и сложные;
по количеству главных
членов в грамматической основе на двухсоставные и односоставные;
г) по наличию (или отсутствию
второстепенных членов на распространенное нераспространенное;
е) по наличию или отсутствию
осложняющих членов на осложненное и неосложненное.
Среди сложных предложений
есть как сложносочененные (ССП), так и сложноподчиненные (СПП).
Редко встречаются
односоставные безличные предложения, которые передают состояние природы.
Процитируем текст:
«Стемнело».
Союз служит для связи
членов предложения или целых предложений. Например, в данных предложениях союз но
связывает два простых предложения в одно сложное, а союз и связывает
однородные члены предложения.
Процитируем текст:
«Цинциннат не спал, не
спал, не спал, - нет, спал, но со стоном опять выкарабкался, - и
вот опять не спал...»
5. Тема «Использование
разных по целей высказывания и эмоциональной окраски предложений».
В тексте данного романа
широко используются предложения с разными знаками препинания, что указывает на
глубокий эмоциональный фон произведения.
6. Тема «Использование
средств художественной выразительности».
Учащиеся самостоятельно
готовились по разным словарям и «Пособию для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы».
Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов
и выражений в переносном смысле, на основании какой-либо аналогии, сходства,
сравнения.
Процитируем текст:
«Над качающейся у
пристани лоханью поднимается ничем не виноватый, веселый, заманчивый
пар».
Особую выразительность
художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном смысле.
7. Тема: «Стилистически
окрашенная лексика» (просторечие, разговорные слова, книжные).
Просторечие - слова и
грамматические формы массовой городской разговорной речи, используемые в
литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого,
пренебрежительного, иронического, грубоватого и т.п. оттенка. Может содержать
диалектизмы, жаргонизмы.
Процитируем текст:
«Роковой мужик еще не приехал?»
Разговорные слова -
слова, свойственные устной, разговорной речи, служат характеристикой явлений в
кругу тех или иных бытовых отношений; оно не выходит из норм литературного
словоупотребления, но сообщает речи известную непринужденность.
Процитируем текст:
«Жонка - то вчера
приходила».
Книжные слова - слова,
характерные для письменного, книжного изложения; часто эти слова особенно
иноязычные по происхождению, являются синонимами к словам нейтральной лексики.
Процитируем текст:
«Наконец немало времени
уделялось музыке вод...» (книжное, т.е. мелодия звучания вод)
8. Тема «Особенности
языка автора»
Неологизмы - новое слово
или отражение, а также новое значение старого слова.
Процитируем текст:
«Работая лапами,
спустился на нитке пауке потолка, - официальный друг заключенных».
Ключевые слова- слова,
служащие основой для понимания и восприятия художественного текста. Такие слова
заложены уже, в самом названии романа: «Приглашение на казнь». Причем, казнь
становится театральным спектаклем, дико звучит текст афиши, приглашающей на
казнь, - «Талоны циркового абонемента действительны».
9. Тема «Роль аллюзий,
цитат».
Цитата - точная,
буквальная выдержка из какого - либо текста.
Процитируем текст:
«Как сумасшедший мнит
себя Богом. Так мы считаем себя смертными».
В чем смысл этой цитаты,
ее значение? (Учащиеся высказывают свое мнение)
В качестве
интеллектуальных намеков в контексте у В.В. Набокова выступают даты. Кроме
того, даты используются для построения блоков, содержащих сведения о персонажах
произведения. Впрочем, многие даты у В.В. Набокова функционируют на всех
перекрестных уровнях.
Процитируем текст:
«Двенадцать, тринадцать,
четырнадцать... (Это воспоминание героя о том, когда он впервые начал
работать).
Процитируем текст:
«Она, дочь директора
тюрьмы, Эммочка уживчиво себя называла и ответила, что ей двенадцать»
10. Тема: «Взаимодействие
компонентов» текста (функции каждого компонента)
Вывод делается учащимися.
Проявление эстетической
функции языка можно усмотреть и в совершенстве языковой формы, в гармонии содержания
и формы, в ясности, четкости, лаконизме, изяществе, простоте, строгости
словесного выражения.
Главное, что эстетическую
функцию языка от его «прагматических» функций (общения, сообщения, воздействия)
- это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или
иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое
позволяет на самом языке ощущать прекрасное.
Если «практические»
функции языка требуют работы над словом с целью как можно более точного, ясного
и общедоступного обращения информации, то эстетическая функция языка требует,
кроме того, работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в
самом слове. В этом заключается сущность эстетической функции языка.
III Обобщение.
Учитель говорит о том,
что необходимо понимать и разбираться во всех разделах русского языка, иначе
невозможно правильно проанализировать текст.
Учитель подводит итоги:
говорит о том, что удалось, что не получилось в выступлениях учеников,
выставляет оценки.
IV. Домашнее задание:
а) Из любого другого
произведения В. Набокова выбрать отрывок и проанализировать его по
вышеуказанному образцу.
б) Определить по тексту,
кому из герое принадлежат цитаты, разобранные на сегодняшнем уроке.
V. Прощание с классом.
До свидания ребята,
спасибо за урок!
|