рефераты рефераты
Главная страница > Учебное пособие: План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему: "Лингвистический анализ текста"  
Учебное пособие: План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему: "Лингвистический анализ текста"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Учебное пособие: План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему: "Лингвистический анализ текста"

а)   цели высказывания на повествовательные, вопросительные, побудительные;

б)  могут быть - восклицательные и невосклицательные;

в)   по количеству грамматических основ на простые и сложные;

по количеству главных членов в грамматической основе на двухсоставные и односоставные;

г)   по наличию (или отсутствию второстепенных членов на распространенное нераспространенное;

е) по наличию или отсутствию осложняющих членов на осложненное и неосложненное.

Среди сложных предложений есть как сложносочененные (ССП), так и сложноподчиненные (СПП).

Редко встречаются односоставные безличные предложения, которые передают состояние природы.

Процитируем текст:

«Стемнело».

Союз служит для связи членов предложения или целых предложений. Например, в данных предложениях союз но связывает два простых предложения в одно сложное, а союз и связывает однородные члены предложения.

Процитируем текст:

«Цинциннат не спал, не спал, не спал, - нет, спал, но со стоном опять выкарабкался, - и вот опять не спал...»

5. Тема «Использование разных по целей высказывания и эмоциональной окраски предложений».

В тексте данного романа широко используются предложения с разными знаками препинания, что указывает на глубокий эмоциональный фон произведения.

6.   Тема «Использование средств художественной выразительности».

Учащиеся самостоятельно готовились по разным словарям и «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах средней школы».

Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основании какой-либо аналогии, сходства, сравнения.

Процитируем текст:

«Над качающейся у пристани лоханью поднимается ничем не виноватый, веселый, заманчивый пар».

Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном смысле.

7.   Тема: «Стилистически окрашенная лексика» (просторечие, разговорные слова, книжные).

Просторечие - слова и грамматические формы массовой городской разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого и т.п. оттенка. Может содержать диалектизмы, жаргонизмы.

Процитируем текст:

«Роковой мужик еще не приехал?»

Разговорные слова - слова, свойственные устной, разговорной речи, служат характеристикой явлений в кругу тех или иных бытовых отношений; оно не выходит из норм литературного словоупотребления, но сообщает речи известную непринужденность.

Процитируем текст:

«Жонка - то вчера приходила».

Книжные слова - слова, характерные для письменного, книжного изложения; часто эти слова особенно иноязычные по происхождению, являются синонимами к словам нейтральной лексики.

Процитируем текст:

«Наконец немало времени уделялось музыке вод...» (книжное, т.е. мелодия звучания вод)

8.   Тема «Особенности языка автора»

Неологизмы - новое слово или отражение, а также новое значение старого слова.

Процитируем текст:

«Работая лапами, спустился на нитке пауке потолка, - официальный друг заключенных».

Ключевые слова- слова, служащие основой для понимания и восприятия художественного текста. Такие слова заложены уже, в самом названии романа: «Приглашение на казнь». Причем, казнь становится театральным спектаклем, дико звучит текст афиши, приглашающей на казнь, - «Талоны циркового абонемента действительны».

9.   Тема «Роль аллюзий, цитат».

Цитата - точная, буквальная выдержка из какого - либо текста.

Процитируем текст:

«Как сумасшедший мнит себя Богом. Так мы считаем себя смертными».

В чем смысл этой цитаты, ее значение? (Учащиеся высказывают свое мнение)

В качестве интеллектуальных намеков в контексте у В.В. Набокова выступают даты. Кроме того, даты используются для построения блоков, содержащих сведения о персонажах произведения. Впрочем, многие даты у В.В. Набокова функционируют на всех перекрестных уровнях.

Процитируем текст:

«Двенадцать, тринадцать, четырнадцать... (Это воспоминание героя о том, когда он впервые начал работать).

Процитируем текст:

«Она, дочь директора тюрьмы, Эммочка уживчиво себя называла и ответила, что ей двенадцать»

10. Тема: «Взаимодействие компонентов» текста (функции каждого компонента)

Вывод делается учащимися.

Проявление эстетической функции языка можно усмотреть и в совершенстве языковой формы, в гармонии содержания и формы, в ясности, четкости, лаконизме, изяществе, простоте, строгости словесного выражения.

Главное, что эстетическую функцию языка от его «прагматических» функций (общения, сообщения, воздействия) - это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет на самом языке ощущать прекрасное.

Если «практические» функции языка требуют работы над словом с целью как можно более точного, ясного и общедоступного обращения информации, то эстетическая функция языка требует, кроме того, работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове. В этом заключается сущность эстетической функции языка.

III Обобщение.

Учитель говорит о том, что необходимо понимать и разбираться во всех разделах русского языка, иначе невозможно правильно проанализировать текст.

Учитель подводит итоги: говорит о том, что удалось, что не получилось в выступлениях учеников, выставляет оценки.

IV. Домашнее задание:

а) Из любого другого произведения В. Набокова выбрать отрывок и проанализировать его по вышеуказанному образцу.

б) Определить по тексту, кому из герое принадлежат цитаты, разобранные на сегодняшнем уроке.

V. Прощание с классом.

До свидания ребята, спасибо за урок!


Страницы: 1, 2

рефераты
Новости