Статья: Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
Статья: Проблемы патриотического воспитания современной молодежи
Проблемы
патриотического воспитания современной молодежи
За последнее время в
российском обществе значительно усилились националистические настроения. В
молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение
к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела»
преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной
среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких
условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение,
представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными
гражданами нашей страны.
В настоящее время в
большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и
религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные
основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:
христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика
уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической
личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и
удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной
психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным
интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [6, т.2, с. 543].
Многие ученые отмечают,
что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и
ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь,
распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур
(готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы,
агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [6, т.2, с.
543].
Отсюда одним из острых
вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть
патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает
как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического
образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной
принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в
современном мире.
Понимание патриотизма
имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у
Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более
разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в
трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.
Идея
патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага
уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия
Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования
единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и
становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим
направлением в деятельности государственных и общественных институтов [1, с.
10].
Многие мыслители и
педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного
становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так,
например, К.Д. Ушинский считал,
что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим
педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без
любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и
родовыми наклонностями» [8, т. 2, с. 160].
И.А.
Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа.
Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за
порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной,
предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою
силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного
быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося,
испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос
совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного
смысла» [4, с. 218].
В толковом словаре В.И.
Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его,
отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, т. 3, с.
24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему
Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В
Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение
патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С
этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется
его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих
обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель
патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [5, с. 185].
Патриотизм
– это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в
народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в
своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение
Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным
чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству,
преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности
его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных
веками борьбы за свободу и независимость родины.
Патриотизм
является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне
общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и
государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая
формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой
конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается
как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и
улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных
элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение
личности к Отечеству, к Родине, к народу.
А.Н.
Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против
чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек.
Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [1, с. 48-49]. Отсюда, по
мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный
социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью
является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого
человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена
занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех
важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике,
экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России,
неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он
всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа,
как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].
Истинный патриотизм по
своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и
странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой
межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных
отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом
единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое
включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней
любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной
связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами
укреплять могущество и независимость» [9].
Таким образом,
патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек
родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об
интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее
чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление
гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные,
экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное
отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и
традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества
и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е.
истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого
комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются
духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в
единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности,
осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Основными
функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются:
«сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства
патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности
жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты
государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации
личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в
пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного
коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и
экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в
жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации
российского общества» [1, с. 46-47].
Страницы: 1, 2 |