Сочинение: Связь литературы и музыки
Сочинение: Связь литературы и музыки
Связь литературы и музыки
Роман И.В. Гете и опера Ж. Массне
"Страдания молодого Вертера"
Весной 1774,
за четыре недели, Гете пишет "Страдания юного Вертера", первое
значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гете продолжал
традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во
второй половине 18 века.
В "Вертере"
ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в "Вертере"
описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной
бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет две литературные
традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию
иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие "внутреннего
человека", его духовное развитие, трагедия его любви и смерти,
разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка.
Роман Гете
стал своего рода откровением. Главной темой "Вертера" является любовь
во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к
литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого
человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою
индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной
индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к
самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира,
ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе.
Опубликованный
в конце лета 1774 "Вертер" имел феноменальный успех в Германии и за
ее пределами. Роман сразу же был переведен на многие европейские языки.


Летом 1882 г.
Жюль Массне побывал в Германии. В Вецларе он посетил дом, где за 100 лет до
того Гете создавал свой знаменитый роман "страдания молодого Вертера",
ставший эпохой в мировой литературе. Композитор перечитал его во французском
переводе, был тронут до слез и решил написать оперу. Однако сочинять музыку "Вертера"
принялся лишь весной 1885г.
В либретто,
написанном тремя авторами - Э. Бло (1836 - 1906), П. Миллие и Ж. Гартманом,
литературный первоисточник был заметно изменен. "Страдания молодого
Вертера" - ярчайший образец эпистолярного жанра. Лишь последние дни жизни
своего героя автор описывает в стилизованном, нарочито сухом и деловитом
обращении издателя к читателю. Для воплощения на сцене пришлось перевести
письма в диалогическую форму, а личные, почти дневниковые по характеру записи
от имени героя превратить в объективные картины. Появились некоторые второстепенные
персонажи, которые у Гете либо отсутствовали, либо минимально привлекали
внимание автора писем, а в спектакле призваны создать живой бытовой фон. Вместе
с тем, содержание оперы оказалось ограниченным исключительно историей
несчастной любви Вертера: за рамками остались как социально-историческая
проблематика романа, так и параллельная любовная история работника и фермерши,
трагедия которых предсказывает трагическое завершение истории Вертера.
Массне
закончил оперу зимой 1886 г. Следующей весной композитор показал ее в парижском
театре Комической оперы, но дирекция, ожидавшая новую "Манон", "Вертера"
по существу отвергла. Последовавший вскоре пожар в здании театра вообще снял
вопрос о его постановке. Премьера состоялась 16 февраля 1892 г. в Вене.
|