Сочинение: Работа над анализом эпизода художественного произведения на уроках литературы в старших классах
Всё это можно показать
учащимся при знакомстве с особенностями чеховской манеры работы с деталью. В
его пейзажах можно найти обширный круг деталей, выходящих за пределы собственно
пейзажа и вступающих в психологическую сферу. Явления природы одушевлены – черта,
пронизывающая всю художественную литературу. Новизна же чеховских описаний
природы прежде всего в том, что он избегает приподнятости, размаха,
«масштабности». У Чехова описания природы величественно редки. Им не
свойственна красивость. Ему нравились описания природы у Тургенева. Но, считал
Чехов, «чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно
что-то другое». Он стремился уйти од однообразного прямого, непосредственного
описания событий, явлений, приёмов, характеров и разрабатывал приёмы выражения
их сути через типичные впечатляющие детали. А. С. Лазарев (Грузинский) в одном
из своих писем писал: «Чехов – большой мастер слога и сравнений… Он говорит:
«Плохо будет, если, описывая лунную ночь, вы напишите: с неба светила (сияла)
луна; с неба кротко лился лунный свет… и т. д. Плохо, плохо! Но скажите вы, что
от предметов легли чёрные редкие тени или что-нибудь тому подобное – дело
выиграет в сто раз». Чеховская пейзажная деталь более приближена к зрителю и к
обычному течению жизни. Она настроена в унисон будням, и это придаёт ей новый,
необычно индивидуализированный колорит. «Полоса света, подкравшись сзади,
шмыгнула через бричку и лошадей». «Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно
больная». «Как будто кто-то чиркнул по небу спичкой», «кто-то прошёлся по
железной крыше», «мягко картавя, журчал ручеёк…». «Зелёный сад, ещё влажный от
росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым». «На чистом, звёздном небе
бежали только два облака…, они, одинокие, точно мать с дитятею, бежали друг за
дружкой».
Пейзаж может даваться
через восприятие персонажа по ходу его передвижения. Так, например, происходит
в чеховском рассказе «Степь».
Автор глазами ребёнка
показывает мелькающий пейзаж. Егорушка покидает дорогие ему знакомые места, не
понимает, куда и зачем он едет, чувствует себя в высшей степени несчастным
человеком, и ему хочется плакать. Безличное предложение «как душно и уныло!»
передаёт и безрадостную картину природы под палящими солнечными лучами, и
душевное состояние мальчика, обманутого «мамашей» и родной сестрой, «любившей
образованных людей и благородное общество». Нельзя не ощутить щемящее чувство
одиночества, охватившее Егорушку, увидевшего на холме «одинокий тополь; кто его
посадил и зачем он здесь – бог его знает». Мысли ребёнка передаются несобственно
– прямой речью: «Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи… а
главное – всю жизнь один, один».
Чеховский рассказ «Степь»
- яркий пример психологического пейзажа, исключающего описание ради описания,
это образец знания писателем тайн детской души.
Описание пейзажа может
выполнять ещё более сложную функцию. Оно может объяснить многое в характере
героя.
К примеру, эпизод «Сон
Обломова» из романа И. А. Гончарова «Обломов». Роль сна, который является ядром
произведения, чрезвычайно велика. Именно, после прочтения девятой главы мы
начинаем понимать истоки «обломовщины» и … любить главного героя. Интересно,
что в лице Обломова японцы увидели типичный русский национальный характер. Ещё
важнее то, что Обломов в более широком смысле представляет собой один из
общечеловеческих типов, и именно это вызвало в японских кругах сочувствие.
И. Гончаров нашёл «верный
тон» для изображения Обломова, которого показал и в которого верит читатель, и
не нашёл «верного тона» для Штольца, о котором рассказал и в которого читатель
верит. Но, к слову сказать, школьникам зачастую очень нравится деловой Штольц,
и именно он становится для них чуть не героем нашего времени.
И если преподаватель не
сумеет на уроках раскрыть национальную (и общечеловеческую) ценность образа
Обломова, а не только «обломовщину», то победит схема Штольц.
Иногда эпизод является
ключом к образу главного героя. (так, например «Сон Обломова» в романе И. А.
Гончарова «Обломов». Остановлюсь только на ключевых словах данного эпизода:
«спокойствие», «покой», «тишина», «тихо», «сонно», «сон», «смерть». Принцип
психологического параллелизма в эпизоде проявляется в уподоблении жизни природы
жизни человека.
Итак, какие компоненты
композиции как интерьер и пейзаж показывают, насколько увлекательной может быть
работа над эпизодом.
Традиционная
заключительная часть сочинения – рассуждения предполагает повторение основного
тезиса или вывод о конкретной роли эпизода, его содержательной функции,
художественном своеобразии.
Анализ эпизода занимает
важное место в изучении эпических, лироэпических и драматических произведений в
школе. Учитывая перегруженность программ, учитель литературы во многом озабочен
отбором ключевых, опорных эпизодов, анализ которых должен дать учащимся
целостное представление о произведении. Этот же принцип лежит и в основе
методики преподавания объёмных произведений. И если стоит задача подготовить
выпускника к написанию сочинения-анализа эпизода, важно, чтобы в течение семи
лет изучения литературы в V – XI классах и вопросы аналитической
беседы, и задания для самостоятельной работы не носили случайный характер, а
были нацелены и на усвоение учащимися в перспективе методики анализа эпизода,
основанной на выявлении соотнесённости эпизода с другими, содержательной его
функции (функций) и художественного своеобразия.
Литература
1.
Литературный
энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.:
Советская энциклопедия, 1987 г.
2.
Хрестоматия по
литературной критике для школьников и абитуриентов / Составление, комментарии
Л. А. Сугай. М.: Рипол-Классик, 2000 г.
3.
Горшков А. И.
Русская словесность: от слова к словесности. Учебное пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997 г.
4.
Добин Е.
Искусство детали. М.: Советский писатель, 1981 г.
5.
В. Г. Маранцман
Труд читателя. М.: Просвещение, 1986 г.
Приложение
Анализ эпизода
«Знакомство Раскольникова с Мармеладовым в распивочной» (роман Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание»)
При работе над этим
эпизодом напоминаю учащимся, что роман Достоевского «Преступление и наказание»
пронизан христианскими идеями, что находит выражение в особенностях композиции:
в ней преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена
«потребность Христа». Действие часто строится на воспоминаниях, которые
возникают отдельными, очень яркими вспышками и выливаются в монологи-исповеди.
Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в
действие, что позволяет Достоевскому развернуть образ и вести его лейтмотив по
всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порою очень неясны,
вследствие чего они даже сами не знают, что сделают в следующий момент. В своих
признаниях они, конечно, страстно стремятся объяснить и понять самих себя. И
автору очень важно разобраться в духовности своих героев, в причинах их
поступков, в том, способны ли они к возрождению. Эпизод «Знакомство…» имеет эти
же композиционные и поэтические особенности.
Итак, эпизод
«Знакомство…» является первым звеном, ведущим к убийству. Это первое
направление анализа. Следующее направление анализа; композиционные особенности
эпизода.
|