Сочинение: Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"
Сочинение: Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"
Психологизм драмы А. Н. Островского
"Бесприданница"
Лучшей
психологической драмой А. Н. Островского по праву считается
"Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в
известной мере это справедливо.
"Гроза"
— главное произведение дореформенной драматургии Островского,
"Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного
творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих
перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к
трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль
играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.
Но
различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству
художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы".
"Бесприданница" — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом
влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из
народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то
Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней
народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от
стыда, чести, совести.
В
отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость,
стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее
богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама
житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют
над ней власть, влияют на ее понимание людей. Мотив торговли, проходящий через
всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису,
охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор.
И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и
бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о
смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса,
Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел".
И
Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем
авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из
действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней
участвующих. Сложность характеров героев — будь то противоречивость их
внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внут- ренней сущности героя
и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы
Островского. Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура,
бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой
стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его
истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Что такое
"жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного
нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что
продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с
золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме
Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед
— это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница
заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.
Глубоко
значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.
Таким образом, средством психологических характеристик у Островского
оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их,
но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не
изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается
перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает
правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень
дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил
житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте
своей натуры. Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское
пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы
показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с
безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех
прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого
чувства — безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее
от унизительной жизни содержанки.
Редкий
художественный эффект этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении
разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем
острее суд зрителя. Драма "Бесприданница" стала вершиной творчества
Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком
художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой
пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные
человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового
театра.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
|