Курсовая работа: Юмор и сатира 20-х годов
В «Золотом теленке» повторяется сюжетно-композиционная схема «12
стульев» с тем же центральным героем, с аналогичной сквозной темой и панорамным
накоплением сатирических типов и зарисовок. Только прежде Остап Бендер
включался в погоню за сокровищем случайно, теперь он сам обосновывает стратегию
поиска. А сокровище, которого он добивается, уже богатство новое, имеющее
совсем другой социальный, юридический и политический статус, нежели бриллианты
мадам Петуховой. Тема денег в «Золотом теленке» обретает глубокий
концептуальный смысл. Идея Остапа («раз в стране бродят денежные знаки, то
должны быть люди, у которых их много») и его стартовая цель (полмиллиона – колоссальная
по мерке рядового трудящегося человека сумма) с самого начала переводят тему «денег»
из области мелких плутней и розовых грез обывателя в сферу государственных и социальных
отношений и идей. Развернутая Остапом обложная охота на советского «подпольного
миллионера» исходит из презумпции абсолютной юридической беззащитности
последнего. Более того, обнаруживать таких лиц и реквизировать их нелегальные
богатства – прямая обязанность государственных правоохранительных органов.
Остап Бендер вступает как бы в негласное соревнование с государством, выполняя
за него эту работу. Он не борется ни с государственной идеологией, ни с его
институтами, он просто отчуждает их от себя. Остап Бендер одерживает победу
предельным напряжением сил и способностей, которое настолько укрупняет
потенциальное достоинство личности героя, что трагически высвечивает в нем
черты деятеля исторического масштаба. Соответственно меняется и основная
сатирическая тональность произведения. В романе выявляется устрашающая тенденция
перерождения изначально высоких слов, лозунгов, идей и идеалов в наглый или
бессмысленный идиотизм абсурда. Роман тем самым и проблемно, и стилистически
подключается к магистральной линии русской классической сатиры гоголевского,
щедринского типа. Финальный крах бендеровского идеала денег как моральной ценности,
замещаемой в сознании молодого поколения ценностным идеалам труда, и затем заурядно
пошлое ограбление Бендера-миллионера первыми же встречными блюстителями порядка
по ту сторону границы – все это ставит роман в ряд вершинных явлений русской
литературной классики.[13]
Заключение
М. Зощенко и творческий дуэт Ильфа и Петрова являются
ярчайшими представителями русской сатирики ХХ века.
Благодаря мастерству «братьев» И. Ильфа и Е. Петрова,
перед нами предстает целая цепочка чрезвычайно колоритных и легко узнаваемых персонажей
– мещан-обывателей.
В рассказах М. Зощенко хам постоянно безобразничает в коммунальной
квартире, в трамвае, в учреждении, но на вопрос, откуда взялись его повадки, куда
уходят корни его представления о мире, более глубоко отвечает другой
замечательный писатель той поры.
Сатира – это способ изобличения всего, что не соответствует эстетическим
идеалам, насмешка над тем, что мешает их осуществлению. Сущность сатиры заключается
в отрицании осмеиваемого явления и противопоставлении ему идеала.
Объект юмора – те явления жизни, которые не вступают в противоречие
с идеалом. Хоть они и заслуживают критики, но при этом сохраняют свою
привлекательность. Юмор стремится совершенствовать, избавлять от недостатков,
помогая раскрываться всему общественно значимому.
Как известно, в каждой шутке есть доля правды. Правду многие недолюбливают,
хоть и уважают. Шутку, напротив, любят все, хотя особого уважения к ней не
питают. В юмористической литературе больше шутки, в сатирической – правды.
Список литературы
Бочаров С.Г. Сюжеты
русской литературы. – М., 1999. – с. 570.
Гуревич А.Я. Мировая
культура и современность // Иностранная литература, 1976. – №1. – с. 214.
Литературный
энциклопедический словарь. – М., 1987.
Ершов Л.
Михаил Зощенко // Зощенко М. Избранное. Т. 1 – М., 1978. – С. 5 – 38.
[1] Русские писатели ХХ века:
Биографический словарь. Т.1. М., 2006. – С. 564
[2] Ершов Л. Михаил Зощенко //
Зощенко М. Избранное. Т. 1 - М., 1978. – С. 5
[3] Бочаров С.Г. Сюжеты
русской литературы. - М., 1999. – С. 23
[4] Русские писатели ХХ века:
Биографический словарь. Т.1. М., 2006. – С. 567
[5] Бочаров С.Г. Сюжеты
русской литературы. - М., 1999. - с. 35
[6] Ершов Л. Михаил Зощенко //
Зощенко М. Избранное. Т. 1 - М., 1978. – С. 15
[7] Русские писатели ХХ
века:Биографический словарь. Т.1. М., 2006. – С. 567
[8] Ершов Л. Михаил Зощенко//
Зощенко М. Избранное. Т. 1 - М., 1978. – С. 31
[9] Литературный
энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 123
[10] Русские писатели ХХ
века: Биографический словарь. Т.1. М., 2006. – С. 568
[11] Гуревич А.Я. Мировая
культура и современность // Иностранная литература, 1976. - №1. - с. 214
[12] Русские писатели ХХ
века: Биографический словарь. Т.1. М., 2006. – С. 568
[13] Литературный
энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 125
|