Курсовая работа: Языки древних цивилизаций
Общеславянский (праславянский) язык состоял из
близкородственных диалектов и диалектных зон, расположенных южнее реки
Принять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и
севернее славян обитали балтийцы, восточное и севернее финно-угорские
племена, на юге – иранские.
Общеславянский язык существовал много столетий: со
второй половины I тысячелетия до н. э. до VI–VII вв. н. э. Индоевропейское
наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение
поддерживало общие черты. Но вот в VI–VII вв. славянские племена расселились на
огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на востоке
до Эльбы на западе.
Расселение славян по огромной территории привело к
образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением
общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением
новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Например,
имя Карла Великого (франкского короля, с 800 г.– императора) как титул получает
различное фонетическое оформление в славянских языках: др.-луж. krol, польск. krol, словац. kral, чеш. kral,
словен kralj, сербскохорв. краль, болг. крал,
др.-русск. король, русск. король, укр. король, бел; кароль.
Типичными особенностями являются структура открытого слога, присущая славянским
языкам, и полногласие восточнославянских языков.
Расселение славян на Балканах привело в итоге к
образованию южнославянских языков (болгарского, македонского, сербского,
словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют
исконные общие особенности. Общие особенности языкового союза возникают
вследствие длительного контакта языков.
Балканский языковой союз охватывает индоевропейские
языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,– албанский, болгарский,
македонский, новогреческий, румынский (последний сложился на основе народной
латыни, на которой говорили колонисты в Дакии и на Балканском полуострове).
Грамматическими особенностями балканского языкового союза являются:
постпозитивный артикль, образование будущего времени с помощью вспомогательного
глагола хотеть, замена ва аналитической формой, аналитизм в склонении
тельных.
Примеры артикля: рум. omul
–человек (из homo
ille), fratele - брат (из frater ille); болг. човекът – человек, момъците
- парни, момата – девушка, момчета – мальчик, момичето - девочка.
Примеры будущего времени: рум. voi cinta или cinta voi – буду петь
{voi из voiu < voleo–хочу); болг. ш,е пея - буду петь, ще пеешь – будешь петь (частица ще
есть застывшая форма 3-го л. ед. ч. глагола ща – хотеть).
Не только история индоевропейских языков, но и история
других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило
поэтапно и тесно связано с историей народов – носителей этих языков.
Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп
языков – важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой
речи.
2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ
Важным этапом в развитии форм существования языка
является образование языков народностей, а затем и наций. В Европе этот процесс
начался с IX-X вв. и продолжается до сих пор. В этот период
происходит как образование новых родственных языков (например, французского,
английского русского, украинского и белорусского), так и использование уже
существующего языка как языка новой народности или нации.
2.1. Образование народностей и их языков в прошлом
Народности, их языки, наречия и диалекты возникают на
развалинах рабовладельческих империй и раннефеодальных государств. Люди
объединяются не по родственным связям, а по проживанию на одной территории,
когда, по словам Ф. Энгельса, «не народ подвергался делению, а территория» и на
месте племенных союзов «создано было новое, действительно государственное
устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях».
Народностями рабовладельческого общества были древнеегипетская и
древнеэллинская.
В эпоху феодализма в Европе образуются французская,
польская, древнерусская и другие народности, говорящие в основном на
индоевропейских языках. Рассмотрим два примера.
Территория Франции к концу I тысячелетия до н. э. была
заселена кельтскими племенами. В 58–51 гг. до н. э. Юлий Цезарь завоевал Галлию
(так называлась тогда эта страна) и включил ее в состав Римского государства;
римская администрация и школы способствовали тому, что повсеместное
распространение, особенно на юге, получил латинский язык – в форме народной
латыни. В конце V в. н. э. Галлия была завоевана западногерманскими племенами
– салическими франками. Постепенно и особенно после отделения в 843 г. Французского
королевства франки сливаются с местным галло-римским населением, передав стране
свое имя.
К Х в. во Франции сложились два наречия старофранцузского
языка – северное (нормандский, пикардский и другие диалекты) и провансальское
(гасконский, лангедокский и другие диалекты); создавался французский
героический эпос (в том числе «Песнь о Роланде»), деловые памятники. Однако
вплоть до XV в. французский язык не получает повсеместного распространения,
оставаясь центральным диалектом – Иль-де-Франс; в провинциях, особенно в
Провансе и Лотарингии, говорят на своих языках.
В XVI в. завершается объединение Франции, возникает
абсолютная монархия, создается литература французского Возрождения (Ф. Рабле,
М. Монтень, П. Ронсар). Французская академия выпускает в 1694 г. словарь,
разрабатываются правила французского языка, которые получают повсеместное
распространение. В основе французского языка лежит народная латынь, которая
претерпела значительные изменения со времени ее возникновения и образования.
Она была усовершенствована в ходе исторического развития.
Древнерусская народность возникла на базе объединения
восточнославянских племен. В 882 г. новгородский князь Олег овладел Киевом и
сделал его столицей Киевской Руси – государства полян, кривичей и словен;
постепенно киевским князьям были подчинены деревляне, северяне и радимичи,
уличи и тиверцы, а затем на северо-востоке – вятичи, на юго-западе – волыняне
(дулебы) и белые хорваты. Киевская Русь создала государственность и культуру,
способствовала превращению восточнославянских племен в единый народ –
древнерусскую (восточнославянскую) народность со своим языком.
Народность как историческая общность людей
предполагает общность территории, культуры и языка. Общая территория создавала
условия совместной жизни людей разных племен. Вырабаются общая культура и общий
язык. Однако наряду с общим государством и общим языком для феодализма
характерно развитие феодальных земель и территориальных диалектов – местных
говоров. Они продолжают старые племенные различия, заменяя их местными. Так, в
русских летописях вместо словене пишется новгородцы, вместо вятичи
пишется рязанцы и т. п. Вместе с тем возникают новые местные отличия в
языке. Однако местные диалекты и местные говоры не тождественны друг другу ни
по своим языковым характеристикам, ни по общественной функции.
Древнерусский (восточнославянский) язык имел
диалектные особенности, унаследованные от праславянской эпохи и от времени
раздельной жизни восточнославянских племен. С падением Киева как стольного
града и развитием феодальных отношений возникают диалектные различия. Например,
старые новгородские памятники письменности обнаруживают большое но диалектных
слов: посадникъ – наместник, огнища -княжеский муж, рагоза
- ссора, буса - судно, вплога – похлебка, волмина -- ивовый
кустарник, бервь – плот.
Судьба местных диалектов и наречий, возникших в
феодальный и раннекапиталистический период, была различной. С одной стороны
они, видоизменяясь, сохранились как диалекты данного языка, что было уже
отмечено на примере немецкого и русского языков. Язык междиалектного общения
экономического и политического центра, диалект окружающих его окрестностей
выступает как база языка народности. В основе латинского языка лежит диалект
Рима, а итальянского - флорентийский диалект, в основе грузинского языка –
картлийский диалект восточной Грузии, в основе татарского – казанский диалект.
С другой стороны, местные диалекты, обслуживая народные массы, легли в основу
разных языков.
Так произошло,
например, с некоторыми диалектами древнерусского языка. Современные
восточнославянские языки, конечно, не являются прямым и непосредственным
продолжением языков племен и феодальных земель; однако несомненно, что
древнейшие общие и диалектные черты, как и особенности, возникшие и получившие
распространение в XIV–XV вв., были сохранены в разной степени в трех
восточнославянских языках.
Русская (великорусская) народность возникала на землях
Северо-Восточной Руси в связи с образованием и укреплением Московского
государства. Будучи севернорусскими по своей основе, среднерусские говоры
Москвы и прилегающих к ней окрестностей восприняли ряд южнорусских
особенностей. Среднерусские говоры стали основой народно-разговорного языка
великорусской народности, который не совпадает ни с одним из диалектов и не
находит своего полного закрепления ни в деловом письменном языке, ни в
книжно-славянском.
Формирование украинской народности началось на
территории Юго-Западной Руси – прежде всего в Киевщине, Переяславщине
(Полтавщине) и Черниговщине. Украинский литературный язык, как и русский,
унаследовал традиции письменного языка Древней Руси, так что в конце XVI –
начале XVII в. на Украине употреблялись славяно-русский язык и «проста мова» –
собственно украинский книжный язык. «Проста мова» возникла в результате
взаимодействия древнерусского литературно-письменного языка и живой украинской
разговорной речи; первоначально она употреблялась в деловых и полемических
произведениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |