Курсовая работа: Тема войны в немецкой литературе
Этот
обличительный пафос с особенной силой проявился в следующем романе Келлермана —
«Девятое ноября» (1920).
Название
романа говорит о знаменательном для немецкого народа дне — дне начала революции
в Германии. Революционный взрыв 1918 г. был вызван чудовищными лишениями и
притеснениями, которые принесла немецкому народу война.
Непримиримость
и страстность Келлермана проявились здесь в обличении войны и милитаризма. В
предисловии к новому изданию «Девятого ноября» в 1946г. Келлерман писал, что
желание «во весь рост показать кровавый призрак милитаризма...» было главной
его целью. Это намерение отражено особенно ярко в образе генерала фон
Гехт-Бабенберга. Кастовые и националистические предрассудки, консерватизм и
спесь заклеймены писателем в этом образе. Главной чертой генерала Бабенберга
является глубокое презрение к людям, ко всем, кто не носит, как он,
генеральского мундира. Его идеалы, его понимание долга, все его знания сводятся
к одному — к убийству, грабежу, захвату. Он мечтает о снарядах, рвущихся над
Парижем, о столицах, превращенных в щебень, и, конечно, о лаврах, увенчивающих
победителей. Жизнь человека — ничто для генерала. Этот бездарный немецкий вояка
и его противник, французский генерал, превратили высоту Четырех ветров, лишенную
всякого стратегического значения, в двенадцатиярусное кладбище, где остались
навсегда тысячи немецких и французских юношей. «Кровавый Гехт» прозвали
генерала его солдаты, и образ «кровавого Гехта» превращается действительно в
призрак милитаризма.
В романе
«Девятое ноября» создается широкая обличительная картина жизни Берлина в
последний год мировой войны. Голод, страдания калек и горе людей, потерявших
близких, рисует писатель. Смерть молодой девушки от истощения в вагоне метро,
детские гробики, бросаемые в общую яму, гибель искалеченного на фронте обойщика
Генлейна, убившего себя и своих близких из страха голодной смерти,— таковы
мрачные картины, набросанные Келлерманом.
1933 год
— год прихода гитлеровцев к власти — был трагическим годом для Келлермана, как
и для большинства его соотечественников. Келлерман не эмигрировал из Германии,
но жизнь его в фашистской Германии была жизнью внутреннего эмигранта. Он не
пошел на сделку с фашистами и отказался сотрудничать с ними. На писателя
обрушились репрессии. Он был исключен из Академии искусств. Его антивоенный
роман «Девятое ноября» был запрещен и публично сожжен вместе с другими
произведениями прогрессивной литературы. За 12 лет фашистской диктатуры
Келлерман написал немного. Так, в эти годы были написаны романы «Песня дружбы»
(1935) и «Голубая лента» (1938). Интересно, что в них действие происходит или
еще до первой мировой войны («Голубая лента»), или тотчас после нее («Песня
дружбы»). Не имея возможности сказать правду о современной действительности, Келлерман
обращается к прошлому. Идейная направленность романов «Песня дружбы» и «Голубая
лента» свидетельствуют о том, что писатель сохранил верность своим
гуманистическим идеалам.
Но
открыто выразить свое отношение к фашизму, создать правдивую картину жизни
Германии Келлерман смог только после разгрома гитлеризма. Он пишет статьи о
созидательных задачах, которые стоят перед немецким народом (сборник «Что мы должны
делать?», 1945). Он принимает активное участие в борьбе за мир, против
милитаризации Западной Германии. Келлерман был основателем и первым президентом
Общества германо-советской дружбы. Несколько раз Келлерман приезжал в Советский
Союз, и результатом одной из таких поездок явилась книга, написанная им
совместно с его женою Эллен Келлерман, «Мы прибыли из Советской России» (1948).
Обновленная родина писателя высоко оценила его заслуги. Он вновь был избран
членом Немецкой академии искусств. В 1949 г. Келлерману была присуждена Национальная
премия[4].
Основным содержанием
последнего романа Келлермана — «Пляска смерти» — является обличение фашизма.
Ценность книги повышается оттого, что Келлерман непосредственно наблюдал жизнь
Германии под властью нацизма. Картина жизни фашистской Германии, созданная в романе
«Пляска смерти», отличается особой достоверностью, она дана глазами очевидца.
Но, конечно, «приближенность» писателя к изображаемой им действительности имела
и свои слабые стороны. Келлерман всегда был далек от борьбы рабочего класса и его
партии.
В годы
господства фашизма подозреваемый и находящийся в молчаливой оппозиции писатель
был еще более изолирован от борьбы народа. Поэтому фашизм часто представляется
героям Келлермана стихийной катастрофой, трагичной в своей необъяснимости,
некой «болезнью народной души». Но пламенный протест против варварской
антигуманистической сущности фашизма пронизывает всю книгу.
Келлерман
с большим мастерством сумел показать, как вторгается в быт обычного немецкого
города фашистское безумие, как произвол и насилие становятся нормой жизни. Без
указания причин увольняются служащие, не принадлежащие к нацистской партии, и
на их место выдвигаются бездарные и необразованные фашисты. Крикливая
националистическая пропаганда заполняет страницы газет. А затем город
погружается в настоящее средневековое варварство — еврейские погромы, кровавый
разгул эсэсовских банд, кошмары лагеря Биркхольц, об ужасах которого горожане
шепотом рассказывают друг другу.
Келлерман
показывает умственное убожество и моральное одичание фашистов. В образе
гаулейтера Румпфа Келлерман создал тип всевластного нацистского вельможи,
«фюрера» в миниатюре.
Судьбы
интеллигенции всегда особенно волновали Келлермана, этой теме он остался верен
и в своем последнем романе. Рассказывая историю обыкновенного немецкого
интеллигента Франка Фабиона, Келлерман вскрывает механику завоевания фашистами
рядовых горожан Германии. Эта механика совсем не сложна — это древняя политика
кнута и пряника. Келлерман стремится выяснить, на какие именно черты в характере
человека может опереться фашизм. Обличение фашизма переносится здесь в
моральный, психологический план.
Привлекая
Фабиана на свою сторону, фашисты опираются на его трусость, на его
приверженность к материальным благам, на его честолюбие и эгоизм. Продавшись
фашистам за высокий пост и почетное положение в городе, Фабиан теряет все
лучшее, что было в нем. Его возвышение по лестнице чинов и деловых успехов
неизменно сопровождается все более глубоким моральным падением. Фабиан теряет
уважение тех людей, которых он особенно ценил. Он теряет любовь Кристы, чистой
и прекрасной девушки. Фашизм приносит Фабиану только горе, несчастье и
унижения. Гибнет во время бомбардировки младший сын Фабиана, старший пропадает
без вести у Волги. Родной город Фабиана превращается в груду развалин.
«Карьера» Фабиана завершается полным идейным и моральным крахом. Мысль об
ответственности немцев за преступления фашизма венчает собою книгу Келлермана.
Она рассказывает о жестоком уроке, данном историей, и в ней звучит надежда, что
этот урок будет, наконец, воспринят немцами. В этом и состоит актуальное
значение антифашистского романа Келлермана «Пляска смерти». Этот роман является
идейным и художественным итогом творчества Келлермана[5].
Вольфганг
Борхерт родился и рос в Гамбурге; он попал со школьной скамьи в гитлеровскую
армию. За обнаруженные цензурой в его письмах антифашистские замечания он был приговорен
без суда к расстрелу. Исполнение приговора затянулось, его «помиловали» и
послали воевать в штрафном батальоне против Советской России. Там его вновь
арестовали по доносу за распространение антигитлеровских анекдотов. Из
Берлинской тюрьмы весной 1945 г. он был послан с последними резервами на
Западный фронт. Здесь он вскоре попал в плен. В конце 1945 г. безнадежно
больным (это сделали тюрьма, ранения, окопы) он вернулся домой и, зная, что
жить ему осталось недолго, с лихорадочной быстротой отдался творчеству. Он
успел отразить свои страстные и горькие раздумья в антифашистской пьесе,
рассказах, стихотворениях и публицистике. От имени загубленной, искалеченной
немецкой молодежи бросает он обвинение организаторам разбойничьей войны. Борхерт
ненавидит войну за страдания, которые она причинила людям. Его герои — люди
запуганные, робкие, они привыкли, что их окружает равнодушие и жестокость, они не
рассчитывают на сочувствие и внимание. Война лишила их хлеба, крова, семьи.
Борхерта
волнует моральная деградация людей при фашизме: фашизм разорвал семейные связи,
сделал людей замкнутыми, бессердечными. Волей-неволей все немецкие солдаты,
даже зеленые юнцы, которым война принесла только страдания, являются
соучастниками преступлений нацистского рейха. Борхерта возмущает вина «старшего
поколения» по отношению к младшему: ведь это старшие обманули и духовно
растлили молодежь.
Борхерт
не дошел до понимания социальной природы фашизма, как и до призыва к активной
борьбе с его остатками, но все его творчество — это бунт, крик души; он говорит
от имени тех, кто бродит впотьмах и ищет дорогу к правде.
В пьесе
«За дверью» (1947) действуют два вернувшихся Фронтовика: преуспевающий
полковник и бедный унтер Бекман. Полковник благоденствует, он не чувствует за
собой никакой вины. Бекман по возвращении не находит ни семьи, ни работы. Его,
солдата, в отличие от полковника мучат угрызения совести; он чувствует себя
виновным и перед другими солдатами, выполнявшими на войне его приказы, и перед
своими родителями, которые от голода и отчаяния отравились газом. Публика
богатых ночных кабаре не желает слушать горькую правду песен, с какими Бекман
обращается к ней. Бекман еще не дорос до социального протеста, но он уже
задумался над жизнью и несправедливостью. В его полном гнева и горечи сомнении
— зародыш бунта, разрыв с традиционными представлениями:
Где старик,
именуемый богом?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |