Курсовая работа: Студенческая семья и ее проблемы
Однако
приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь
29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования
Серьезные
претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из
опрошенных отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателем,
их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к
учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной
степени дискредитируют вузовское образование. Студентами отмечается
неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность
некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение
к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно
хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки.
Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости
и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется,
можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии
при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний,
нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс
современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.
Примечательно,
что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с
будущими благами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный специалист вправе
рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.
У
семейных студентов мы предполагали выявить типичный для этой категории
студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих,
как нам казалось, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных
студентов. При этом мы исходили из того, что семейное положение побуждает их
более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более
конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах
студентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания
вуза хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов,
комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Предположение,
что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтвердилось.
Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных
студентов обнаружить не удалось. Было получено следующее распределение ответов
на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу опрошенных):
В целом
семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам,
так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь,
несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части
студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимулирующим
учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и
учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении
студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу
посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако существует
некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один
из них - наличие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % замужних
студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за
ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и
мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент
неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по
неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо
налаженный быт.
Совмещение
учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа
организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем
подготовленности к браку.
Интересны
данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах
семей. Однако последняя заметно мешает учебе женщин из семей анархического
типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных
условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «семейная жизнь мешает
учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно».
Среди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего также являются «анархисты». Неорганизованность
семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В
условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества
профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения
учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа (напомним,
что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как
вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из
этих семей учатся без «троек».
На
качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в
научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и
социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с
формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника,
способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и
социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и
сферы деятельности. Для развития этих качеств в вузах республики создана и
функционирует система НИР. Все студенты (особенно дневного отделения) имеют
реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр,
лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий
авторитет и престиж студента, а для семейного студента она может стать и определенным
материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы
и работа студентов оплачивается). Более того, материальная заинтересованность
может стать решающим фактором в вовлечении более широкого круга студентов в научно-исследовательскую
работу. У большинства тех, кто занимается НИР, зафиксированы высокие
показатели в учебе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются
заслуженным уважением и авторитетом среди своих товарищей (46,4 %).
Конечно,
хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под
силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской
работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8 % женщин и
24,1 % мужчин). Наряду с объективными существуют и субъективные причины
неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие
интереса к науке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от
их семейного положения,, остаются вне сферы научно-исследовательской работы
вуза.
В жизни
студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет
развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и
поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций (комитетов
комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки ценностей,
намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования
проблем студенческой молодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в
стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культпоходах и экскурсиях,
28,9 % — в дискуссионных политических клубах и клубах по интересам.
Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в
решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие:
выступают на комсомольских и групповых собраниях по проблемам учебно-воспитательной
работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов,
их труда и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях,
в работе студенческих столовых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руководителей
факультета и преподавателей (11,9.%.)....
Занятость
студенчества общественной работой значительна. У семейных студентов она даже
несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия
в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней
потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходимости, в
силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением
общественных организаций и администрации.
Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький
ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже,
чем отсутствие желания и интересных дел. Конечно, для замужних студенток семья
и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной
работы. Но на отсутствие интересных дел как на причину неучастия в
общественной жизни указывают и студентки, не имеющие детей. Таким образом, не
семья является главной виновницей общественной пассивности студентов, а
закостенелость старых форм, невостребованность обществом сил и энергии
молодого поколения.
Новые
формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных
отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи,
естественной инициативы и коллективной заинтересованности студенчества в
преобразовании нашего общества.
Воспроизвести
социально активного и творчески мыслящего специалиста за пять лет в вузе очень
трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в
вину студенческой семье как некоему искусственному препятствию. Семья и учеба,
как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность
их сосуществования неоспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в
личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные
позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и
учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного
процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов,
деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили
неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных
организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в начале раздела,
совместимы ли учеба и семья, можно ответить следующим образом: успешное
совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто
достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и
целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения
профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |