Курсовая работа: Русская языковая картина концепта "мать"
Курсовая работа: Русская языковая картина концепта "мать"
Содержание
Введение
1. Концепт как основная
единица описания языка
2. Языковое пространство
русского концепта «мать» (на материале этимологических, толковых и др.
словарей)
3. Особенности
семантического пространства концепта «мать»
4. Синтаксические организация
концепта «мать»
5. Социологический опрос
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Настоящее
исследование посвящено комплексному изучению концепта «мать» в его разнородных
структурно- семантических проявлениях в русском языке.
Предметом исследования являются
способы реализации концепта мать в русском языке.
Объектом
настоящего
исследования являются языковые и речевые единицы русского языка, в состав
которых входит концепт «мать».
Материалом
для
настоящей работы послужила оригинальная картотека, собранная методом сплошной
выборки из художественных произведений XIX- XX веков. Картотека насчитывает 184
единицы в 240 употреблениях, что обеспечивает достоверность
полученных выводов.
Цель настоящего исследования -
раскрытие основ концепта мать через описание разнородных в
семантическом плане языковых проявлений, этимологических истоков, этапов
формирования и развития анализируемого концепта мать.
Достижению
поставленной цели способствует реализации частных задач:
1) определить теоретическую
базу исследования;
2) установить семантику и
направление семантического развития названного концепта;
3) выявить особенности
функционирования концепта мать в языковом сознании народа на основе
материала толковых, словообразовательных, синонимических словарей;
4) установить характеристику
концепта «мать» и его отражение в сознании русского народа на основе
социологического опроса сверстников;.
5) провести социологический
опрос.
В
соответствии с характером поставленных задач данное исследование построено в
синхронном плане, что продиктовано выбором фактического материала настоящей работы.
Исследованию подвергнуты 184 языковые единицы.
Актуальность
семантического
изучения концепта «мать», в совокупности всех знаний, обусловлена
отсутствием комплексного исследования данного концепта.
Научная
новизна нашей работы состоит в том, что в ней предложена модель концептуального
анализа слова «мать», которая включает создание словарного
портрета слова, а также создание словесного портрета концепта.
Практическая
ценность исследования заключается в том, что наблюдения и выводы могут быть
использованы на уроках русского языка при изучении разделов «Лексика»,
«Словообразование», «Морфология» и уроков литературы при изучении
лингвистического анализа текста. Объём и структура работы. Работа
состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и
заключения. Объём работы составляет 36 страниц.
1. Концепт
как основная единица описания языка
В последнее
время активно развивается понятие концепта. Термин концепт стал активно
употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90-х годов и
закрепился в культурологии.
Понятие
«концепт» можно рассматривать с двух сторон: как лингвистическое понятие и как
философское понятие. В отечественной лингвистике термин «концепт» был
заимствован из англоязычной литературы в середине 70-х годов, когда встала
проблема переводов этого термина в работах зарубежных авторов. Тогда английское
concept предлагалось переводить как «понятие».
В «Кратком
словаре когнитивных терминов» даётся следующее определение термина: «Концепт-
это оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона,
концептуально системы и языка мозга всей картины мира, отражённой в человеческой
психике».
В мировой лингвистике обращались к исследованию концептов Аскольдов С.А., Лихачёв Д.С., Артюнова Н.Д. И здесь будет уместным привести определение «концепта», данное Степановым Ю.С.: «концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее». Предложенное Ю.С.Степановым определение концепта как культурно-ментально-языковой единицы относит концепты к сфере языка. В отличие от понятий, концепты мыслятся и переживаются, это предмет эмоций, симпатий и антипатий. Исходя из нескольких определений «концепта», мы выделили некоторые его свойства: 1) концепт – это отражение ментального мира, определяющего взаимосвязь вещей между собой; 2) концепты – это идеальные образы; 3) концепт обязательно обозначается словом. Таким образом, концепт – это «единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, культуре и опредмечивается в языке»
«Картина
мира» в широком
смысле - глобальный образ, присущий определенной исторической эпохе. Для неё
характерно изображение в терминах человеческого языка.
2. Этимологический
анализ концепта «мать»
По данным
этимологического словаря существительное мать означает - общеслав.
индоевр. хар-ка
Ср. санскр.
Mata, греч. meta, лат. Mata, армянск. mayz, лит. mote, род. motezs- «жена,
женщина»
Лит. motina-
«мать», латышк. Mate- «мать», др.- в- нем, muotez- «мать», нем Muttez- «мать» и
т.д.
Существительное
мама означает - общеслав. индоевр. хар-ра, образовано в
языке детей на стадии лепета удвоением слога ма.
Вероятно,
суффиксальное производное от детского лепета мама. Первоначальное
mati изменилось на почве русского языка в мать
в результате утраты конечного безударного И.
«Господи, мати
пресвятыя богородицы!»- говорила в себя и вздыхала старуха, глядя на бомбы…
(Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»).
В Толковом
словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой концепт мать определяется так:
1) женщина по
отношению к своим детям;
Тебе есть
примеры другие - перед тобою мать твоя. (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
2) (перен.)
источник, начало чего-нибудь, а также о том, что близко каждому;
Повторенье-
мать ученья.
Лень-
мать всех пороков.
3) самка по
отношению к детёнышам;
Медведица-
мать медвежат.
4) обращение
к пожилой женщине (прост.)
Мать, невзлюбил нас Господь
за последние года, а? Мать? (М.Горький «Детство»).
5) название
монахини (разг.)
Мать-попадью степенную, попову
дочь безвинную, семинариста всякого - Как чествуете вы? (А.Н. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо?»)
В данной
работе концепт мать рассматривается только в первом значении, синонимами
этого слова, по словарю Ожегова, являются:
Мама- то же, что мать в 1
знач., (ласк) мамочка, мамуля, мамуся, мамин (прил.)
Старая мама,
по слабости зрения своего, ничего не видела и думала, что Наталья читает про
себя молитвы и для того нейдет из церкви. (Н.М.. Карамзин, «Наталья, Боярская
дочь».). Ой, мамочка, умираю! (И.А. Бунин «Цифры»)
Мамаша (прост.)- мама, мать.
Мамаша сидит подле самого меня.
(Л.Н. Толстой «Детство»)
Маменька (устар., разг.)- мама,
мать.
«Спаси,
Господи, папеньку и маменьку». (Л.Н. Толстой «Детство»)
Мамка- то же, что мать в 1
знач. (прост.)
«Давайте
что-нибудь говорить,- прошептал Алексашка.- У меня мамка померла». (А.Н.
Толстой «Пётр Первый»)
Матерь- то же, что мать в 1
знач. (стар. и обл.)
А видите
вот эту саблю! Вот ваша матерь! (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
Матушка- то же, что мать в
1 знач. (устар. разг.)
Мысль о
скорой разлуке со мной так поразила матушку, что она уронила ложку в
кастрюльку и слёзы потекли по её лицу. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).
Словообразовательный
словарь А.Н. Тихонова даёт гнёзда слов, связанных с исследуемой
ситуацией. Большое количество слов указывает на древность гнезда, важность
стоящего за ним, указывает на действующих лиц:
Мать –
мат-ушк-а
Мать, слабая как мать, обняла
их, вынула две небольшие иконки, надела им, рыдая, на шею. (Н.В. Гоголь «Тарас
Бульба»).
мач-ех-а
У тебя всё
есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдется! (С.Я Маршак «Двенадцать
месяцев»)
мать-героиня
Мама -
мам-еньк-а 13 ед.
Спаси,
господи, папеньку и маменьку (Л.Н. Толстой «Детство»)
мам-оньк-а
Мамонька родимая, бес попутал!
(В.П. Астафьев «Ода русскому огороду») мам-очк-а 1 ед
«Ой, мамочка,
умираю!» (И.А. Бунин «Цифры»)
мам-ул-я,
мам-ус-я, мам-ушк-а
мам-к-а
1 ед.
Безбожную
предательницу- мамку… (А.С. Пушкин «Борис Годунов»)
мам-аш-а-
мамаш-еньк-а 7 ед.
Если не
будет твоей мамаши, ты не забудешь её?» (Л.Н. Толстой «Детство»).
Страницы: 1, 2, 3, 4 |