Курсовая работа: Русская природа в поэзии Есенина
Сонный сторож
стучит
Мертвой колотушкой.
(1910)
В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект
деревенской умиротворенной тишины.
В зрелом творчестве Есенина метафоричность становится более
«скрытой». Самые, казалось бы, простые слова (снег, цветение, голубой, песни и
т.д.) метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл,
полученный в контексте есенинского творчества.
Для поэта природа - это чудесный и необъятный храм, в
котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам
проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие
дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых
ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в
движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.
Образное
воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе
художественных поисков Есенина.
3. Заключение.
Есенин — русская художественная идея. Сергей
Есенин — самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его
стихи даже таким искушенным ценителям, как профессиональные литераторы, до сих
пор представляются явлением загадочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию,
в ту пору богатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он
явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифологических времен
бил, как писал Гоголь, «в груди народа» самородный фольклорный ключ и где уже
почти полвека была безответная тишина.
А через десять лет Есенин — чуть ли не самый современный по
мироощущению художник, властитель чувств, стихи которого твердит наизусть вся
Россия. Больше того, «суровый мастер», дерзкий реформатор стиха. Чтобы одолеть
такое расстояние с такой сказочной скоростью, мало Божьего дара. Надо было обладать
еще и самодисциплиной, и волей к совершенству, и чуткостью к велению живой
жизни.
Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве
которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому
что все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не
тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», и даже не
страсть-ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин
— художественная идея России.
Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно
связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он
смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях
сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.
С.Есенин
- представитель нового поколения крестьянской поэзии. Она в свою
очередь - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной
литературе. Возникла как одна из форм сближения устно-поэтической традиции
с письменной.
Наследуемые
новокрестьянскими авторами поэтические традиции многообразнее, хотя грани,
разделяющие их со своими предшественниками, не были особенно резкими. Как и
прежде, они писали не столько о своей личной судьбе, сколько о судьбе
крестьянства в целом, о национально-исторической и
национально-эстетической основе русской жизни. Поэты из народа создали в
начале ХХ века высокохудожественную лирику.
Общечеловеческое
в их стихах и песнях непременно преломлялось сквозь специфически
крестьянское. Своеобразные отношения установились у новокрестьянских
художников с большой литературой, их поэтическая мысль и архитектоника стиха
оказались на уровне самых высоких достижений русской поэзии ХХ века.
С.Есенин
- это стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта.
Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни.
Неслучайно сильная сторона его первого сборника стихов "Радуница"
как раз и заключалась в лирическом изображении русской природы.
Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к
родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно в
зримых пейзажных образах. Есенин одухотворяет и олицетворяет природные явления:
"Черемуха манит рукавом", "Словно белой косынкой
подвязалась сосна" и т.п. В то же время поэт активно использует прием
психологического параллелизма, к примеру, "С алым соком ягоды на
коже..." или "На закат ты розовый похожа...".
Изображение
человека в общении с природой дополняется у Есенина любовью ко всему живому.
В таком взгляде были отголоски древнего представления о человеке, природе,
надолго удержавшегося в сознании крестьянства.
Значимость
произведений С.Есенина определяется позицией лирического "я", со
всей окружающей стихией бытия. С другой стороны, природная сущность - не
фон, не второстепенный элемент общей композиции. Они - духовное пристанище
поэта.
Таковы
наиболее характерные мотивы раннего творчества С.Есенина. Фольклорное
начало отчетливо просматривается уже в первых стихах С.Есенина. Некоторые из
них целиком построены на традиционно-песенном материале. С другой
стороны, налицо оригинальность поэта: в тексте появились новые
содержательные подробности, а поэтические строки принимали строгие
ритмические очертания.
В
дальнейшем автор создает произведения, совершенно отличающиеся по жанру от
своих первоисточников. Это было вызвано его стремлением к
самостоятельному осмыслению народно-поэтического материала. В конечном
итоге именно данная тенденция обусловила оригинальности и многообразие
лирических интонаций поэтов. Развитие его творческой индивидуальности
проходит с опорой на традицию А.Кольцова, первейший стилистический признак
которого состоит в том, что принято обозначать словами: "как птица
поет". Любимые образы у него - лес и степь. В них средняя Россия
предстает в своем и широком, глобальном, и сугубо конкретном обличие...
Если искать в ХХ веке наследника всех поэтических качеств
А.Кольцова, то им бесспорно окажется С.Есенин. Открытость стиля, напор,
размах, главенство чувства и т.д., которые мы обнаруживаем у Кольцова и в
народных песнях, являются кардинальными и для Есенина. Даже ключевые
слова у него- те же: буйство, удаль и т.п.
Сложная
и, по сути, во многом изощренная поэзия Есенина чрезвычайно расширила кольцовскую
стихию, придала ей несколько иные очертания.
Но
основополагающие принципы, несмотря на реформы, остались неизменными. Они то и
определили духовное родство двух самобытных художников - прямых выразителей
сознания русского народа.
Уйдя
из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое
наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать
всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».
Список использованной литературы.
1.
Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. –
Москва: Правда, 1977.
2.
Бузник В.В. Русская советская литература – Москва:
Просвещение, 1987.
3.
Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. - Москва: ТКО
«АСТ», 1995.
4.
Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…» // Литература. –
1998. - №3.
5.
Кошечкин С. Отчее слово. Есенин С. - Москва: Советская
Россия, 1968.
6.
Кременцов Л.П. Русская литература XX века. – Москва:
Академия, 2002.
7.
Красухин Г. Легенда и реальность // Литература. – 1998. -
№3.
8.
Локшина Б.С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. –
Ленинград: Просвещение, 1978.
9.
Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. – Москва: Детская литература,
1982.
10.
Прокушев Ю.Л. Вечный образ. – Москва: Знание, 1977.
11.
Смирнова Л.А. Русская литература XX века. – Москва:
Просвещение, 1999.
12.
Эвентов И.С. Сергей Есенин. – Ленинград: Просвещение, 1978.
|