рефераты рефераты
Главная страница > Курсовая работа: Русская природа в поэзии Есенина  
Курсовая работа: Русская природа в поэзии Есенина
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Курсовая работа: Русская природа в поэзии Есенина

                           

                          Сонный сторож стучит

                          Мертвой колотушкой.

                                     (1910)

В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротворенной тишины.

В зрелом творчестве Есенина метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова (снег, цветение, голубой, песни и т.д.) метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества.

Для поэта природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.

 Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных поисков  Есенина. 


3. Заключение.

Есенин — русская художественная идея. Сергей Есенин — самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как про­фессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением зага­дочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору бо­гатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифоло­гических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» само­родный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безот­ветная тишина.

А через десять лет Есенин — чуть ли не самый современный по мироощущению художник, властитель чувств, стихи которого твердит наизусть вся Россия. Больше того, «суровый мастер», дерзкий реформатор стиха. Чтобы одолеть такое расстояние с такой сказочной скоростью, мало Божьего дара. Надо было об­ладать еще и самодисциплиной, и волей к совершенству, и чутко­стью к велению живой жизни.

Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продик­товано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная лю­бовь», и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есе­нин — художественная идея России.

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произве­дениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

С.Есенин -  представитель  нового   поколения   крестьянской поэзии.  Она  в свою очередь - исключительно самобытное и сложное явление в отечественной литературе.  Возникла как  одна  из  форм сближения устно-поэтической традиции с письменной.

Наследуемые новокрестьянскими  авторами поэтические традиции многообразнее, хотя грани, разделяющие их со   своими предшественниками,  не были особенно резкими.  Как и прежде,  они писали не  столько  о  своей  личной  судьбе,  сколько  о  судьбе крестьянства    в    целом,    о    национально-исторической    и национально-эстетической основе русской жизни.  Поэты  из  народа создали в начале ХХ века высокохудожественную лирику.

Общечеловеческое  в их стихах  и    песнях    непременно преломлялось сквозь специфически  крестьянское.  Своеобразные отношения установились у новокрестьянских  художников  с  большой литературой, их поэтическая мысль и архитектоника стиха оказались на уровне самых высоких достижений  русской  поэзии  ХХ века.

С.Есенин -   это   стихи,   идущие   от   жизни,  от  знания крестьянского быта.  Главное место в них занимает  реалистическое изображение  деревенской  жизни.  Неслучайно  сильная сторона его первого сборника  стихов  "Радуница"  как  раз  и  заключалась  в лирическом  изображении  русской  природы.  Значимость есенинской лирики состоит в том,  что в ней чувство любви  к  родине  всегда выражается  не  отвлеченно  и  риторично,  а  конкретно  в зримых пейзажных образах.  Есенин одухотворяет и олицетворяет  природные явления: "Черемуха  манит  рукавом",   "Словно   белой   косынкой подвязалась  сосна" и т.п.  В то же время поэт активно использует прием психологического параллелизма,  к примеру,  "С  алым  соком ягоды   на   коже..."   или  "На  закат  ты  розовый  похожа...".

Изображение человека в общении с природой дополняется  у  Есенина любовью ко всему живому.  В таком взгляде были отголоски древнего представления  о  человеке,  природе,  надолго  удержавшегося   в сознании крестьянства.

Значимость произведений С.Есенина определяется позицией лирического "я",  со всей  окружающей  стихией  бытия.  С  другой стороны, природная  сущность  - не фон, не второстепенный элемент общей композиции. Они - духовное пристанище поэта.

Таковы наиболее  характерные мотивы  раннего  творчества С.Есенина. Фольклорное  начало отчетливо просматривается уже в первых стихах С.Есенина. Некоторые из них целиком построены на традиционно-песенном   материале.  С  другой  стороны,  налицо оригинальность поэта:  в тексте  появились  новые  содержательные подробности, а  поэтические  строки принимали строгие ритмические очертания.

В дальнейшем автор создает произведения,  совершенно отличающиеся по жанру от своих первоисточников.  Это было вызвано его стремлением   к    самостоятельному    осмыслению    народно-поэтического материала.  В конечном итоге именно данная тенденция обусловила оригинальности  и  многообразие  лирических  интонаций поэтов.  Развитие  его  творческой  индивидуальности  проходит  с опорой на традицию А.Кольцова,  первейший стилистический  признак которого  состоит  в  том,  что принято обозначать словами: "как  птица поет".  Любимые образы у него - лес и степь.  В них средняя Россия   предстает  в  своем  и  широком,  глобальном,  и  сугубо конкретном обличие...  Если искать  в  ХХ  веке  наследника  всех поэтических   качеств   А.Кольцова,   то  им  бесспорно  окажется С.Есенин.  Открытость стиля,  напор, размах, главенство чувства и т.д.,  которые  мы  обнаруживаем  у Кольцова и в народных песнях, являются кардинальными и  для  Есенина.  Даже  ключевые  слова  у него­- те же: буйство, удаль и т.п.

Сложная и,  по  сути,  во  многом  изощренная поэзия Есенина чрезвычайно расширила кольцовскую стихию,  придала  ей  несколько иные очертания.

Но основополагающие принципы,  несмотря на реформы, остались неизменными. Они то и определили духовное родство двух самобытных художников - прямых выразителей сознания русского народа.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».


Список использованной  литературы.

1.  Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. – Москва:  Правда, 1977.

2.  Бузник В.В. Русская советская литература – Москва: Просвещение, 1987.

3.  Быкова Н.Г. Литература. Справочник школьника. - Москва:  ТКО «АСТ», 1995.

4.  Зорин А. «Несказанное, синее, нежное…» // Литература. – 1998. - №3.

5.  Кошечкин С. Отчее слово. Есенин С. - Москва: Советская Россия, 1968.

6.  Кременцов Л.П. Русская литература XX века. – Москва: Академия, 2002.

7.  Красухин Г. Легенда и реальность // Литература. – 1998. - №3.

8.  Локшина Б.С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. – Ленинград:  Просвещение, 1978.

9.  Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. – Москва: Детская литература, 1982.

10.   Прокушев Ю.Л. Вечный образ. – Москва: Знание, 1977.

11.  Смирнова Л.А. Русская литература XX века. – Москва: Просвещение, 1999.

12.  Эвентов И.С. Сергей Есенин. – Ленинград: Просвещение, 1978.

 


Страницы: 1, 2, 3

рефераты
Новости