Курсовая работа: Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир": от замысла до его воплощения
Вслед за кавказскими
рассказами писатель продолжает исследовать поведение человека на войне, на этот
раз в тяжелейших условиях неудачных сражений. Он склоняется «перед этим
молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед
собственным достоинством». В лицах, осанке, движениях солдат и матросов,
защищающих Севастополь, он видит «главные черты, составляющие силу русского».
Он воспевает стойкость простых людей и показывает несостоятельность «героев» -
точнее тех, кто хочет казаться героем. Здесь мир отталкиваний и противостояний
гораздо богаче мира притяжений. В контраст, противовес поставлены храбрость
показная и храбрость скромная. Причем противостоят целые жизненные регионы,
социальные слои, а не просто индивидуальности. При этом писатель показывает
людей со своими характерами, привычками, манерами. Он с чувством передает
«неправильную» разговорную речь солдат. Толстой и в молодые годы, и в поздние
дни своего творчества знал и любил простой народный зык. В его произведениях
это выглядело как украшение речи, а не как ее недостаток.
Оборона Севастополя и
победа над Наполеоном в 1812 г. для Толстого – события разного исторического
масштаба, но равные по нравственному итогу – «сознанию непокоримости» народа.
Непокоримости, несмотря на разный исход: Севастополь после почти годовой
героической защиты был сдан, а война с Наполеоном закончилась изгнанием его из
России. Смысл этого сравнения состоит в том, что простые люди, жертвуя собой
ради общего дела, заслуживают больше почестей, чем «герои». Здесь, возможно,
даже присутствует черта нравственного совершенства простого народа[4].
Нельзя не сказать, что
в идейном плане «Войну и мир» подготовили педагогические статьи Толстого, так
же, как в плане художественном произведение подготавливалось в течение всей
творческой жизни писателя. В статьях начала 60-х годов, кроме вопросов
педагогических (как известно Толстой занимался обучением крестьянских детей),
писатель ставит главнейший, с его точки зрения, вопрос – о праве народа решать
дело своего образования, как и всего исторического развития, о социальном
переустройстве – путем приобщения народа к просвещению. Позже в своем
произведении он коснется этого вопроса: «Ты говоришь школы, <…> поучения
и так далее, то есть ты хочешь вывести его [мужика] из его животного состояния
и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное
счастье – есть счастье животное, а ты его хочешь лишить его…»[5]
Сильная сторона позиции
Толстого – в глубоком убежденном демократизме. О своей любви к народу и
крестьянским детям, об их преимуществах перед городскими детьми Толстой говорит
горячо и сильно:
«Преимущество ума и
знаний всегда на стороне крестьянского мальчика, никогда не учившегося, в
сравнении с барским мальчиком, учившегося у гувернера с пяти лет»;
«Люди народа – свежее,
сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное – нужнее
людей, как бы то ни было воспитанных»;
«… в поколениях работников
лежит и больше силы, и больше сознания правды и добра, чем в поколениях баронов
банкиров и профессоров».
Несмотря на то, что
основные события строятся вокруг представителей высшего общества, тема народа,
его простой русской души постоянно встречается на страницах «Войны и мира». Это
характеризует потребность души самого Толстого выразить свою привязанность к
простым людям.
В итоге первой главы
хотелось бы отметить, что роман-эпопея «Война и мир» рождался не благодаря
мгновенной идее. Он стал осмысленным плодом долгой творческой жизни писателя.
Это уже было творение состоявшегося, опытного и наученного жизнью автора.
Нельзя не отметить, что произведение имеет твердый и прочный фундамент,
основанный на личных переживаниях Толстого, на его воспоминаниях и размышлениях.
Все яркие эпизоды жизни писателя, его нравственные принципы, зародившиеся еще в
раннюю пору творчества, нашли свое отражение в великом шедевре российской
классики «Война и мир». Далее хотелось бы коснуться некоторых особенностей
создания романа-эпопеи.
1.2
Рождение романа-эпопеи
Смысл завершенного произведения
становится яснее, когда мы знаем его историю, путь, пройденный писателем до
начала работы, и творческую историю произведения.
Семь лет «непрестанного
и исключительного труда, при наилучших условиях жизни» (Л.Н.Толстой был
спокоен, счастлив, живя с молодой женой почти безвыездно в Ясной Поляне),
отдано созданию великой книги: 1863 – 1869 г.г. В эти годы писатель почти не
вел дневника, делал редкие заметки в записных книжках, совсем мало отвлекался
на другие замыслы – вся энергия уходила на роман.
В истории создания
романа проявилась важнейшая черта художественного гения Л.Н.Толстого –
стремление «дойти до конца», исследовать самые глубокие пласты национальной
жизни.
История начальной стадии
рассказана в одном из черновых набросков предисловия:
«В 1856 году я начал
писать повесть с известным названием, героем должен был быть декабрист,
возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825
году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825
году мой герой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне
нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для
России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое, и стал писать со времени
1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже
настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий
раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую
молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими,
полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи
личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным
интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени.
В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется
странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением
которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое
я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в
борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не
испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при
чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества
была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то
характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак,
от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже
не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,
1807, 1812, 1825 и 1856 года».[6]
Замысел указан самим
автором– повесть о декабристе. В 1856 г. она, видимо, была лишь задумана.
Работа началась в 1860 г. – об этом свидетельствует письмо, отправленное в 1861
г. из Брюсселя в Лондон А.И. Герцену:
«…Вы не можете себе
представить, как мне интересны все сведения о декабристах в “Полярной звезде”.
Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть
возвращающийся декабрист. Я хотел поговорить с Вами об этом, да так и не успел.
Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56
году в Россию с женою, сыном и дочерью и примерявший свой строгий и несколько
идеальный взгляд к новой России… Тургеневу, которому я читал начало,
понравились первые главы».[7]
Но тогда роман о
декабристе дальше первых глав не развился. От рассказа о судьбе одного
героя-декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период
исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба
этого поколения будет прослежена до конца – до возвращения декабристов из
ссылки. Целый год шли поиски нужного начала. Лишь 15-й вариант удовлетворил
Толстого.
Один из первых
набросков озаглавлен «Три поры. Часть 1-я. 1812-й год». Он начинается главой о
екатерининском генерал-аншефе «князе Волконском, отце князя Андрея».
По-видимому, три поры – это 1812, 1825 и 1856 годы. Затем время действия
сохраняется, а место переносится в Петербург – на «бал у екатерининского
вельможи». Но это не устраивало писателя. Только в 7-м варианте найден
окончательный отсчет времени: «12 ноября 1805 года русские войска, под командой
Кутузова и Багратиона … в Ольмюце готовились на смотр австрийского и русского
императоров». Но и этот фрагмент не стал началом романа. О военных действиях
будет рассказано во второй части первого тома.
Двенадцатый вариант
озаглавлен: «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л.Н. Толстого. 1805-й год. Часть
1-я» - и начинается прямым указанием на принадлежность будущего Пьера Безухова
к декабризму:
«Тем, кто знали князя
Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II,
в 1850-х годах, когда Петр Кириллыч был возвращен из Сибири белым, как лунь
стариком, трудно было бы вообразить себе его беззаботным, бестолковым и
сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I,
вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал
свое воспитание. Князь Петр Кириллович, как известно, был незаконный сын
Кирилла Владимировича Б. … По бумагам он назывался не Петр Кириллыч, а Петр Иваныч,
и не Б., а Медынский, по имени деревни, в которой он родился». [8]
Ближайший друг Петра –
Андрей Волконский; вместе с ним Петр собирается «ехать к старой фрейлине Анне
Павловне Шерер, которая очень желала видеть молодого Медынского»20. Это и стало
зачином романа-эпопеи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |