Курсовая работа: Развитие образа Каина в произведениях Дж.Г. Байрона
Эта
борьба необходима для спасения достоинства, разума и независимости человечества,
но требует нравственных жертв, в свою очередь для него разрушительных, несущих
страдания и смерть.
Когда
вся семья покидает Аду и Каина, чтобы дать им возможность уйти, появляется
фигура Ангела Господня, налагающего на героя проклятье и печать неприкосновенности,
обрекая его на вечные странствия и муки. Зловеще предупреждение Ангела:
Но ты
– убийца брата:
Кто
может защитить тебя от сына?
(Акт III, Сцена 1)
Это
намек на безрадостное будущее человечества, на ожидающие его войны и
несправедливости. Впечатление усугубляется последней фразой Каина, вернее
риторическим вопросом, прозвучавшим после того, как Ада произносит “Мир ему!”
над телом Авеля. Каин вопрошает: “А мне?”.
На
этой скорбной, но весьма эффектной сцене и заканчивается мистерия “Каин”.
Можно
делать разные выводы из этого, несомненно, сложного, многогранного
произведения; верно то, что оно отражает тягостность исканий и сомнений самого
Байрона, его просветительскую веру в бесконечные возможности человеческого
разума, сочетающуюся с романтически- трагическим восприятием мира, окрашенного
в темные тона. Не будем забывать, что само время написания произведения
диктовало свои условия, ведь никакое, даже самое отвлеченное от современной
автору реальности произведение не может быть лишено политической окраски. В
заключении обзора мистерии “Каин” хотелось бы процитировать строки из
совершенно другого по характеру, но раскрывающего ту же тему произведения, о
котором мы уже говорили в этой работе:
Я
возглашаю: камни научу я
Громить
тиранов! Пусть не говорит
Никто,
что льстил я тронам! Всем кричу я,
Потомки!
Мир в оковах рабской тьмы
Таким,
как был он, показали мы!
Речь
идет о “Дон Жуане”, строки эти взяты из восьмой его песни, написанной в 1822
году, через год после создания Каина. Мы видим, что вера в человека и его силы
в борьбе против любого рода угнетения не была утрачена Байроном, напротив, она
только укрепилась и “Каин”, несмотря на его печальный финал – очередное
подтверждение непримиримости Байрона.
Стоит
добавить, что “Каин”, конечно же, вызвал бурю негодования со стороны
общественности, после того как был опубликован, но, одновременно с этим и
восторженные отзывы современников. Вальтер Скотт, которому была посвящена
мистерия, несмотря на свою глубокую религиозность, дал очень высокую оценку произведению:
“…но я и не предполагал, что его Муза может совершить такой величественный
взлет. Он, без сомнения, сравнялся с Мильтоном, но следуя своим собственным
путем”. На Шелли драма произвела не меньшее впечатление. В одном из своих писем
он отмечает: “ “Каин” – это нечто апокалипсическое, откровение, которого ещё не
было”. И Гете, давно наблюдавший за творчеством великого английского
современника и даже занимавшийся переводом его произведений, отметил величие и
сложность “Каина”: “…чем глубже проникаешь в творение великого гения, тем
отчетливее ощущаешь, как трудно воссоздать его замысел не только для, но даже
для самого себя.”
Заключение
В
этой работе мы более или менее подробно рассмотрели развитие образа Каина в
произведениях Дж.Г. Байрона. Эта тема весьма обширна, и могла бы иметь гораздо
больше интерпретаций; в рамках данной курсовой работы были выбраны именно те
произведения и те эпизоды из биографии поэта, которые по нашему мнению наиболее
ярко отражают зарождение и развитие этого образа.
В современном
мире, к сожалению, произведениям классической литературы уделяется не очень
большое внимание, они кажутся многим людям чем-то устаревшим, не
соответствующим реалиям XXI
века. Однако суть истинной классики заключается именно в том, что она универсальна
и не подвержена течению времени. Байрон в своих произведениях рассуждал о
вопросах общечеловеческих, стоящих вне времени. Человечество, увы, всегда будет
сталкиваться с проблемами войны, тирании, разобщенности людей, всегда будет
задумываться над вопросами религии.
В
мистерии “Каин” поэт достиг наибольшего универсализма своих идей, применимости
их ко всему человечеству. Как и библейская притча о Каине и Авеле, байроновский
“Каин” заставляет читателя задуматься о вещах, о которые являются принципиально
важными для него – о его месте в изменчивом мире, о его личной ответственности
за свое будущее и будущее потомков, о великой силе человеческого разума,
позволяющей ему возвыситься над действительностью.
Список
литературы
1.
Аникст А.. Байрон
– драматург [вступительная статья] // Байрон Дж.Г. Пьесы – М: Искусство, 1959
2.
Афонина О.
Послесловие // Байрон Дж.Г. Избранное. – М: Правда, 1986 – с. 417 – 445
3.
Богословский В.Н.
и др. История зарубежной литературы XIX века. // В.Н. Богословский. – М.: Высшая школа, 1991-631 с.
4.
Дьяконова Н.Я.
Байрон в годы изгнания./ Н.Я. Дьяконова. – М: Правда, 1974 – 192 с.
5.
Дьяконова Н.Я.
Лирическая поэзия Байрона. / Н.Я. Дьяконова. – М: Правда, 1978 – 166 с.
6.
Моруа А.
Литературные портреты. Байрон. / А.Моруа.– М: Терра- Книжный клуб, 1998 – 397
с.
7.
Усманова Р.Ф. Дж.
Г. Байрон [ вступительная статья ] // Байрон Дж.Г. Собрание сочинений в 4х
томах. Т.1 – М: Правда, 1981 – с. 3 - 47
|